Развитие познавательной активности на уроках химии в цифровой школе
Оценка 4.8

Развитие познавательной активности на уроках химии в цифровой школе

Оценка 4.8
Игры
docx
химия
СCУЗ, ВУЗ
21.08.2022
Развитие познавательной активности на уроках химии в цифровой школе
Дидактическая игра позволяет организовать коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, что способствует применению ранее приобретенных знаний и мотивирует на принятие нового учебного материала.
Развитие познавательной активности на уроках химии в цифровой школе.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хаилинская средняя школа»

 

 

 

 

 

Развитие познавательной активности на уроках химии

в цифровой школе – XI века.

 

 

Выполнила: Иванова Елена Николаевна

 Учитель химии и биологии МКОУ "Хаилинская средняя школа"

Село Хаилино, Олюторский район, Камчатский край.

2022 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной активности на уроках химии

в цифровой школе – XI века.

Актуальность.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

 Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Считая данную тему наиболее актуальной на сегодняшний день, пришла к выводу, что необходимо работать в этом направлении.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их самостоятельно применить. В решении этой непростой задачи я умело сочетаю традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности, развития способностей ребёнка и формирования универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, в программах предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков самостоятельной деятельности.

В настоящее время применение элементов игровых технологий – это наиболее доступный метод усвоения материала учениками на уроках химии, возможность на протяжении всего урока соблюдения дисциплины и фокусирования внимания учащихся. Это является важной задачей для учителя в школе. Кроме того, игра позволяет организовать коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, что способствует применению ранее приобретенных знаний и мотивирует на принятие нового учебного материала.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Занимательное средство игры.

Образовательная функция

Воспитывающая функция

Развивающая функция

Организация общих способов работы с материалом, повышение уровня обученности.

Воспитание положительного отношения к предмету, умение работать в коллективе.

Развитие творческих и психических свойств личности.

Усвоение теоретических основ школьного курса химии.

Воспитание личностных свойств характера в обучении.

Развитие творческого потенциала, умственных действий.

Решение обучающих задач по химии.

Решение воспитывающих задач урока.

Решение развивающих задач урока.

 

Актуальность использования мультимедийных презентаций возникла в связи с повышением требований к современным урокам, что позволяет улучшить усвоение нового материала, сэкономить время, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающихся.

Наиболее ярко и наглядно представляю учебный материал через мультимедийные презентации, которые создаю сама при помощи программы PowerPoint.

Классификация дидактических игр по химии.

Типы игр.

Целевое назначение.

Виды игр.

Тренировочные игры

Приобретение и закрепление знаний.

Домино, лото, кроссворды, ребусы, рассказ- загадка.

Познавательно – контрольные игры.

Стимулирование учащихся к активному овладению знаниями. Воспитание активного речевого общения и уверенности в себе.

Занимательная викторина, общественный смотр знаний, зачеты, неделя химии, КВН, конкурс юных экспериментаторов.

Сюжетно – ролевые игры.

Отбор и комбинирование знаний по разным предметам. Комплексное применение в знакомых и аналогичных ситуациях.

Инсценировки, ситуационные задачи, защита учебных проектов, микро преподавание, диспут

Творческие игры.

Стимулирование к самостоятельному приобретению знаний и творческому их использованию.

Разработка и защита учебного проекта, модели, приборы, сценарии.

\

Приведу примеры в 8 классе по теме: «Первоначальные химические понятия»

8 класс – тема «Первоначальные химические понятия»

1.     Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическим реактивами.

Каждая клетка может быть использована только один раз.

Х

И

Р

Е

А

К

П

Р

О

Б

О

У

С

И

М

Е

И

И

Т

Я

З

Ь

А

В

К

В

Ч

Е

С

К

В

Ы

Н

Е

Л

Т

Ь

Н

А

  (Химические реактивы нельзя пробовать на вкус)

2.     Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по технике безопасности, соблюдаемое при нагревании пробирки с жидкостью.

