«Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду»
Оценка 4.7

«Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду»

Оценка 4.7
docx
18.10.2022
«Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду»
Выступление Ларионовой В. Н. на РМО музыкальных руководителей на тему.docx

2956621-96ed8618e088c47f

 

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему:

 

«Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду»

 

 

 

 

Подготовила: музыкальный руководитель

МКОУ «Вяткинская ООШ» (дошкольные группы)

Ларионова Вера Николаевна

 

 

 

 

2020 г

    Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

    Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Музыкальный вкус – это способность адекватно воспринимать,

эмоционально и эстетически оценивать музыкальные произведения, выбирая среди них истинные и художественные.

Музыкальный вкус дошкольников формируется в музыкальной

деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребёнок более или менее мотивированно отдаёт предпочтение тем или иным произведениям. В процессе восприятия музыки у детей возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты.

      Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном

отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них  формируются  основы музыкального вкуса. Дети остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать, запоминать и узнавать её, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей действительности.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя. Установлено, что у ребёнка

дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Эти положительные или отрицательные эмоции, которые возникают при слушании музыки, отражают конкретное психическое состояние ребёнка. Оно называется эстетическим переживанием.  Музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и другие.

     Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия, которое характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. Всегда в восприятии сказываются интересы, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушаться, всмотреться в окружающее. На основе эстетического восприятия возникают и

формируются эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, и есть признак формирования музыкального вкуса.

Таким образом, процесс формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста включает следующие этапы:

а) восприятие музыкального произведения в целом;

б) осмысление его содержания;

в) исполнение произведения, если это возможно;

г) простейший анализ музыкального произведения.

    Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремиться проявлять себя в пении, в танце, в игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую птичку и жужжащего шмеля, неуклюжего медведя и хитрую лису.

    Очень полезно для общего развития детей вовлекать их в самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т.е непосредственность действий, увлеченность, стремление по своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце.

     В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

     Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:

v Младшая  группа: Этап сенсорно-двигательного освоения ребенком окружающей действительности, накопление эмоциональных впечатлений. Цель - пробуждение у детей эмоционального интереса к музыке (часто интуитивного): игра на муз. инструментах, образная музыка в движениях.

v Средняя  группа:  Девиз - "Играя, мы познаем и творим". Цель - вовлечь детей в творческое освоение окружающего мира: Этюды - образные движения под музыку по показу: предметный мир должен предстать перед ребенком в ярком образном звучании, вызывая радость и удивление, как основу заинтересованного отношения к миру.

v Старшая группа: " Познание мира природы как художники": богатейшая палитра красок,  форм, звуков,  запахов, вкусовых ощущений. Цель - умение находить природную красоту с художественной точки зрения передавать душу природы, ее характер, настроение, состояние разнообразными художественными  средствами (пластическими, певческими, живописными, поэтическими). Явления природы познаются в единстве их внешнего проявления: цвет, форма, линии, фактура, декор, и внутреннего смысла, который делает эти образы одухотворенными, эмоционально выразительными (Песни: "Белая березонька", "Край родной", "Доброта", "Как красиво снег идет..."), ассоциации со сказкой Андерсена "Свинопас  - "искусственный цветок, птичка - подмена настоящей души).

v Подготовительная группа:  "Познание реального мира и мира фантазий". Цель - развитие творческой фантазии и воображения. Музыкант, как и любой художник, в своем творчестве отталкивается от природы, но изображая мир, преобразует его силой своего воображения (креатив), т.е.  переработка видоизменение, переосмысление природных форм приводит к рождению ярких выразительных образов в новой реальности. Решаются задачи интегрирования разных видов худ. деятельности с одной стороны и с другой стороны - использования целого комплекса активных воздействующих средств: визуально - образных, музыкальных, поэтических, театрально-игровых, художественных, что обеспечивает эмоциональное, интеллектуальное, нравственно-духовное развитие детей.

     Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

    Слушание музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

     Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность. В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

     Слушание музыки в музыкальных программах для дошкольников выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой — драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

     Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

     Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. В дошкольном детстве сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

      Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

     К выбору репертура стоит подходить очень внимательно. Я  думаю, что  очень близки детскому восприятию альбомы фортепианных пьес П.И.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения в них очень образны, лаконичны, доступны ребенку и интересны. Также необходимо знакомить детей с симфонической музыкой: "Петя и волк" С. Прокофьева, "Карнавал животных" Сен-Санса... Помимо "детской музыки" очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных  времен - Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена.

       Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными  жанрами: песней, танцем, маршем. На танцевальную музыку  многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях:"волшебные персонажи", "магазин игрушек", "сказочные цветы". Используется самая разнообразная танцевальная музыка :балетная музыка П.И.Чайковского, вальсы Ф. Шопена, Д.Шостаковича.  Ритмичную маршевую музыку дети воспринимают легко: Марши С.Прокофьева, Д.Шостаковича.  Ребята могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе. Песенностью,  часто в сочетании с танцевальностью наполнена музыка Мендельсона, Шуберта, Шопена ... .

      Также важна  продолжительность звучания произведеният.к. внимание ребенка непродолжительно, неустойчиво, не дожидаться утомления, закончить звучание до этого. Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма.

Главное  - не наскучить, идти от желаний ребенка. Выбирается наиболее яркий, образный отрывок, чтоб заинтересовать детей. При  повторных прослушиваниях удлиняем продолжительность фрагмента.  Важно дать детям почувствовать настроения, переживания, переданные в музыке, их смену, взаимодействие, характерностью ритма. (мажор-минор, темное - светлое, плавное - пульсирующее, высокое - низкое, все что составляет гармонию). Позже заостряется внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы. Когда музыкальное произведение знакомо, дети слушают его без комментариев  взрослого, уместно лишь иногда делать краткие замечания по поводу смены характера музыки.

      Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого. При активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, выражение глаз, мимика и др.) повышают заинтересованность в слушании музыки у ребенка.

     Хорошо использовать  для обогащения музыкальных впечатлений впечатлений ребенка знакомую музыку в непринужденной обстановке, во время свободной деятельности в группе. Ребенок имеет возможность лишь эпизодически активно ее слушать, "включаться", когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно  - эмоциональные  взаимоотношения. От угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л.Бетховена ("К радости"), раздражение можно снять музыкой И.С.Баха, при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига ("Утро"), некоторые концерты А.Вивальди.  К произведениям, улучшающим внимание, помогающие сосредоточиться, относятся "Времена года" П.И.Чайковского,"Лунный свет" К.Дебюсси, "Грезы" Р.Шумана.

      По- моему мнению, образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов :художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех видах художественной деятельности.  Отсюда - акцент на связи внешней формы и внутреннего содержания. Передача образа сначала в движениях, мимике, жестах, а затем, например, в своих рисунках цветом, линией, формой.

Слышим - видим - чувствуем - представляем - творим. (Слышим - видим взаимозависимы). Через любование - к сопереживанию, через сопереживание - к отзывчивости (Б.Неманский)                                       

 

 

 

Рекомендуемые приемы

1.Контрастное сопоставление  муз. произведений ( сравнение симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения (картины) в соответствии с предлагаемой музыкой)).

2.Оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, губной оркестр, игра на воображаемых инструментах, дирижирование)

3.Передача характера музыки в движениях (сочинение своего танца на основе комбинирования различных элементов танцевальных и сюжетно-образных движений, где руки - главный показатель творчества).

4. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунке  (показ репродукций,  ("рисуем с закрытыми глазами движение музыки", "рисуем ощущения мазками» "

5. Обогащение восприятия музыкального произведения  посредством использования  зрительных, слуховых, обонятельных  (аромотерапия - с закрытыми и открытыми глазами), тактильных (выбери ткань по цвету, фактуре на ощупь), вкусовых ощущений ("попробуй музыку на вкус") ("Сладкая греза" Чайковского - клюква в сахаре,"Клоуны" Кабалевского - лимонный мармелад, "Болезнь куклы" - соль...)

6. Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке

7.Выбор атрибутики и использование ее в  импровизациях в процессе восприятия музыки.

8. Музыкально - психологические этюды ("Свеча", "Зимний лес", "Музей ледяных фигур")

9.Использование художественного слова для более глубокого восприятия музыки.

     По- моему мнению, образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов : художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех

     Необходимо поддерживать веру ребенка в свои творческие возможности, сохранить в нем живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения (сочинения стихов часто "белых", песенных образов).

     Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах — разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям, начиная с раннего возраста.


 

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду»

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду»

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки , и есть признак формирования музыкального вкуса

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки , и есть признак формирования музыкального вкуса

Явления природы познаются в единстве их внешнего проявления: цвет, форма, линии, фактура, декор, и внутреннего смысла, который делает эти образы одухотворенными, эмоционально выразительными (Песни: "Белая…

Явления природы познаются в единстве их внешнего проявления: цвет, форма, линии, фактура, декор, и внутреннего смысла, который делает эти образы одухотворенными, эмоционально выразительными (Песни: "Белая…

Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности

Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности

Главное - не наскучить, идти от желаний ребенка

Главное - не наскучить, идти от желаний ребенка

Рекомендуемые приемы 1.Контрастное сопоставление муз

Рекомендуемые приемы 1.Контрастное сопоставление муз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022