Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Оценка 4.6

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Оценка 4.6
docx
08.01.2020
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Публикация.docx

Развитие познавательной активности

старших дошкольников посредством проектной деятельности

 

 

Формирование активной личности дошкольника, стремящегося к познанию мира и себя в окружающей действительности является приоритетной задачей системы дошкольного образования в Российской Федерации. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей. Это позволит эффективно развивать детскую любознательность и формировать устойчивые познавательные интересы. Активность является непреложной предпосылкой развития интеллектуальных качеств ребенка, его самостоятельности и инициативности.

Одним из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности дошкольника, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность - это совокупность познавательных приемов, которые помогают решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий детей или совместно с родителями и педагогами. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи игровых образовательных ситуаций, изменить их форму. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Конечный итог, это презентация результатов.

Метод проектной деятельности эффективнее использовать в работе со старшими дошкольниками.  Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить, что получится, если…

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

 

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и будет оказывать сильное влияние на его развитие. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

 

Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками.

Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми. А с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в разных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения.

Проектная деятельность стимулирует познавательную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

Еще одно условие эффективности развития познавательной активности детей в ходе проектной деятельности – создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Метод проектов с его обязательным итоговым продуктом деятельности позволяет обогатить среду группы, сделать ее интересной детям. Они сами принимают активное участие в её  обогащении и дополнении. Так, в ходе проекта «В мире животных», дети проявили инициативу изготовить макеты «Животные Севера», и «Животные жарких стран». Дети узнавали об обитающих там животных, условиях их существования и потом  рисовали игровое поле (пейзаж местности – трава, пальмы или, наоборот, льдины), собирали наборы игрушек – животных (принесли из дома и сделали из бумаги). А работая над проектом «Защитники земли русской»,  с помощью родителей собрали коллекцию военной техники и солдатиков.

 

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Презентацию проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное - поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться

самостоятельно.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников способствует развитию их познавательной активности, умения детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, развить творческое мышление. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020