Каждая клетка может быть использована только один раз.

П

У

С

Н

Р

Е

В

А

Е

Р

К

Р

А

Г

Д

И

Ж

М

О

Б

И

Д

Ю

К

О

Й

О

А

Ж

Р

Е

Ь

Т

С

Р

О

Т

И

Е

М

В

С

Т

О

Н

Ь

Т

С

А

В

О

Т

Т

У

О

Е

Р

Р

И

Я

И

О

О

Т

В

Й

Е

Щ

Б

Е

С

Т

 (Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей)

3.     Составьте пары: а) из знаков химических элементов и их русских названий, приведенных слева, так, чтобы каждому знаку соответствовало название; б) из русских и латинских названий элементов, приведенных справа, так, чтобы русскому названию элемента соответствовало его латинское название.

 

а) Ca Олово               б) Серебро   Cuprum

    Cu Свинец                  Олово      Plumbum

    Ag Медь                      Золото     Argentum

     Sn Натрий                 Марганец   Ferrum

     Pb Кальций               Железо       Manganum

     Na Цинк                     Медь          Stannum

     Zn Серебро                 Свинец      Aurum

 

4.     Заполните пустые клетки (рис.1) русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn.

 

О

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

5.     Кроссворд по распознаванию знаков химических элементов (рис.2). Ключевым словом является профессия, связанная с химией.

1) Cl, 2) Zn, 3) Br, 4) K, 5) Ni.

 

                                     3                  4

 

 

5

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     «Крестики и нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют название либо металлов, либо неметаллов.

Барий

Кремний

Кальций

 Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

 

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

 

Br

Mg

Al

Si

Ba

B

Cl

S

Pb

 

Ca

Cu

Fe

S

C

Cr

Co

Si

Cl

 

7.     Определите, где на рисунке изображено простое вещество, сложное вещество или смесь.

1)

 

 


                                                                                                                                                                                                                              

 

2)

3)

 

 

 

 


4)

5)

 

 

 

 

 

 


8.           «Крестики и нолики» Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, если выигрышный путь составляет в а) и б) чистое вещество, а в в) и г) – смесь.

а)

Сера

Сахар

Кофе

Золото

Поливитамины

Железо

Спирт

Песок

Молоко

б)

Гранит

Железо

Фосфор

Медь

Сульфид железа

Песок

Морская вода

Сера

Пыль

 

В)

Сок

Спирт

Серебро

Дистиллированная вода

Воздух

Бензин

Золото

Глина

Лимонад

Г)

Цемент

Глюкоза

Углекислый газ

Медь

Алюминий

Битум

Краска

Сметана

Кровь

 

9.     Отметьте в таблице смесь, химическое соединение или химический элемент против перечисленных названий. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите название химического элемента.

Название

Смесь

Химическое соединение

Химический элемент

Оксид меди (II)

М

Н

П

Порошок железа и серы

О

Р

С

Водород

В

А

Б

Песок

Е

З

Ж

Сульфид железа

К

Л

М

Хлор

Ч

Х

И

Серебро

С

Т

Й

 (Нобелий)

10. Ниже представлена четырехэтажная пирамида, «строительными камнями» которой являются химические соединения. Найдите такой путь с вершины пирамиды к ее основанию, чтобы сумма относительных молекулярных масс соединений, находящихся на этом пути, оказалась максимальной. При определении каждого следующего шага следует иметь в виду, что можно выбрать лишь один из камней, непосредственно прилегающий к предыдущему.

|S O 3 |

                                    | Ca C O 3  |   H 2 S O4 |

                                | Cu S O | H 2 C O|  F e 2 O 3|

                                            |  C H 4      |     N O |     H 2 O   |    C 2 H 6|

(М r (S O 3 ) +M r (Ca C O 3 ) + M r (Cu S O 4 )    + M r (  N O ) = 370    

11. К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название химического элемента.

