Развитие палехской лаковой миниатюры. Материалы и оборудование холуйской лаковой
миниатюрной живописи. Восемь основных приёмов выполнения палехской лаковой миниатюры.
Палех ещё с до петровских времён славился своими иконописцами.
Наибольшего расцвета палехское иконописание достиглов XVIII —начале XIX века. Местный стиль сложился
под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане
занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе
Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.После
революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого
потенциала. В 1918 году художникисоздали Палехскую художественную декоративную артель, которая
занималась росписьюпо дереву. Родоначальниками палехского стиля являются ИванГоликов и Александр
Глазунов, в московской мастерской ИванГоликов написал первую работу вт акназываемом палехском стиле.
Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для
лаковой миниатюры Федоскина.
Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию
темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше,
выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и
кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.
5 декабря 1924 года семеро палехских художников Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван Зубков,
Александр Зубков, Александр Котухин, В. В. Котухин объединились в«Артель древней живописи». Позднее к
ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин, Николай Зиновьев. В 1925 году палехские
миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Союз художников Палехаь возникв 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в
Товарищество художников Палеха, в 1954 году образовались Палехские художественно-производственные
мастерские Художественного фонда СССР.
Материалы и оборудование
Шкатулку около двух месяцев делают в мастерской из папье-маше: склеивают мучным клейстером картон,
прессуют, сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют.
Затем из получившихся болванок изготавливают шкатулки, обтачивают. Затем передают грунтовщикам,
которые нанося несколько слоем грунта из красной глины, каждый слой зачищают, шлифуют. Затем изделие
красят, в черный цвет снаружи и красный – внутри, покрывают лаком, только после этого шкатулка попадает в
роспись к художнику.
Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной
эмульсии.
Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащиепигментом (к примеру,
красные глины, кадмий, сиену,), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы
изготавливают из беличьего меха. Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем
художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом. Затем изображение
прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки. Слой белил необходим для того, чтобы
при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступа личёрные пятна. Закончив работу
красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами.
Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.После того, как художник поставил свою подпись
на изделии, оно покрывается лаком и просушивается. Затем изделие полируется на механическом круге,
обтянутом плюшем или бархатом.
Искусство Северного Возрождения. Германия. Дюрер, Кранах, Гольдбеин.
Становление культуры Возрождения в Германии происходило значительно позже, чем в Италии и Нидерландах.
Это объясняется особенностями ее исторического развития. Еще в начале XV в. Германия была типичной
средневековой страной, раздробленной на множество мелких княжеств. Средоточием и центром культурной
жизни были города, которые представляли собой оазисы в феодальной стране, вся культура которой была под
контролем церкви и сохраняла средневековый характер.
В Германии идеи гуманизма становятся известны к середине XV в. благодаря торговым связям с итальянскими
городами. Распространение этих идей вызвало борьбу против феодального строя и католической церкви, общий
культурный подъем, обновление литературы и искусства. В этом процессе главным для немецких художников
было не само по себе овладение новыми формами изображения, а стремление с их помощью придать
религиозному содержанию новую силу и близость к жизни, выразить мысли и чувства, тревожившие людей в
это время.
Альбрехт Дюрер был основоположником немецкого Возрождения и единственной универсальной фигурой,
подобной итальянским титанам Ренессанса. Великий гравер, живописец и рисовальщик в своем творчестве
сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса
Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического
мышления. При этом Дюрер в своем творчестве с наибольшей полнотой выразил особенности именно
немецкого Возрождения, отличного от искусства не только Италии, но и Нидерландов: в его творчестве
рациональное и классическое неотделимо от готической экспрессивности и одухотворенности, тяга к знаниям
соединяется с глубокой, страстной религиозностью. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание
пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении
Дюрера «Апокалипсис». Вершиной творчества мастера стали три знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и
дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего выражены стой кость духа людей того
времени, их готовность отвергнуть любые искусы, их горестные размышления о конечном результате борьбы.
Творчество Лукаса Кранаха Старшего является неотъемлемой частью культуры Северного Возрождения. Круг
его сюжетов очень широк: распятия, множество триптихов на евангельские темы, Мадонна с младенцем,
античные сюжеты, портреты. На искусство Кранаха определенный отпечаток наложили вкусы саксонского
двора, с которым художник был связан почти всю жизнь. В его живописи особенно отчетливы готические
мотивы. Множество деталей, некоторая манерность нейтрализовались удивительной красотой колорита. Его
мадонны и другие библейские героини — явные горожанки, современницы художника. Они излишне хрупки,
но на них роскошные модные платья, прекрасные прически. Тем не менее его лучшие работы, написанные в
начале XVI в., остаются образцом возрожденческой художественной культуры. Среди них — знаменитое
«Распятие».
Ганс Гольбейн Младший был величайшим портретистом в немецкой живописи XVI в. Ему принадлежат
портреты Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Джейн Сеймур, трактующие образ современников как людей,
полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Гольбейн работал также как иллюстратор, создав
очень разные, но яркие и выразительные иллюстрации к Библии и «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского.
Им был создан также цикл гравюр «Пляска смерти», перекликавшийся с творчеством Дюрера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.