Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
Николай Николаевич Поддьяков
(психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А.М. Запорожцем)
Как доказал НН.Поддьяков:
лишение возможности экспериментировать, ограничение самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, способность обучаться в дальнейшем.
60-70-е года –образовательные программы опираются на принцип словесного транслирования информации. ( авторитарная педагогика):
запрещают, наказывают;
Педагог всегда прав;
- опасно.
Выход один : внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования во всех видах деятельности.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
- формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже.
Во время игр – экспериментов дошкольники:
учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
имеют возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем;
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во - первых, самому быть любопытным.
Во - вторых, не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В - третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В - четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В - пятых, отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.