Развитие орфографической зоркости
Оценка 4.9

Развитие орфографической зоркости

Оценка 4.9
pdf
русский язык
1 кл—4 кл
14.03.2023
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости.pdf

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Республиканский центр образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие орфографической зоркости

 

 

 

 

 

 

 

учитель начальных классов 

Ефимова Людмила Тимофеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2022

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». 

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Многих учителей начальных классов волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы. 

       как помочь учащимся писать грамотно? 

       как развивать орфографическую зоркость?

       как добиться грамотного письма у детей? 

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка. 

Задачи:  

       провести теоретический анализ литературы по данной теме; 

       изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; 

       изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся; 

       разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1.                  Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученыепсихологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 

2.                  Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3.                  Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4.                  Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

       увидеть орфограмму в слове;

       определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматикоорфографической теме относится, вспомнить правило;

       определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

       определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

       решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

       написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет.

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. 

К упражнениям К. Д. Ушинский предъявлял следующие требования:

1.      Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.      «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. 

         «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд» 

         «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

         «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.      «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.      «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. 

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1. Списывание.

Алгоритм списывания:

       Внимательно прочитай предложение. 

       Повтори его, не заглядывая в текст. 

       Подчеркни в предложении все орфограммы. 

       Прочитай предложение орфографически. 

       Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. 

       Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. 

       Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. 

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить ребенку по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того, рекомендуют детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания можно отводить на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к          одному           предложению.           Причём           списывание   может             дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяют выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.        Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения,      побудительное,         вопросительное,       повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.        Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.        Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.        Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.        Спиши слова определённой части речи.

6.        Выпиши словосочетания.

2.    Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.    Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.    Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.    Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками, умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. 6. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1.      Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2.      Самостоятельное чтение хором.

3.      Объяснение орфограмм (коллективно).

4.      Считают количество предложений в тексте.

5.      Чтение по предложениям.

6.      Орфографическое чтение.

7.      По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8.      Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9.      Проверка написанного.

7.    Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка можно отводить письму по памяти.

Письмо по памяти можно проводить по следующей схеме:

1.      Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2.      Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3.      Упражнение в запоминании.

4.      Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5.      Запись.

6.      Проверка.

8.    Диктант

         Предупредительный диктант

         Объяснительный диктант

         Выборочный диктант

         Свободный диктант

         Самодиктант

         Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок.

Попутно оттачивая зрительную память.

         Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

         «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

         Словарный диктант.

9.    Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.        М. Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

2.        Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993.

3.        И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3. 

4.        Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4. 

5.        Фролова Л. А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.

6.        Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.

7.        Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка.

8.        Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. 

9.        Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка.

10.    О.В.Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников», Волгоград, Экстремум. 2006.

11.    Л. И. Тикунова. «Сборник диктантов и творческих работ». М., Пр. 1992

 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Улан-Удэ, 2022 «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность

Улан-Удэ, 2022 «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т

Упражнения должны быть логические

Упражнения должны быть логические

Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т

Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т

Проверка написанного. 7.

Проверка написанного. 7.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха

О.В.Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников»,

О.В.Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023