Аннотация. В статье рассматриваются приёмы и методы развития визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла. Цель статьи - анализ возникновения необходимости в развитии визуально пространственного мышления. Обоснование методов способствующих этому развитию. Ключевые слова: визуальные образы, визуальная культура, визуально-пространственное мышление.
Оценка 4.8

Аннотация. В статье рассматриваются приёмы и методы развития визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла. Цель статьи - анализ возникновения необходимости в развитии визуально пространственного мышления. Обоснование методов способствующих этому развитию. Ключевые слова: визуальные образы, визуальная культура, визуально-пространственное мышление.

Оценка 4.8
docx
12.02.2020
Аннотация.       В статье рассматриваются приёмы и методы развития визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла. Цель статьи  - анализ возникновения необходимости  в развитии визуально пространственного мышления. Обоснование методов способствующих этому развитию.  Ключевые слова: визуальные образы, визуальная культура, визуально-пространственное мышление.
Развитие визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла.
Статья Шалашовой ОН.docx

 

Развитие визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла.

 

Шалашова Ольга Николаевна

преподаватель высшей категории

БПОУ «Омского технологического колледжа»

г.Омск

E-mail:sholga19610@yandex.ru

 

 

The development of visual spatial thinking on the disciplines of visual cycle.

 

Shalashova Olga

teacher of the highest category

BPOU " Omsk College of Technology »

Omsk

E-mail: [email protected]

 

 

 

Аннотация.

      В статье рассматриваются приёмы и методы развития визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла. Цель статьи  - анализ возникновения необходимости  в развитии визуально пространственного мышления. Обоснование методов способствующих этому развитию.

 

Ключевые слова: визуальные образы, визуальная культура, визуально-пространственное мышление.

 

Abstract .
     In the article the methods and the development of methods for the visual spatial thinking disciplines graphic cycle . Purpose of the article - the analysis of the need arise in the development of visual spatial thinking . Substantiation of methods contributing to this development.
 
Keywords : visual images , visual culture , visual- spatial thinking 

 

 

 

 

 Современная эпоха, это быстрое увеличение визуального потока информации, охватывающего все сферы человеческой деятельности. Предметный мир, окружающий человека,  предстает в его сознании как совокупность визуальных образов, транслируемых через  средства визуальной коммуникации - кино, телевидение, реклама, интернет, видеореклама. Каждое социальное предприятие или институт имеют свою визуальную репрезентацию в виде логотипа, марки, бренда, дизайна среды функционирования и др.Все это  приводит к возникновению «визуального хаоса». Следовательно, становление визуальной культуры является необходимым условием понимания созданных человечеством способов и средств визуальной коммуникации.

Примеры присутствия в нашей  жизни визуального типа мышления, это его продукты –  произведения любого вида искусства,  любые  карты, схемы, чертежи, интеллект или ассоциативные карты, скрайбы и изобразительное творчество в любом его проявлении. Любая изобразительная деятельность  служит примером именно визуально - пространственного мышления и является его продуктом. С помощью визуально - пространственного мышления люди реализуют в воображении и во внешнем мире свои мечты. Мы описываем свой опыт переживания жизненных реалий сначала в образах, и только потом приходим к осмыслению. Быстрое развитие новых информационных и дизайнерских технологий ставит современного человека в условия, когда без развитого визуально - пространственного мышления становится проблемным освоение новых технических достижений. Можно сделать вывод, что самым эффективным будет мышление, основанное на зрительном восприятии проблемы. Умение наглядно представить проблему позволит решить ее эффективнее. Таким образом, визуальная культура становится признаком профессионализма во многих видах человеческой деятельности. Потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах владеющих эстетическим чувством и системным подходом к проектированию, а также в квалифицированных специалистах дизайнерских фирм, архитектурных бюро и т.д. продолжает расти с каждым годом. Развитое визуально- пространственное мышление основа профессионального мастерства специалистов этой области.

 

Актуальность развития визуального - пространственного мышления и разработка  методов его формирования  приобретает особое значение.

 Возникает необходимость оптимизации деятельности преподавателя изобразительных дисциплин, влияющего как ни кто другой, на развитие визуально пространственного мышления.

Отличие визуального мышления состоит в том, что оно функционирует не в предметно-понятийной области, а оперирует формально-графическими изображениями. Осуществляется на основе трех видов зрительных образов: рождающихся при непосредственном восприятии объекта; воспроизводимых в зрительной памяти; создаваемых путем рисования или каким-либо другим способом.  Изображение в дизайне, в любом проявлении, в любой форме, - это язык, приспособленный для передачи проектных идей. Многовековой опыт искусства и художественной педагогики доказал, что фундамент этого языка составляют изобразительные дисциплины. Эти дисциплины (Рисунок, Живопись, Основы композиции и .п.) воспитывают художественный вкус, пространственное видение объектов и пространственное воображение, умение рисовать. Когда человек рисует, происходит переработка информации, ведущей к проектным идеям. Как только образ оказывается выявленным в виде изображения или модели, он становится частью информации, нужной для продуцирования следующих идей. Иными словами, умение рисовать - одно из существеннейших условий свободы творчества. Рисунок имеет продуктивный выход в черчение. Особенно это существенно для образовательных учреждений инженерно-технической направленности, где подготовка учащихся склоняется в сторону инженерного дизайна.

