Обобщение опыта работы
на районном семинаре учителей химии и биологии
Белоглинского района
тема
Система подготовки к сдаче ГИА по химии
Селезнева Оксана Алексеевна
учитель химии МБОУ СОШ№28
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу
Итоговая аттестация – серьёзная проверка учебной деятельности обучающегося под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Уже давно известно, что успех человека зависит от того, как он научился применять полученные знания на практике.
Для меня главное - сделать так, чтобы выпускники научились самостоятельно получать знания.
С уверенностью могу сказать, что педагоги, осуществляющие подготовку к экзамену, накопили немалый опыт по данной проблеме.
Далее я представлю некоторые наработки из личного опыта по подготовке к ГИА.
Учащиеся нашей школы сдавали ЕГЭ по химии в 2021 году, а ГИА в 2019 году.
Работу свою начинаю с чётко составленного плана на год. Он стал в моей работе традиционным, лишь иногда дополняясь и изменяясь. Это зависит от изменений в структуре ГИА, ЕГЭ, а также с приходящим опытом.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, контролирующий.
В систему работы по подготовке к ГИА входят:
- психологический настрой учащихся;
- организация информационной работы по подготовке к ГИА;
- оформление стендов;
- создание методической базы;
- рациональное использование ресурсов ИКТ (онлайн-тестирование, тренажёры, тренинги, презентации, видеоуроки и др);
- систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий;
- создание банка тестовых заданий;
- проведение элективного курса «ОВР»;
- ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке;
- работа с родителями: обучающие консультации, беседы, индивидуальная работа;
- консультации для учащихся;
- проведение диагностических работ (обычно за год – 4: сентябрь, декабрь, март, апрель);
- аналитическая деятельность и работа над ошибками;
- проведение экзамена и его анализ.
Далее остановлюсь на самых важных моментах в системе подготовки к ГИА.
1. информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
2. предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
3. психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", )
1-я составляющая:
Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
Не менее важным для учащийся является умение ориентироваться по времени. На выполнение заданий по химии в 9 классе отводится 120 минут, а в 11 классе 180 минут. Если объективно оценивать сложность заданий, разноуровневую подготовку детей, то многим из них просто не хватает времени на выполнение всех заданий. Поэтому сначала нужно начинать с самых простых вопросов. Напоминаю обучающимся: эти баллы упускать нельзя. Заработать 1 балл на сложных заданиях труднее, чем 4-5 баллов на простых, обидно будет ошибиться в простых заданиях. Также учащиеся не должны бояться приступать к сложным заданиям (часть 2). Потому что за каждую верно написанную реакцию, они получают баллы.
Объясняю учащимся как правильно заполнять бланки ответов, проводим тренировочные работы с этой целью.
В помощь ученику и родителям в школе и в кабинете химии оформлены стенды, на которых размещена подробная информация о порядке проведения итоговой аттестации, психологической готовности к экзамену.
2-я составляющая:
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания)
Подготовку к ГИА начинаю с 8 класса, выборочно включая тесты в течение всего учебного года для закрепления материала по той или иной теме, либо для проведения внутришкольного, итогового среза знаний в конце 8 класса. Подготовка учащихся к ГИА требует изменения подходов к планированию уроков : больше времени стараюсь отводить на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ГИА. Но трудность заключается в том, что экзамен сдает не весь класс, поэтому приходится подбирать дифференцированные задания. Но подготовиться к экзаменам, посещая только уроки невозможно, поэтому еженедельно провожу консультации, дополнительные занятия по подготовке учащихся к экзамену.
В начале учебного года выявляю учащихся, сдающих ГИА по химии.
Для них провожу тестирование для выявления "слабых" мест в знаниях учащихся и разрабатываю программу изучения определенных тем. На консультациях, вначале по кодификатору разбираем наиболее сложные вопросы, отрабатываем их на конкретных примерах, а затем проводим тренировочное тестирование. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл .
Большую роль в подготовке к ГИА отвожу – решению типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ОГЭ или на сайтах http://www.fipi.ru/, http://reshuege.ru/) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.
3-я составляющая:
Психологическая готовность (состояние готовности - "настрой")
После того, как дети выбрали химию для сдачи экзамена, я провожу доверительную беседу о предстоящем экзамене, цель которой – выявить отношение к нему, установить самооценку готовности. На данном этапе важной задачей учителя становится планирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки к экзамену, которые пройдет каждый, но в своем темпе. При этом постоянно поддерживаю тесную связь с родителями, провожу для родителей анализ пробных ГИА и вообще родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
При подготовке учащихся 9 классов к сдаче ГИА очень помогают консультативные занятия по группам. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомимся с системой оценивания, учимся работать с тестом. Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Приучаю обучающихся примерить все предлагаемые ответы с подробным рассуждением.
Проводя анализ ГИА прошлых лет могу отметить, что трудность вызывают задания:
№2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
№7 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
№12 Химические свойства кислот, оснований, солей (средних)
№ 20, 21, 22
Приведу пример разбора задания 11
Итак, перейдем к рассмотрению свойств кислот:
· реакция с основными оксидами: в качестве примера приведена реакция оксида кальция с соляной кислотой.
· реакция с амфотерными оксидами, например, оксидом цинка:
· реакция кислот со щелочами носит название нейтрализации. Как пример, приведена реакция едкого натра с соляной кислотой, продуктами являются соль (в данном примере поваренная) и вода.
· обменные реакции с солями, если в результате реакции образуется нерастворимое вещество либо газ. В качестве примера приведена реакция хлорида бария с серной кислотой, в результате которой образуется осадок сульфата бария и летучий хлороводород.
· реакция с нерастворимыми основаниями, например гидроксида меди с серной кислотой:
· вытеснение слабых кислот из растворов их солей, например солей фосфорной кислоты хлороводородной кислотой:
· реакция с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода - пример - реакция магния с соляной кислотой:
Вариант задания
В реакцию с соляной кислотой вступает:
1. нитрат серебра
2. нитрат бария
3. серебро
4. оксид кремния
Рассмотрим каждый случай:
1. Соляная кислота и нитрат серебра. Так как нитрат серебра - соль, обменная реакция возможна, если продукт реакции осадок либо газ. В качестве продукта может образоваться азотная кислота (растворима) и хлорид серебра (нерастворим - белый творожистый осадок). Значит, реакция возможна и ответ нам подходит.
2. Нитрат бария и соляная кислота. Продукты данной реакции обмена растворимы (азотная кислота и хлорид бария), поэтому реакция не идет.
3. Серебро стоит в ряду напряжений после водорода, поэтому не реагирует с кислотами-не окислителями.
4. Оксид кремния - кислотный оксид и с кислотами не реагирует.
Ответ: 1
Пример разбора задания №22
В первой экзаменационной модели ГИА 9 по химии, предполагающей “мысленный” эксперимент выглядит следующим образом: Из предложенного списка веществ получить гидроксид железа (2) в две стадии.
Гидроксид железа (II) с помощью предложенных реактивов в две стадии можно получить по следующей схеме:
Fe → FeSO4 →Fe(OH)2
Реакции, которые соответствуют этой схеме:
1) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu↓
В результате реакции в осадок выпадает медь, осадок имеет красный цвет.
2) FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + Na2SO4
В результате второй реакции выпадение серо-зелёный осадок гидроксида железа (II). Эта реакция является реакцией ионного обмена, сокращенное ионное уравнение будет:
Fe2+ + 2OH– = Fe(OH)2
С КИМами работаем только к концу первого полугодия учебного года, когда все темы повторим, и знания будут приведены в систему.
Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Подытожив выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении химии и сдачи ГИА происходит за счет хорошо сорганизованной работы учащихся, активного внедрения новейших технологий, таких как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы индивидуально-ориентированного обучения. Немаловажную роль играет осознанный выбор предмета для сдачи ГИА учащимися и их мотивацией.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.