Развитие познавательной активности
старших дошкольников посредством проектной деятельности
Формирование активной личности дошкольника, стремящегося к познанию мира и себя в окружающей действительности является приоритетной задачей системы дошкольного образования в Российской Федерации. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей. Это позволит эффективно развивать детскую любознательность и формировать устойчивые познавательные интересы. Активность является непреложной предпосылкой развития интеллектуальных качеств ребенка, его самостоятельности и инициативности.
Одним из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности дошкольника, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность - это совокупность познавательных приемов, которые помогают решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей или совместно с родителями и педагогами. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи игровых образовательных ситуаций, изменить их форму. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Конечный итог, это презентация результатов.
Метод проектной деятельности эффективнее использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить, что получится, если…
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и будет оказывать сильное влияние на его развитие. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками.
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми. А с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в разных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения.
Проектная деятельность стимулирует познавательную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Еще одно условие эффективности развития познавательной активности детей в ходе проектной деятельности – создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Метод проектов с его обязательным итоговым продуктом деятельности позволяет обогатить среду группы, сделать ее интересной детям. Они сами принимают активное участие в её обогащении и дополнении. Так, в ходе проекта «В мире животных», дети проявили инициативу изготовить макеты «Животные Севера», и «Животные жарких стран». Дети узнавали об обитающих там животных, условиях их существования и потом рисовали игровое поле (пейзаж местности – трава, пальмы или, наоборот, льдины), собирали наборы игрушек – животных (принесли из дома и сделали из бумаги). А работая над проектом «Защитники земли русской», с помощью родителей собрали коллекцию военной техники и солдатиков.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Презентацию проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное - поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться
самостоятельно.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников способствует развитию их познавательной активности, умения детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, развить творческое мышление. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.