Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий
Оценка 5

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий

Оценка 5
docx
16.08.2023
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий
Развитие орфографической зоркости.docx

 «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий»

 

 

Рыбакова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ  «Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленскойобласти

 

 

 

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию,

Выпускник на уровне начального общего образования: научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.             Мы так привыкли к словам – читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем… язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся начальной школы. Так как в начальной школе закладываются основы грамотности, то здесь впервые сталкиваются с понятием «правильность речи», «литературная языковая норма». От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда» мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы.  Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок.  Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их проверять… «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное- научить его ловить её. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить , то накормите на всю жизнь». (Буддийская притча).

Как и многих учителей  начальных классов меня волновала проблема безграмотного письма учащихся; неумение «видеть” орфограммы. - Как помочь учащимся писать грамотно? - Как развивать орфографическую зоркость? - Как добиться грамотного письма у детей?

Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяю формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).

Цитируя Н. С. Рождественского, вспомним, что «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.       В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется  через  большой объём словарного материала, активизацию мыслительной и познавательной деятельности и создании творческих способностей.

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:

во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней. В начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму. Формирование же целостного образа оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных его признаков. Значит, нахождение орфограмм обусловлено знанием опознавательных признаков и умением определять их;

во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом. Начальные классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы. Кроме того, программный материал каждого следующего года обучения является подготовительной ступенью в овладении детьми навыками грамотного письма;

в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.

в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений,   развивающих умение находить орфограммы и определять их тип способствует развитию орфографической зоркости младших школьников.

Работу по развитию орфографической зоркости начинаю в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы  соответствующими буквами

На своих уроках использую следующие упражнения:

• ежедневно занимаюсь звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;

• постоянно показываю образец анализа звучащего слова;

• на первом этапе предъявляю готовую модель для самоконтроля;

• прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);

•подбираем слова к звуковым моделям;

• использую задания- ловушки (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?)

Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Третий лишний». Вычеркни лишнее слово.

«Найди опасное место». Произношу слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».

«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».

Наиболее эффективное упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте. Предлагаемые карточки позволяют:

• развивать  орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

•самостоятельно проверить результат работы;

• видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;

• если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «подглядеть» их. На короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки – самоучителя особенно нужна для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается 2-3 проверочных карточки.

Орфографическое чтение. Начиная, с первого класса, развиваю артикуляционную память на основе орфографического чтения. Ежедневно на каждом уроке (математики, русскому языку, чтения, окружающего мира) отвожу по 5 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению…)

Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Зрительный диктант. Цель – предупреждение ошибок. На доске записываю текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагаю «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен, написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

Диктант «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то, или иное слово.

Какографические упражнения, которые предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.                                                                                               Очень хорошо развивают орфографическую зоркость  рифмовки- запоминалки.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Используемая литература.

Волина В.В. Весёлая грамматика. М., 1995.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.

Ленинград, 1990.

Калугин М.А После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000.

Купров В. Д. Домашние задания по русскому языку./ Начальная школа, № 12 –1988, с. 19 –24.

Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.

Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. Магнитог 3. Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах/М. Р. Львов//Начальная школа. -1984. 4. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе./ Н. С. Рождественский — М.: Просвещение, 1960.

 

Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.орск, 199


 

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий»

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий»

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы

Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней

Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней

Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Третий лишний»

Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Третий лишний»

Комментированное письмо с указанием орфограмм

Комментированное письмо с указанием орфограмм

Купров В. Д. Домашние задания по русскому языку

Купров В. Д. Домашние задания по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2023