Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с источниками информации в процессе проектной деятельности на уроках английского языка
Оценка 4.6

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с источниками информации в процессе проектной деятельности на уроках английского языка

Оценка 4.6
doc
04.01.2025
Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с источниками информации в процессе проектной деятельности на уроках английского языка
САМ РАБОТА ПРИ ПРОЕКТАХ.doc

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с источниками информации в процессе проектной деятельности на уроках английского языка

 

 

Благополучие любого общества  и государство в целом зависит от того насколько широко образованы люди. Собственное благополучие детей в будущем зависит от их духовного и умственного развития. Основная задача школы состоит в том, чтобы помочь учащимся раскрыть и развить те способности, которые позволили бы им максимально реализовать себя в окружающем мире.

Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

Проектная методика позволяет моделировать общение в процессе обучения иностранному языку. Принято считать, что общение на уроках иностранного языка может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса, при которой учитель побуждает ученика к речевой деятельности, ученик отвечает. При этом чаще используются фронтальные формы работы. Что касается «многостороннего» общения, то для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.         Модель «многостороннего» общения представляет обучение как «свободное раскрытие» личностных возможностей» как учителя, так и учеников и существенным образом меняет позиции всех участников учебного процесса. Есть все основания полагать, что проектная методика позволяет моделировать второй тип общения.
       В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата в об
учении.

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

В настоящее время необходимо формирование информационных умений учащихся, которые будут способствовать становлению творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях личности. Работа с различными источниками информации является важной составной частью учебного процесса. Сейчас на уроках используются следующие формы по­дачи материала: лекция, объяснение учителя (уче­ника, приглашенного консультанта); работа с тради­ционными носителями информации, работа с компьютерными носителями информации. Вариативность их использования чаще всего и характеризует профессиональный уровень современного учителя. К традиционным источникам информации относятся: учебники, справочники, таблицы, аудио, видео-, теле, фильмы, мультимедийные энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории и т.п. Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Поиск становится сейчас все сложнее и сложнее. Умение работать с источниками информации является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся. Целенаправленных методик формирования системы информационных умений пока, увы, нет.

Прививая учащимся навыки самостоятельной работы с различными источниками информации необходимо учитывать что, во-первых, всякой самостоятельной деятельности  учащихся должна предшествовать продолжительная подготовка; во-вторых, учащиеся сначала должны овладеть простыми навыками и умениями, а потом более сложными и, в-третьих, у них должна выработаться устойчивая привычка пользоваться приемами работы с разными носителями  информации.

Источники информации могут устаревать по мере накопления новых знаний. Современность источника информации имеет прямое отношение к возможности его применения. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся с учебной литературой успех обусловлен определенными дидактическими условиями. Первое условие — наличие у обучающихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие — присутствие в содержании задания нового материала, придаю­щего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятель­ного решения. Третье условие — необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие — работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. Пятое условие — самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока — это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий. Рассмотрим подробнее некоторые современные методические приемы формирования информацион­ных умений, например, при работе с учебником. Классические методические пособия рекомендуют организовать работу с учебником так, «чтобы она не свелась к заучиванию текста, а создавала навыки и умения анализировать прочитанное, делать выводы, находить материал, необходимый для решения задач». Начинать рекомендуют с заданий репродуктивного характера: внимательное чтение, запоминание, воспроизведение прочитанного по­средством решения определённых задач. Поэтому уже с первых уроков необходимо знакомить учащихся со структурой учебника, показывать, как им пользоваться, потом предложить вводить задания на более глубокое понимание смысла изучаемых понятий, на ак­тивное применение мыслительных операций. С другой стороны, не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своём очень быстро ориентируются на систему опроса учителя. При этом на уроке воспроизводятся в тетрадях учащихся определения и фразы, которые можно дома или в классе прочитать в учебнике, а не тратить драгоценное время урока на переписывание определений. В начале учебного года необходимо настроить учащихся на работу с учебником в классе и дома. Предлагаю некоторые полезные приёмы. Самый простой - вставить пропущенные слова в предложения. В роли предложений можно взять клю­чевые фразы из домашнего параграфа. Задания можно усложнять по мере овладения уме­ниями: от простой проверки чтения домашних параграфов переходить к анализу фрагментов текстов обобщающего или систематизирующего характера, вводить фразы творческого характера, требующего креативного мышления учащихся. Например, учащимся при подготовке домашнего задания предлагается дать формулировку определённых понятий с использованием несколь­ких источников информации. Конечно, можно надиктовать эти определения, но образовательный эффект тогда сводится к нулю. Отдельные ученики получают карточку с перечнем терминов, они должны раскрыть их на уроке за определённое время. Можно предложить учащимся дать собственную формулировку определений. Большую гордость испытывают учащиеся, когда учитель на уроке  использует данные ими определения. В конце года можно предложить учащимся самостоятельно оформить макет учебника. На странице ученики отображают основные разделы учебника, используя рисунки и символы. Введение заданий творческого характера в работе с источниками информации не отменяет классические приемы работы с учебником, а только переносит акцент на более высокий уровень самостоятельности учащихся. Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе. Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на раз­личных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопросов, при изучении принципа действия и устройства приборов и технических устройств, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся. В процессе разбора нового материала наиболее распростра­ненной является работа с рисунками. Рисунки составляют неотъемлемую часть учебника. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся правильно пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассматривали бы его и анализировали. Опыт показывает, что очень важным этапом в работе с рисунками учебника является внимательное рассмотрение рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Можно предложить самостоятельно составить вопросы к рисунку. Иногда излагая содержание предлагаемого рисунка, можно  включить его в свой рассказ. Работа с рисунками учебника может заключаться, например, в их сравнении для лучшего понима­ния учебного материала. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое. При работе с любой учебной литературой ученикам можно предположить выполнить конспект. Конспект (от лат. сonspectus – обзор) - это краткое письменное последовательное изложение основного содержания книги, статьи, освобожденное от мелочей, повторений.

Наконец, все большее количество учащихся обращаются за поиском информации к электронным источникам, в частности, к всемирной сети Интернет. Здесь можно использовать множество способов поиска, но, как правило, существует два наиболее оптимальных варианта: использование поисковых систем и поиск по конкретному электронному адресу. Самые популярные русскоязычные поисковые системы ЯNDEX, RAMBLER и АПОРТ. Что касается использования электронных ресурсов, следует предупредить учащихся  о точности и достоверности найденного материала, опасности использования непроверенной информации через Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с источниками информации в процессе проектной деятельности на уроках английского языка

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с источниками информации в процессе проектной деятельности на уроках английского языка

В настоящее время необходимо формирование информационных умений учащихся, которые будут способствовать становлению творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях личности

В настоящее время необходимо формирование информационных умений учащихся, которые будут способствовать становлению творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях личности

Классические методические пособия рекоменду ют организовать работу с учебником так, «чтобы она не свелась к заучиванию текста, а создавала навыки и умения анализировать прочитанное, де…

Классические методические пособия рекоменду ют организовать работу с учебником так, «чтобы она не свелась к заучиванию текста, а создавала навыки и умения анализировать прочитанное, де…

В процессе разбора нового материала наиболее распростра­ ненной является работа с рисунками

В процессе разбора нового материала наиболее распростра­ ненной является работа с рисунками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2025