Значение занятий на дисциплинах изобразительного цикла для развития визуально- пространственного мышления трудно переоценить.  Отсюда - необходимость постановки в обучении  аналитических задач: учащегося следует учить анализировать средствами графики логику и закономерности структуры, конструкции, формообразования в пространстве и выявлять эти закономерности в рисунке. Будущий дизайнер, в частности инженер-дизайнер, должен обладать уверенным чувством формы, умением организовать ее, интерпретировать и варьировать в соответствии с проектной задачей. Задания должны не только учить точно воспроизводить с натуры форму по всем правилам реалистического изображения, но и творчески преобразовывать ее, "препарировать", выявляя пластико - ритмические, формообразующие, декоративные и иные ее качества.         Дизайнер, особенно инженер- дизайнер, мысленно оперирует реальными материалами и их свойствами. поэтому необходимо включить задания, развивающие умение воспроизводить средствами графики фактуры различных материалов, решать задачи, связанные с выявлением формообразующих возможностей материала. В этом отношении будущему дизайнеру желательно владеть широким спектром изобразительно-выразительных средств графики.  Необходимость овладения конструктивно-пространственным и образно-пластическим мышлением выдвигает задачу свободно, по памяти, по представлению и воображению графически моделировать любую пространственную форму. Развитию таких умений способствуют, в частности, кратковременные задания с определенно сформулированными задачами - зарисовки и наброски. 

      К дисциплинам изобразительного цикла относится  Композиция  (сочинение композиций) подчиняются целому ряду закономерностей В изобразительных искусствах, архитектуре, дизайне, в декоративно- прикладных искусствах формальная композиция оперирует геометрическими преобразованиями в контексте, "точка -линия-объем-пространство". На плоскости, например, осуществляются по определенным законам движение и взаимное расположение точек, линий, пятен (частей той же плоскости), образуя в конечном итоге гармоничную или экспрессивную композицию. В пространстве то же происходит с точками, линиями, плоскостями, но еще и с объемами как частями того же пространства. Какой конкретный смысл содержится во всех этих элементах, для формальной композиции безразлично; это - композиция формы. Так, с точки зрения композиции перспективное изображение комнаты  не означает, что в ней есть пол, потолок, стены, мебель, светильники и пр.. Для композиции значимы лишь горизонтальные и вертикальные плоскости, линии (электропроводка), точки (лампочки), пятна (окна, картины). И само оперирование этими элементами, если оно осуществляется профессионально грамотным и талантливым художником, дает огромный эмоционально-образный эффект, о чем свидетельствует, например, опыт абстрактного (беспредметного) искусства. Но в реальном произведении живописи, архитектуры, дизайна все эти элементы, конечно, имеют конкретное содержание: в живописи объемы и пространственные структуры - это деревья, земля и небо, живые люди и т. д. Даже в наиболее абстрактном из искусств - архитектуре - объемы, плоскости и пространства обретают вполне конкретное назначение и значение. Все это относится и к творчеству дизайнера. Понять сложные композиционные взаимосвязи,  учащимся, не просто. Поэтому наряду с циклом упражнений по теме композиции на плоскости, в объеме и в пространстве необходимо объяснять такие категории, как тектоника, масштаб, пропорции и др., в практических композиционных упражнениях как бы ускользающие из поля зрения учащихся.

     Дизайнерское творчество можно рассматривать в разных плоскостях - в зависимости,  от соотношения технического и художественного начал в дизайне (инженерный дизайн и арт -дизайн), от масштаба объекта (дизайн вещи и дизайн среды), от преобладающего материала (мебельный дизайн и текстильный дизайн) и т. д.  Поэтому определённое направление, в учебных заданиях, не ставится : в любом дизайнерском проекте есть проблемы и функциональные, и инженерные, и средовые, и другие.  Со времен Баухауза задания по композиции принято строить по схеме "от точки - к пространству", то есть сначала осваивать композицию на плоскости, потом объемную композицию и затем уже композицию пространственную (или объемно- пространственную). Эта схема,  исходит  из  принципа "от простого - к сложному".

    П. Грин, ректор педагогического факультета Колледжа искусств Хорнси (Великобритания) писал еще в 60-е годы: «Никакое персональное развитие невозможно при занятии надуманными проектами». Для успешного развития на занятиях визуально – пространственного мышления необходимо предлагать реалистичные учебные проекты, давать возможность выполнить их в натуре. Исключительно важно, чтобы в качестве тем учебного проектирования учащимся предлагались знакомые вещи.

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

2. Буткевич О. В. Красота: природа, сущность, формы. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР,

1983. 438 с.

3. Ганзен В. А., Кудин П. А. Исследование равновесия в структуре объектов зрительного

восприятия.— Вестн. ЛГУ, вып. 4. 1969, 23, с. 158—162.

4. Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции.— Техническая эстетика, 1969, 4, с. 1—3.

5. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 с.

6. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во

АПН РСФСР, 1959. 270 с.

7. Даниэль С. М. Искусство видеть /С.М. Даниэль. Москва: Амфора, 2006. 206с.

 8. Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге / С. Зеки // В мире науки. 1992. № 11. С. 33-41.

 9. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. 272с.


 

Развитие визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла

Развитие визуально пространственного мышления на дисциплинах изобразительного цикла

Предметный мир, окружающий человека, предстает в его сознании как совокупность визуальных образов, транслируемых через средства визуальной коммуникации - кино, телевидение, реклама, интернет, видеореклама

Предметный мир, окружающий человека, предстает в его сознании как совокупность визуальных образов, транслируемых через средства визуальной коммуникации - кино, телевидение, реклама, интернет, видеореклама

Эти дисциплины (Рисунок, Живопись,

Эти дисциплины (Рисунок, Живопись,

Какой конкретный смысл содержится во всех этих элементах, для формальной композиции безразлично; это - композиция формы

Какой конкретный смысл содержится во всех этих элементах, для формальной композиции безразлично; это - композиция формы

Исключительно важно, чтобы в качестве тем учебного проектирования учащимся предлагались знакомые вещи

Исключительно важно, чтобы в качестве тем учебного проектирования учащимся предлагались знакомые вещи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020