Шалашова Ольга Николаевна
преподаватель высшей категории
БПОУ «Омского технологического колледжа»
г.Омск
E-mail:sholga19610@yandex.ru
Развитие образного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству.
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы развития образного мышления людей «творческих» профессий- модельеры, конструкторы, дизайнеры, художники и т. д. Приводятся определения, понятия. Описываются педагогические приёмы развития образного мышления студентов, выбравших «творческие» профессии.
Ключевые слова: мышление, образное мышление, художественно-образное мышление, художественный образ, изобразительная деятельность, изобразительное искусство.
Shalashova Olga
teacher of the highest category
BPOU " Omsk College of Technology »
Omsk
E-mail: sholga19610@yandex.ru
The development of creative thinking of students in learning visual arts.
The article discusses theoretical and practical issues of development of figurative thinking of the people of creative professions - designers, constructors, designers, artists etc. definitions, concepts. Describes pedagogical techniques for developing creative thinking of students who have chosen creative profession.
Key words: thinking, creative thinking, artistic creative thinking, artistic image, visual activity, visual art.
В современных условиях постоянно изменяющегося во всех сферах общества, повышаются требования к уровню развития личности в процессе образования. Овладение профессиональными компетенциями предполагает адаптацию к сложным условиям жизни, возможность успешной самореализации. Все области науки, производства, управления, педагогики и искусства стали остро нуждаться в людях, предрасположенных к творчеству. Педагогические приёмы и методы преподавателей профессионального обучения направлены на такое проектирование и организацию учебного процесса, которое учитывало бы потребность личности в своей неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. В ряду проблем подготовки молодого специалиста к активной социальной и профессиональной жизни выделяется проблема развития его образного мышления как важнейшей характеристики креативности личности. Деятельность человека и в профессиональной, и в социальной жизни креативна, если она включает в себя новые и уникальные подходы к решению возникающих задач.
Искусство обладает огромной преобразующей силой. Через художественное творчество, художник с помощью воображения, впечатлений от действительности, перерабатывает жизненный материал, строит новую реальность, тем самым воздействует на чувства и мысли человека, совершенствует и оттачивает все способности, в том числе и способность к творческой деятельности во всех сферах человеческой деятельности [1]. Педагогическая деятельность преподавателей профессиональной школы направлена на выявление путей развития образного мышления студентов средствами изучения изобразительной деятельности как основы их творческого потенциала.
Цели развития образного мышления личности становятся все более актуальными в контексте утверждения в «обществе проектно- дизайнерской культуры». Дизайнерское проектирование рассматривается в настоящее время как универсальный тип деятельности современной культуры (О.Генисаретский, В.Глазычев и др.). Особое значение оно приобретает в подготовке широкого круга профессионалов, связанных с дизайном. Развитым образным мышлением должны обладать люди «творческих» профессий –модельеры, конструкторы, дизайнеры, художники, и т. д.. В своей деятельности они нередко должны представить «и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет». Без образного мышления наше восприятие действительности не было бы столь разносторонним и глубоким. Естественно, что на практике логическое и образное мышление сосуществуют, дополняя друг друга но степень их выраженности для эффективности того или иного вида социальной либо профессиональной деятельности разная.
Мышление дизайнера - синтетическое, т.к. сам дизайн - явление пограничное между прагматической деятельностью, решающей насущные проблемы и созданием объектов, определяющих стиль и образ жизни людей. Дизайн существует на стыке научного и художественного освоения действительности. С одной стороны, дизайнеры создают материальные и виртуальные модели будущих объектов, что объединяет дизайн-процесс с любым проектированием вещей: инженерным, конструкторским. С другой,— образное моделирование реальности роднит дизайн с творчеством «высокого» искусства. Таким образом, развитие образного мышления обучающихся по специальностям «творческих» профессий, является необходимым условием их будущей творческой деятельности.
Практически во всех исследованиях, посвященных вопросу природы образного мышления, говорится о том, что одним из специфических его качеств является двоякая структура, включающая в себя компонент эмоционально-субъективный и объективно-формальный. Эти два аспекта способны влиять на формирование образного мышления людей занимающихся дизайном.
