«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий»
Рыбакова Светлана Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленскойобласти
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию,
Выпускник на уровне начального общего образования: научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Мы так привыкли к словам – читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем… язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся начальной школы. Так как в начальной школе закладываются основы грамотности, то здесь впервые сталкиваются с понятием «правильность речи», «литературная языковая норма». От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда» мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.
Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их проверять… «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное- научить его ловить её. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить , то накормите на всю жизнь». (Буддийская притча).
Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема безграмотного письма учащихся; неумение «видеть” орфограммы. - Как помочь учащимся писать грамотно? - Как развивать орфографическую зоркость? - Как добиться грамотного письма у детей?
Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяю формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове).
Цитируя Н. С. Рождественского, вспомним, что «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через большой объём словарного материала, активизацию мыслительной и познавательной деятельности и создании творческих способностей.
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:
во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней. В начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму. Формирование же целостного образа оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных его признаков. Значит, нахождение орфограмм обусловлено знанием опознавательных признаков и умением определять их;
во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом. Начальные классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы. Кроме того, программный материал каждого следующего года обучения является подготовительной ступенью в овладении детьми навыками грамотного письма;
в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.
в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип способствует развитию орфографической зоркости младших школьников.
Работу по развитию орфографической зоркости начинаю в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами
На своих уроках использую следующие упражнения:
• ежедневно занимаюсь звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
• постоянно показываю образец анализа звучащего слова;
• на первом этапе предъявляю готовую модель для самоконтроля;
• прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);
•подбираем слова к звуковым моделям;
• использую задания- ловушки (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?)
Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Третий лишний». Вычеркни лишнее слово.
«Найди опасное место». Произношу слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
Наиболее эффективное упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте. Предлагаемые карточки позволяют:
• развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
•самостоятельно проверить результат работы;
• видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
• если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «подглядеть» их. На короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки – самоучителя особенно нужна для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается 2-3 проверочных карточки.
Орфографическое чтение. Начиная, с первого класса, развиваю артикуляционную память на основе орфографического чтения. Ежедневно на каждом уроке (математики, русскому языку, чтения, окружающего мира) отвожу по 5 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению…)
Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Зрительный диктант. Цель – предупреждение ошибок. На доске записываю текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагаю «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен, написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Диктант «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то, или иное слово.
Какографические упражнения, которые предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. Очень хорошо развивают орфографическую зоркость рифмовки- запоминалки.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
Используемая литература.
Волина В.В. Весёлая грамматика. М., 1995.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.
Ленинград, 1990.
Калугин М.А После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000.
Купров В. Д. Домашние задания по русскому языку./ Начальная школа, № 12 –1988, с. 19 –24.
Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.
Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. Магнитог 3. Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах/М. Р. Львов//Начальная школа. -1984. 4. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе./ Н. С. Рождественский — М.: Просвещение, 1960.
Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.орск, 199
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.