Развитие познавательной активности студентов
Оценка 5

Развитие познавательной активности студентов

Оценка 5
docx
05.06.2023
Развитие познавательной активности студентов
Развитие познавательной активности студентов на уроках истории.docx

Развитие познавательной активности студентов на уроках истории

Преподаватель истории Ветрова Т.Е.

 

Интерес к истории всегда становится наиболее заметным в переломные моменты жизни государства, общества. Сегодня, в современной ситуации это особенно заметно. Изучение истории своей страны, не измененной в угоду обстоятельств или политической ситуации, особенно важно и актуально в начале XXI века, когда ее намеренно искажают, забывая об истине.

Историческое образование должно не только дать студентам основы знаний об историческом пути России с древности до наших дней и целостной картины исторического процесса, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.

Для меня важно, чтобы каждый студент достиг максимального для себя результата, реализовал свои возможности. Следовательно, необходимо построить свой урок так, чтобы раскрыть индивидуальность каждого ребенка, сделать занятие интересным, чтобы побудить студента к поиску решения на поставленную задачу.

Сделать это возможно  при реализации следующих условий:

- применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности.  Сделать это возможно реализуя  проблемный метод обучения. Стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Например, при изучении «Гражданской войны в России», я так сформулировала проблемный вопрос урока:  «Почему победили «красные», почему проиграли «белые?».  А при изучении Великой Отечественной войны проблемный вопрос звучал так: «Почему стал возможен Коренной перелом?»

- включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;

- реализация личностно-ориентированного подхода.

Необходимо учить студентов не только работать с учебником, историческим источником, картой, т.к. некоторые обучающиеся не умеют этого делать, но и помочь им овладеть навыками сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные знания. Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности обучающихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Решить эту проблему можно используя ИКТ на уроках истории. Примером могут служить «Методические рекомендации по   выполнению самостоятельной практической работы по ОУД.05 История». Это электронное учебное пособие. В него вошло 15 памяток, позволяющих студенту научиться алгоритму работы с учебным текстом, историческим документом, составлению плана изучения исторического события, умению дать оценку  событию или исторической личности. Электронная форма пособия даёт возможность найти необходимую информацию быстро, через систему гиперссылок (Рисунок 1)

 

Рисунок 1 – Содержание пособия «Методические рекомендации по выполнению самостоятельных практических работ по УД История»

 

Применение ИКТ на уроках , безусловно, делает учебный процесс более успешным и разнообразным. Учебные презентации в программе Power Point используются постоянно. Большой объем информации может быть представлен в виде интерактивного плаката. Это позволяет сделать программный материал доступным, визуализировать и систематизировать его. Примером может служить созданный мною интерактивный плакат к теме «Коренной перелом в ВОВ». Плакат выполнен в программе Power Point. Цель пособия - упростить восприятие информации посредством выделения её на отдельные блоки и фрагменты, проиллюстрировать изучаемую информацию для более качественного запоминания. Через систему гиперссылок студенты могут ознакомиться с материалом разделов темы. В учебном пособии предусмотрен контроль знаний с помощью электронных тестов (easyQuizzy). Предусмотрена обратная связь с преподавателем. (рисунок 2) 

 

Рисунок 2 - Фрагменты интерактивного плаката «Коренной перелом в ВОВ».

 

Существует множество приемов, развивающих познавательные и творческие способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума, нацеленность на познание, развивается логическое мышление. Успешное развитие познавательных способностей возможно на основе таких заданий, которые требуют от студента творческого подхода. Причем основываясь на личностно ориентированном подходе нужно подбирать такие задания, которые будут посильны для студентов, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях. На уроках часто использую задания, которые позволяют научиться систематизировать материал. Лучше всего, на мой взгляд, это сделать через составление сводных таблиц. Предлагаю студентам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности студентов: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности подростка.

Достичь поставленную задачу развития личности студента, его творческого мышления, умения критически анализировать исторический документ, делать выводы помогают различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- дискуссия на уроках истории создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Студенты овладевают ораторскими умениями;

- эвристическая беседа – цепь вопросов и ответов, дающих возможность строить диалог на определенную тему;

- работа с документами, анализ текста, моделирование и создание проблемной ситуации позволяют раскрыть творческие способности студента.

На уроках стараюсь создать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности, поддержки, чтобы не наносить ущерба достоинству личности студента. Стараюсь заинтересовать, побудить студентов самостоятельно работать над дополнительным источником, сделать сообщения, доклады, написать рефераты, решить какую - либо проблему.

Развитие познавательных и творческих способностей на уроках истории способствует формированию и развитию личностных качеств учащихся: ответственности, инициативности, креативности, изобретательности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социально-экономических реалиях.

 

Литература

1.     Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.

2.     Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.

3.     Евтушенко С.В. Педагогика творчества: учебно-методическое пособие. – М., 2006.

4.     Енина Л. Развитие творческих способностей детей/ Л. Енина /Палитра педагога. - 2002. - № 1 .- С . 14-17.

5.     Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. 2014. № 13.

6.     Медведева Т.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории [электронный ресурс] – режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/%C2%AB_razvitie_tvorcheskih_sposobnostej_uchashihsya_na_uro_211427.html

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие познавательной активности студентов на уроках истории

Развитие познавательной активности студентов на уроках истории

В него вошло 15 памяток, позволяющих студенту научиться алгоритму работы с учебным текстом, историческим документом, составлению плана изучения исторического события, умению дать оценку событию или…

В него вошло 15 памяток, позволяющих студенту научиться алгоритму работы с учебным текстом, историческим документом, составлению плана изучения исторического события, умению дать оценку событию или…

Существует множество приемов, развивающих познавательные и творческие способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума,…

Существует множество приемов, развивающих познавательные и творческие способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума,…

Литература 1. Вяземский

Литература 1. Вяземский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023