Орфоэпические упражнения для развития речи младших школьников.
1. Найдите слова, отвечающие на вопрос, кто?
Прочитайте слова, состоящие их трех слогов
Прочитайте слова в середине которых есть звук [м]
Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.
Пример слов: заяц, банан, человек, лопата, магазин, мороз, наемник, мышь, матушка, кукушка, роман, ансамбль, наемник.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
2. Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; б) [г] на конце слова; в) [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?
Примеры слов: порог, где, герб, гость, когда, газета, бог, луг, досуг, вагон, загон.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
3. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания [чн]. Прочитайте их правильно.
Одинаково ли произносится [чн] в приведенных ниже словах?
Образец выполнения задания
[шн] |
[чн] и [шн] (вариативное произношение) |
[чн] |
Коне[шн]о |
Порядо[чн]ый-порядо[шн]ый |
Зада[чн]ик |
Безбрачный, беспечный, будничный, булочная, взяточник, встречный, горчичник, дачник, двоечник, девичник, Ильинична, конечно, конечный, млечный, молочный, нарочно, поточный, прачечный, пустячный, сердечный, скворечник, скучно, сливочный, шапочный, яблочный, яичница.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
4. Прочитайте слова.
1) Разделите слова на три группы: произносится мягкий согласный; произносится твердый согласный; произносится как твердый, так и мягкий согласный.
2) Добавьте в каждую группу по одному слову
3) Составьте словосочетание со словом: антенна, протест, интервью, премьера
Пример слов: тема, интернат, антенна, шинель, тембр, тезис, протест, индекс, интервью, дефис, компьютер, кафе, тире, стратегия, премьера, агрессия
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
5. Прочитайте слова: километр, помощник, шинель, свитер, шофёр, порядочный, термос, булочная.
1) Составьте текст, используя все слова. Прочитайте его.
2) Разделите слова на три группы: а) слова, состоящие из двух слогов; б) слова, состоящие из трех слогов; в) слова, состоящие более чем из трех слогов.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия.
Акцентологические упражнения
1. Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Какое слово можно выделить и почему?
Свёкла, творог, торты, щавель
Ответ: можно выделить слово творог, в нем вариативное ударение: творог
Подерите еще пару слов с вариативным ударение.
Ответ: мИнусовый-минусовОй; бАржа-баржА; зАлитый-залИтый
Составьте с каждым из предложенный слов (свёкла, творог, торты, щавель) предложения и прочитайте их.
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать и обобщать (делать выводы).
2. Прочитайте слова.
1) Какие из слов можно выделить? Почему?
2) На каком слоге стоит ударение в каждом слове?
3) К каждому слову подберите слова, ударение в
которых будет на том же слоге.
Квартал,
мука, торты, атлас, ворота, духи, жалюзи
О т в е т: Мука, атлас, духи.
Из семи слов можно
выделить три слова: мука, атлас и духи, потому
что
при перестановке ударения в этих словах меняется
лексическое значение слов.
Му′ка — сильное физическое или душевное
страдание;
Мука′ — продукт питания, получаемый
размалыванием зерен злаков, бобовых растений
Атла́с — плотная шёлковая или полушёлковая
ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью;
А́тлас — сборник карт, таблиц, диаграмм и
т. п
Духи́ — парфюмерное средство в виде
спиртового или водно-спиртового раствора;
Ду′хи (мн. число) - это субстанция,
астральное тело человека, покинувшее физическую оболочку.
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать и делать выводы, умение устанавливать аналогии.
3. Расставьте ударение в словах:
Весна, роса, ботинок, пальто, земля, птица, дом
1) Подберите время года, в названии которого
ударение ставится на тот же слог, что и в слове весна.
2) Поставьте существительные женского рода в
форму винительного падежа единственного числа
3) Какие значения слова земля вы знаете?
4) Назовите несклоняемое существительное из
предоставленного ряда.
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать, умение устанавливать аналогии.
4. Прочитайте слова. Поставьте ударение. Подчеркните
ударный слог. Составьте из ударных слогов еще одно слово.
1. Кучер, коричневый, цапля. Ответ: курица.
2. Сорок, катер, бабочка. Ответ: собака.
3. Якорь, подарок, погода. Ответ: ягода
К какому роду относятся слова, которые у вас
получились?
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий.
5. По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правил.
Образец: брать-брали, брал, брало, брала.
Пример слов: взять, занять, начать, понять.
Методический комментарий:
Развитие умение анализировать и делать выводы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.