«Использование активных форм и методов работы на уроках химии»
У школьников всегда возникает вопрос: для чего будущему экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, плохие знания по предмету, а в дальнейшем-трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией. Поэтому в своей педагогической деятельности я считаю необходимым создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.
Всему этому способствуют активные формы и методы обучения на уроках химии, ставшие актуальными в связи с возникшими проблемами.
«Наука начинается с удивления», - сказал более двух тысяч лет назад древнегреческий философ Аристотель.
А всем известный факт, что периодическая таблица химических элементов, Менделееву приснилась во сне был опровергнут самим автором таблицы. Он всегда говорил: «Я работал над ней, может лет двадцать, а вы считаете, что я сел ... и она просто появилась".
Как часто мы слышим от ребенка нелестный отзыв - «скучная и очень сложная наука!» Химия только на первый взгляд скучна и непонятна. Для ребенка же она может стать увлекательной игрой, полной чудесных превращений и исследований. Конечно, формулы, законы, реакции, цифры, превращения, задачи. Лёгких путей в химии нет.
Овладеть этой наукой без кропотливого труда, терпения, усидчивости и некоторых природных способностей невозможно. Любопытство, способность удивляться непонятному, задавать множество вопросов, а также в сознании детей значительное место занимает мир волшебства и фантазии.
Именно эти качества проявляют дети на занятиях по химии, погружаясь в чудесный мир химических превращений. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическая совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками совместного труда.
Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 40% того, что слышит, 60% того, что видит; 90% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице.
Имитационные |
Имитационные |
Неимитационные |
Игровые |
Неигровые |
|
ролевые игры; |
анализ |
проблемные семинары; |
деловые игры (учебные, |
конкретных |
тематические |
производственные, |
ситуаций; |
дискуссии; |
исследовательские); |
имитационные |
проблемные лекции; |
игровое проектирование |
упражнения; |
круглые столы; |
и др. |
тренинг и др. |
эвристические методы обучения (мозговой штурм) |
В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и не имитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.
Я хочу рассказать о методах активного обучения, которые использую в своей работе.
Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры. Сегодня на уроке дети выбрали изучение нового материала с помощью сказки в частично игровой форме.
Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах.
Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.
В начале урока я предложила детям просмотр видеоролика, чтобы они поразмышляли над сюжетом, проанализировали ситуацию и сообщили свои варианты правильных и ошибочных решений.
Эвристические методы обучения активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:
1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Я всегда стараюсь поддерживать доброжелательный психологический климат на уроке, что способствует интеллектуальной раскованности обучающихся, усиливает их интуицию и воображение. (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).
2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.
Мы систематизировали знания о строении и свойствах аммиака, полученных в курсе изучения неорганической химии 9 класса.
3. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи. Об этом я расскажу на Мастер-классе.
Метод синектики (синектика - объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Так сегодня на уроке я начала сравнение общего строения аммиака и аминов ; и подвела соотвественно к выводу общих химических свойств аммиака и аминов.
1. Метод кластера. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Прием кластера я использовала на уроке для стимулирования мыслительной деятельности учащихся.
Это графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащихся.
На мой взгляд «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.
С помощью этого метода обучающиеся составляют наглядную схему о химических свойствах аминов.
Химический эксперимент - важнейший метод и средство обучения химии.
В использовании активных методов необходима системность, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Только тогда использование активных методов обучения будет влиять на успешность обучения школьников.
Я считаю, что активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Ни для кого не секрет, что если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.
Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.
В заключение хочу сказать, что у каждого учащегося свои потенциальные возможности, восприятие, развитие, и задача учителя - создать такие условия, чтобы раскрыть каждого ученика для успешного усвоения учебного материала, для его веры в себя, уверенности, его комфортности на уроке. Чтобы видеть блеск и тысячу вопросов в глазах своих учеников, нам надо постоянно двигаться вперед, вести активный образ жизни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.