МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ ФЛОРИДА БУЛЯКОВА С.МИШКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МИШКИНСКИЙ РАЙОН
Образовательный проект
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной работе»
Михайлова Наталья Валерьевна,
учитель математики.
2020 г.
Содержание:
Актуальность и новизна опыта………………………………………………..3
Теоретическое обоснование опыта…………………………………………...5
Результативность опыта……………………………………………………….11
Используемая литература……………………………………………………..16
Актуальность и новизна опыта
Педагогический опыт «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеклассной работе» реализуется мною в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Лицей №1 имени Флорида Булякова с 2016 года.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд новых проблем, обусловленных социально - экономическими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Главной целью образования является подготовка к жизни в постоянно меняющемся мире.
Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В «Концепции модернизации российского образования» и в «Концепции математического образования» чётко сформированы требования к современной школе.
В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике, но, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
Сущность опыта заключается в повышении активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через умелое сочетание учителем современных традиционных, и нетрадиционных методов и приемов обучения и контроля знаний.
Возникает необходимость поиска и применения на уроках и во внеурочной деятельности таких методов и приемов организации учебного процесса, чтобы ученику захотелось изучать математику, что и является актуальностью опыта.
Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Новизна опыта в комбинации современных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках направленных на развитие интереса к математике, включая грамотное использование возможностей современных информационных технологий.
Механизм реализации опыта
Нормативно-правовой основой проекта являются следующие документы:
1. «Концепция развития математического образования в РФ (Приказ от 24.12.2013 № 2506).
2. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по реализации в Республике Башкортостан в 2017 году Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Приказ № 1620 от 30.12.2016).
Длительность работы над опытом
· 2016-2017 уч.г.- изучение педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса по развитию познавательной активности учащихся.
· 2017-2018 уч.г. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по заявленной теме.
· 2018-2019 уч.г.- Систематизация и обобщение полученных результатов,
оформление опыта работы.
Теоретическое обоснование опыта
Целью моего опыта является создание необходимых условий для развития познавательной активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной работе.
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. создать условия, содействующие развитию познавательной активности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности;
2. разработать критерии форсированности познавательной активности учащегося;
3. развить творческие способности учащихся;
4. увеличить количество участников соревнований по математике различного уровня.
Основными компонентами моего опыта я считаю:
1. обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний;
2. развитие творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальности;
3. отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно-ориентированного подхода;
4. разнообразие форм в соответствии с содержанием предмета;
5. создание творческих групп для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся;
6. создание атмосферы творчества;
7. учет индивидуальных творческих способностей учащихся и индивидуальная работа с ними.
В своей работе Наталья Валерьевна пытается дать возможность ученикам двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал. Каждая выращенная «звездочка» поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстает, старается вовремя, оперативно прийти на помощь. В работе над данной темой автор использует деление класса на мобильные группы.
Таблица 1.
Учащиеся первой группы |
Учащиеся второй группы |
Учащиеся третьей группы |
«Базовый уровень» |
«Продуктивный уровень» |
«Творческий уровень» |
Учащиеся, которые интерес к математике не проявляют, имеют пробелы в знаниях, выполняют задания по образцу |
Учащиеся, у которых отсутствует устойчивая познавательная активность к математике, умеют выполнять задания в измененной ситуации. |
Учащиеся, которые проявляют интерес к предмету, выполняют задание в новой ситуации. |
Состав мобильной группы отражает общую ситуацию в классе. Неоднородный состав облегчает процесс взаимного обучения школьников, помогает учителю при подаче нового материала и в управлении классом.
Мобильные группы учащихся Схема 1.
Двумя основными составляющими учебного процесса в школе являются учебная и внеурочная деятельность.
Учебная деятельность
А. Франц писал: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». В учебной деятельности для развития познавательной активности нужно учить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительного мира, но и абстрактного мира. Для этого использую на уроках математики: задачи на смекалку, задачи - шутки, числовые фигуры, задачи с геометрическим содержанием, логические упражнения со словами, математические игры и фокусы, кроссворды и ребусы, задачи из «реальной математики», задачи из «теории вероятностей».
На своих уроках автор использует современные методы инновационных технологий.
Применение ИКТ на уроке рассматривается учителем как:
• источник дополнительной информации по предмету;
• способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
• способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
• возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
• способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.
Интерактивные средства обучения могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
• полная или частичная замена деятельности учителя;
• фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
• использование диагностических и контролирующих материалов;
• выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
• использование игровых и занимательных материалов;
• использование сети Интернета.
Интерактивные средства можно использовать на всех этапах процесса обучения:
1. При изучении нового материала. Позволяют иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
2. При проведении устных упражнений. Дают возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
3. При проверке фронтальных самостоятельных и домашних работ. Обеспечивает наряду с устным и визуальный контроль результатов.
4. При решении задач обучающего характера. Помогают выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
На уроках математики применяю активные формы и методы обучения:
Таблица 2.
