Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Стадии познавательного развития
1. Любопытство.
2. Любознательность.
3. Познавательный интерес.
4. Познавательная активность.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
Николай Николаевич Поддьяков
Как доказал НН.Поддьяков:
лишение возможности экспериментировать, ограничение самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, способность обучаться в дальнейшем.
60-70-е года –образовательные программы опираются на принцип словесного транслирования информации. ( авторитарная педагогика):
запрещают, наказывают;
Педагог всегда прав;
- опасно.
Выход один : внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования во всех видах деятельности.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
- формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже.
Во время игр – экспериментов дошкольники:
учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
имеют возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем;
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во - первых, самому быть любопытным.
Во - вторых, не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В - третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В - четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В - пятых, отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.