Уравнения реакции

Реакция

соединения

Реакция

разложения

Реакции

 замещения

Zn+ 2 H Cl = Zn Cl2 +H2

Ц

Ч

Ф

2Na + S = Na2 S

Е

Ё

Ю

Ca C O3 = C a O + C O2

Т

Р

К

N 2 +3 H 2 = 2 N H 3

М

Н

О

2 Fe (O H) 3 = F e 2 O3 +3 H2 O

Ш

И

Х

M g + Cu Cl 2 = M g C l 2 + Cu

Л

Н

Й

(Фермий)

2. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма расставленных коэффициентов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида кальция, гашеной извести Ca (O H) 2

 Fe (O H) 3  → F e 2 O3 + H2 O

A l 2 O 3 + H 2 S O 4  → A l 2 (S O 4 ) + H 2 O

H Cl + C r 2 O 3 → C r C l 3 + H 2 O

N a + H 2 O → 2 N a O H + H 2

A l + O 2 → A l 2 O 3

A l C l 3 + Na O H → A l (O H )3 ↓ + Na C l

F e 2 O3 + H N O 3 → F e ( N O3 )3 + H 2 O

A l + I 2 →A l I 3

F e 2 O3 + H2 →F e + H 2 O

F e + Cl 2 F e C l3

Тема: «Кислород. Оксиды. Горение».

1.     «Крестики и нолики» - Выигрышный вариант составляют: а) составные компоненты воздуха, концентрация которых практически не меняется; б) составные компоненты воздуха, концентрация которых зависит от конкретных условий; в) вещества, попавшие в воздух в результате хозяйственной деятельности человека и вызывающие загрязнение воздуха.

а)

Азот

Оксид углерода (IV)

Водород

Пыль

Кислород

Водяной пар

Оксид углерода (II)

Озон

Благородные газы

б)

Азот

Оксид углерода (IV)

Водород

Озон

Пыль

Кислород

Благородные газы

Водяной пар

Оксид углерода (II)

В)

Оксид углерода (IV)

Оксид углерода (II)

Водород

Оксид углерода (IV)

Аммиак

Оксиды азота

Углеводороды

Благородные газы

Озон

 

2.     Выигрышный путь в обоих случаях их составляют формулы оксидов.

 


H N O3

S O2

S O3

C O2

Cu O

Mg O

O2

Na O H

Zn S O4

K Cl O3

Z n O

Na2 O

Na OH

S O2

H2 S O4

Cu(OH)2

N2 O3

C O2


3.     Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карточек равно числу оксидов.

 

Са

S

O

O2

C

 

Al 2

Mg

O3

N

Fe2

 

4.       Игра в химическое лото. Вырежьте из картона игральную карту, как показано ниже. В каждую клетку впишите одно значение валентности химического элемента, образующего оксид. Вырежьте 13 карточек, на которых напишите формулы оксидов. Расставьте все карточки на игральную карту так, чтобы цифры в клетках карты соответствовали валентности химического элемента, образующего данный оксид. Существует лишь одна комбинация правильной расстановки всех карточек.

 

I

I

I

I

II

I V

I V

I V

V

II

I V

V II

V I I

V

II

I V

V I

V I

V

II

III

III

III

III

II

 

 Cr2 O3

 Al2 O3

 Sn O2

 Mn2 O7

 Cr O3

 N2 O3

 

 

 

 P4 O10

 Cu O

 S O3

 Cl2 O5

 N2 O5

 Fe2 O3

 

 

 

 H2 O

 Ca O

 N2 O5

 Sn O

 F e O

 C O

 

 

 C O2

 S O2

 Cu2 O

 Na2 O

 N2 O

 Mn O

 

 

 Cl2 O7

 

5.     Выигрышный пут составляют: а) оксиды, взаимодействующие с водой; б) окрашенные оксиды:

А)


Mn O

Zn O

Ca O

S O3

S O2

Al2 O3

Na2 O

Ag2 O

Cu O

Fe2 O3

Ca O

Al2 O3

Zn O

Ag2 O

C O2

S O3

Ba O

K2 O


Б)