Связь с универсальным творческим мышлением проявляется в области профессиональной «дизайнерской» методики поиска образов. Логическое и чувственное, рациональное и эмоциональное, содержание и форма - на основе их слияния, выраженных специфическими для каждого вида искусства средствами, создаются образы-характеры, образы-события, образы-детали, передающие определенные эстетические идеи и чувства. В этом деятельность дизайнера сравнима с деятельностью художника. Образ включает материал действительности, переработанный творческой фантазией личности , ее отношение к изображенному. Образная мысль многозначна, она богата и глубока по своему значению и смыслу. Сознание дизайнера отличается тем, что он рассматривает создание образа через призму имеющихся в его распоряжении художественных средств. Это предполагает определенный уровень владения грамотой изобразительного искусства как средством воплощения образа, его выразительного решения. Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на развитие образного мышления будущего специалиста, являются не только практические умения, навыки, но и специфика восприятия студентом действительности, согласованного взаимодействия практического опыта, знаний, умений с фантазией, воображением, эмоциональным настроем и эстетической позицией автора. Развитие художественно-образного мышления – это одна из приоритетных задач образовательного процесса по специализации «дизайн», и решается эта задача в процессе обучения на занятиях, связанных с изобразительной деятельностью.
Содержание и организация учебного процесса должны способствовать синтезу знаний, полученных учащимися на занятиях по разным дисциплинам, таким как рисунок, живопись, композиция и др. . На занятиях должен использоваться принцип деятельностного подхода, сущность которого состоит на том, что психика человека неразрывно связана и обусловлена его деятельностью, которая понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром. С.Л. Рубинштейном был сформулирован принцип единства сознания и деятельности: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое, не тождество, но единство» [6, с. 465]. Ученый считает, что становясь субъектом деятельности, своей жизни, личность приобретает способность саморазвития, самосовершенствования как в индивидуальном, так и в общечеловеческом ценностном отношении. Изобразительная деятельность студентов на занятии должна быть организована таким образом, чтобы она объединяла процесс эмоционального восприятия предметов и явлений окружающего мира с их образным воплощением на основе использования средств художественной выразительности (цвета, линии, формы, контраста, фактуры) и изобразительных материалов и стимулировала мотивацию студентов к самовыражению средствами изобразительного искусства.
Система практических заданий, позволяющих эффективно развивать образное мышление, предполагает выполнение на занятиях различных формальных и не формальных композиций при использовании разных сфер чувств человека, что способствует формированию и развитию образа. Например, это выполнение композиции на заданную тему (времена года, космос, музыка, страна и т. д.). Знание законов композиции и гармонизации, умение применять эти законы на практике играют важную роль для создания творческой работы. Так же важна смелость идей, неожиданность решений. Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Простейшие формы пятна – квадрат, треугольник, круг и производные от них – несут в себе ассоциативные образы, идеи и понятия. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию образы. В сочетании с формой он позволяет выражать и передавать тончайшие оттенки переживаний, чувств, эмоций, сложные абстрактные понятия и представления. В процессе таких упражнений, как выполнение композиций из геометрических форм с передачей эмоционального состояния – радости, грусти, восторга, печали или передачи идеи добра и зла, студенты решают сразу комплекс задач: это выбор композиционного построения для создания наибольшей выразительности, средств выражения творческой идеи, определение того, какие материалы и инструменты будут использованы. Усложняя задания, можно предложить создать конкретный художественный образ («Снежная королева», «Гладиатор», «Пьеро» и т.д.). Цвет вызывает множество ассоциаций- холодный, теплый, легкий, тяжелый, тихий, громкий и т.п. На этом основаны задания, цель которых не только создать выразительный образ, но и передать собственное отношение, индивидуальную трактовку темы. На пример в творческой работе выразить цветом и формой какой-либо запах, вкус. Более сложны задания – выполнить композиции на темы «Ванильный торт», «Шум дождя», «Полевые цветы» и т. д. Особое упражнение – создание художественного образа на тему музыкального произведения. Задания подобного типа позволяют реализовать творческую индивидуальность каждого студента.
Выявление и развитие художественно-творческого потенциала личности каждого студента является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие творчества - сложная и комплексная проблема. Анализ творческих работ студентов показывает, что каждому студенту присущ индивидуальный характер выполнения творческого задания при выполнении одной и той же темы. Все работы выделяются яркой индивидуальной манерой исполнения. Это значит что приобретается неповторимый, индивидуальный «почерк» художника, который является доказательством развития художественно-образного мышления студентов.
Литература:
1. Борее. Ю. Б. Эстетика: учебник – М., 2002.
2. Словарь по искусству и архитектуре [Электронный ресурс] http://www.brainart.ru/vocabulary/04/graphika.php
3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. - М., 1989.
4. Лилов А.Л. Природа художественного творчества. - М., 1981.
5. Киященко, Н.И. Эстетика жизни: учеб.пособ. для учащ. лицеев и гимназий: в 3 ч. - М., 2000. - Ч. 3.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. ibliographyBoreev. Yu.B. Ehstetika: uchebnik - M., 2002.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.