Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение орфограмм. Но как научить грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей. Учебники русского языка для начальных классов учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами. Таким образом, орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а автор учебника. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при написании диктанта учащиеся допускают ошибки по той причине, что не находят место в слове, где нужно применить правило. Отсюда в диктантах, творческих работах и изложениях у учеников встречается немалое количество ошибок.
В наших учебниках для начальной школы нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный малышу термин «звук» . Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно вводится термин « позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение ( место) звука в слове в окружении соседей - других звуков - начинается вводить с первого класса. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию - ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего - фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.
Во втором классе вводится термин « позиция», «сильная позиция», « слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переносится, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных связывается с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической
грамотности младших школьников является несформированность их орфографической
зоркости, т. е. неумение «видеть» орфограммы. Поэтому ученые, психологи,
методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры
по улучшению положения. Исходя из наличия практической потребности
в дальнейшем исследовании вопроса о формировании орфографической
зоркости, можно сформулировать проблему нашего исследования следующим образом:
какие психолого-педагогические условия являются залогом успешной работы по
формированию орфографической зоркости у младших школьников? Обучение
правописанию в начальной школе следует строить так, чтобы по возможности
предупредить ошибки. Это не означает, что учитель должен всячески оберегать
учащихся от ошибок, подсказывать во время контрольной работы в форме
послогового чтения или четкого проговаривания слов. Предупреждение ошибок
достигается всей системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное их
усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой
письменных тренировочных упражнений. Обычный контрольный слуховой диктант не
даёт объективной информации о состоянии грамотности школьников, потому что
многие написания случайно оказываются правильными.
Для того, чтобы решить
орфографическую задачу школьник должен пройти 6 ступеней:
найти орфограмму;
определить ее тип;
наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
определить последовательность «шагов» решения задачи;
выполнить действия;
написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Если соотнести названные операции со структурой орфографического
действия, то первые два шага окажутся не чем иным, как постановкой орфографической задачи, а последующие четыре – ее решением.
Соответственно ребенка нужно научить: а) ставить орфографические задачи (находить орфограммы); б) устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу (выбирать правило); в) применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи); г) осуществлять орфографический самоконтроль.
Ошибки могут возникнуть при решении каждого из этих ступеней. Очень важно на данном этапе сформировать понятие «проверочное» слово. Каждый ребенок должен усвоить, что проверочное слово имеет 2 признака: 1) положение под ударением; 2) та же часть слова.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита у него способность ставить перед собой орфографические задачи. В настоящее время в учебниках по русскому языку широко используются упражнения, в которых орфограммы заранее выделены (вставить пропущенную букву, объяснить правописание выделенных букв, корней, слов). Все это не способствует формированию умения выделять орфограммы. Систематическое подсказывание ученику трудных мест порождает «орфографическую слепоту».
В работе использую диктант «Проверь себя». Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики могут задать вопрос учителю и товарищам. После чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления.
Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы н после записи, а в момент перевода устной речи в ее письменную форму. Однако, кроме этого ребят нужно еще «научить сомневаться.
Приведу примеры упражнений, необходимых для формирования
орфографической зоркости:
1. Орфографическое чтение.
2. Комментированное письмо с указанием
орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень
самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение
в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом
разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
«Комментируемое управление» - движущая сила урока, когда каждый вовлекается в
дело. Допу¬стим, комментирует сильный ученик - все стремятся успеть за ним,
мобилизуя свои силы. А если комменти¬рует слабый, он тоже старается изо всех
сил - ответст¬венность: ведь он ведет целый класс, и товарищи идут за ним.
«Комментируемое управление», объединяя три
дей¬ствия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд
осмысленным и одновременно обеспечи¬вает обратную связь: дает учителю
возможность конт¬ролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить
отставание, обеспечить продвижение в овладении зна¬ниями и умениями, т. е.
успех учения.
3. Письмо с проговариванием.
Письмо с проговариванием обеспечивает большой
объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие
ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята
начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем
сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся.
Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг
проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е.
не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
4. Зрительный диктант.
Считаю весьма эффективным средством повышения
орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого –
предупреждение ошибок.
На доске записывается несколько предложений или
текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с
точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова
проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные
слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на
время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные
слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать
текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик
засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право
поставить точку на месте сомнительной буквы.
5. Диктант " Проверяю себя”.
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать
у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах
слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество
ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как
можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю
себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся
спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок,
предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а
ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется
и укрепляется.
Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети
отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста.
Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он
исключает возможность механической записи, позволяет давать очень
сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует
лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты,
взаимодиктанты и графические диктанты.
6. Самодиктант – это вид диктанта, при котором:
1. Текст перед записью зрительно воспринимается
детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют
условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики
диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и
выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного
произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с
орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при
необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение
своей записи с исходной.
7. Взаимодиктант проводится после подготовки,
описанной для самодиктанта:
1). В парах с взаимопроверкой при использовании
образца;
2). Одним из учащихся, который диктует классу
отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит
комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует
количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
8. Специально организованное списывание.
Во время обучающего диктанта, творческой работы
(изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые
вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде
вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает
разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической
зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей
сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил:
"Сомнение - начало поиска истины". Действительно, появилось сомнение
- будет найдена истина.
Применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.