Cu O

S O3

C O

S O2

N O2

C O2

Cr2 O3

N O

Fe2 O3

S O3

Al2 O3

C O

Cr2 O3

Fe O

N O2

N O

C O2

Cu O


6.     Определите для каждого оксида его свойства. Сумма номеров правильных ответов равна половине относительной молекулярной массе фосфорной кислоты (H3 P O4)

 

Химические свойства оксидов

 

Оксиды

K2 O

S O2

Si O2

Cu O

Взаимодействуют с водой

1

5

9

13

Взаимодействуют с основаниями (щелочами)

2

6

10

14

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в красный цвет

3

7

11

15

Взаимодействуют с кислотами

4

8

12

16

 

7.     Распределите формулы нижеследующих оксидов по клеткам таблицы в соответствии со степенью окисления оксид образующего элементе и с химическим характером оксида:

Fe O, Al2 O3 , S O3 , N a2 O, S O2.

 При правильном ответе из букв в клетках вы получите название одного металла.

 

Химический характер оксидов

Степень окисления оксид образующего элемента

+1

+2

+3

+4

+5

+6

Основной

к

а

б

л

г

д

Кислотный

ж

з

ь

л

м

ж

Амфотерный

ц

я

й

ю

н

р

 

/Калий/

8.     Кроссворд по свойствам кислорода. Ключевым словом является название самого распространенного химического элемента в земной коре.

 

1.     Вещества, которые получаются при горении разных веществ в кислороде.

2.     Английский химик, открывший кислород.

3.     Вещество, поддерживающее дыхание и горение.

4.     Тип химических реакций, в результате которых получают кислород.

5.     Простое вещество, при горении которого в кислороде образуется белое твердое вещество.

6.     Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением теплоты и света.

7.     Тип реакции S + O2 = S O2

8.     Соединение кислорода, необходимое для процессов жизнедеятельности.

 

 ↓

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

Такие игры, позволяют учащимся активно включаться в работу. По аналогии этих заданий-  сами начинают создавать игры.

 

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Наличие ноутбука, мультимедийного проектора и интерактивной цифровой доски значительно расширяет возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Я не прикована к своему рабочему месту (компьютеру), чтоб позволяет осуществлять более тесный контакт с обучающимися и незамедлительную обратную связь.

Таким образом, урок химии с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разно уровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия

Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. 

 В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. В соответствии с концепцией модернизации образования и федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды" можно отметить, что современная школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности.

 

Список литературы:

1.     Галкин В. И. «Инновации в преподавании химии», сборник научных трудов, Казань, 2014

2.     Курганский С. М., «Интеллектуальные игры по химии», Москва, ООО «5 за знания», 2006

3.     Тыльдсепп А. А., Корк В. А. «Мы изучаем химию», Москва, «Просвещение», 1988.

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хаилинская средняя школа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хаилинская средняя школа»

Развитие познавательной активности на уроках химии в цифровой школе –

Развитие познавательной активности на уроках химии в цифровой школе –

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата , которые могут быть…

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата , которые могут быть…

Познавательно – контрольные игры

Познавательно – контрольные игры

А Ж Р Е

А Ж Р Е

Крестики и нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют название либо металлов, либо неметаллов

Крестики и нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют название либо металлов, либо неметаллов

Крестики и нолики» Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, если выигрышный путь составляет в а) и б) чистое вещество, а в в) и г) –…

Крестики и нолики» Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, если выигрышный путь составляет в а) и б) чистое вещество, а в в) и г) –…

Серебро С Т

Серебро С Т

A l + I 2 →A l I 3 F e 2

A l + I 2 →A l I 3 F e 2

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках

C O 2 S O 2 Cu 2

C O 2 S O 2 Cu 2

Химический характер оксидов

Химический характер оксидов

Таким образом, урок химии с использованием

Таким образом, урок химии с использованием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2022