«Базовый уровень» |
«Продуктивный уровень» |
«Творческий уровень» |
«Найди отличия» (можно задать их количество) |
Составь задание партнеру |
Проектная деятельность |
«На что похоже?» |
Отзыв на работу товарища |
Творческие задания |
Поиск лишнего |
Групповая работа по составлению кроссворда |
Работа с «портфолио» |
«Лабиринты» |
«Отгадай, о ком говорим» |
Мысленное воспроизведение ситуации, видеофильма |
Работа с разного вида таблицами |
Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) |
Исследовательская деятельность |
Составление схем-опор |
«Подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни» |
Дневник достижений |
Деятельность и коррекция знаний учащихся представлена в таблице 3. Таблица 3
|
Внеурочная деятельность
Я считаю, что урок заканчивается не только звонком, он должен продолжаться и после урока. Интеграция школьных и внешкольных занятий (урочной и внеурочной деятельности) способствует созданию полноценных условий для совместной работы учителей и учащихся, обеспечивает формирование у учащихся творческого стиля жизнедеятельности, способствует саморазвитию личности. Развитие ребенка должно идти в «зоне его ближайшего развития». Только тогда наше математическое образование улучшится.
Для мобильных групп организована внеурочная деятельность:
Таблица 4.
«Базовый уровень» |
«Продуктивный уровень» |
«Творческий уровень» |
Игровые технологии |
Игровые технологии |
Математические олимпиады |
Технология СОУ (сорбонки, тренинги на скорость вычислений). |
Исследовательские проекты |
Дистанционно- математическая школа |
Соревнования по математике (математический КВН, математический бой, математическое кафе) |
Дистанционно- математическая школа |
Дистанционно- математическая школа |
Практикумы по математике |
Практикумы по математике |
Исследовательские проекты. Танграммы, исследование и создание своих головоломок |
Выполнение мультимедийных презентаций (математические тренажёры) |
Соревнования по математике (математический КВН, математический бой, математическое кафе) |
Математические факультативы |
Проектная деятельность учащихся |
Выполнение мультимедийных презентаций (математические тренажёры) |
Практические занятие с целью исследования объектов. |
|
Проектная деятельность учащихся |
Проектная деятельность учащихся |
Для повышения познавательной активности учащихся в каждой мобильной группе определились с проектами. Для группы № 1 «Базовый уровень» информационно-поисковый вид проекта, где учащимся предлагается сбор и анализ информации по изучаемым темам, подготовка и публичное предъявление сообщения (с применением мультимедийных презентаций). Группе № 2 «Продуктивный уровень» предлагается продуктивный вид проектов, где учащиеся создают какой-либо «продукт»: газету, плакат, презентацию, видеоролик, где школьники проявляют творческое воображение и оригинальность мышления. И группа № 3 «Творческий уровень» работают с исследовательскими проектами, которые нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.
Результативность опыта
Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. А для этого нужно знать, в чем он затрудняется, что умеет.
Проанализировав ситуацию и изучив познавательную активность учащихся, были определены пробелы в знаниях детей. (Таблица 5, диаграмма 1)
Диагностика пробелов в знаниях Таблица 5
Пробелы в знаниях |
Январь 2017 г. |
Май 2017г. |
Октябрь 2017г. |
Январь 2018г. |
Таблица умножения |
8% |
5% |
3% |
1% |
Формулы сокращенного умножения, и их применение |
- |
16% |
11% |
8% |
Четырехугольники, площади плоских фигур |
- |
- |
14% |
6% |
Квадратичная функция, свойства, график. |
- |
20% |
16% |
11 % |
Динамика развития предметных результатов Диаграмма 1
Каждый вторник проводятся компьютерные тестирования по изучаемым темам, это дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания через разноуровневые задания. К тому же, компьютерное тестирование позволяет вернуться к трудным вопросам и сделать «работу над ошибками», как на уроке, так и на индивидуальных занятиях.
С учетом пробелов в знаниях учеников формируются мобильные группы учащихся.
По итогам работы учитель составил индивидуальную карту достижений каждого ученика по параметрам: форсированность предметных компетенций, познавательной активности (участие во внеклассной работе по математике, познавательный интерес, форсированность логического мышления как инструмента познания). Наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и как следствие качества знаний:
Динамика познавательной активности у учащихся Диаграмма №2
Важнейшим условием реализации концепции математического образования является повышение квалификации педагогов. Наряду с традиционными формами повышения квалификации (курсовая подготовка, семинары, конференции, предметные сообщества учителей, мастер - классы, открытые уроки, конкурсы, олимпиады для учителей). Мы, молодые учителя кафедры математики нашего Лицея, создали клуб «Лестница успеха» (3 человека) с целью самообразования через взаимодействие молодых учителей, т.к. мы друг друга быстрее понимаем, не стесняемся своего «незнания», при этом умеем использовать в работе широкие возможности компьютерной техники и сети Интернет и, хотя бы в этом плане, можем сами оказать помощь своим наставникам в применении ИКТ.
Ожидаемые результаты Таблица 6
Ученик с высокой познавательной активностью, способный к саморазвитию |
1.Созданы условия, содействующие развитию познавательной активности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности |
2.Увеличение количества участников соревнований по математике различного уровня |
|
3.Разработаны критерии форсированности познавательной активности учащегося |
В 2016-2017 уч. году выпускники сдавали ОГЭ по математике, показав хорошие результаты.
Диаграмма №2
Раскрывается творческий потенциал учащихся в учебной и внеурочной деятельности, о чём свидетельствуют достижения учащихся в муниципальных, республиканских, федеральных и международных олимпиадах и конкурсах:
Учеб ный год |
Олимпиады и конкурсы исследовательских и творческих работ |
Ф.И. обучающегося |
Класс |
Результат |
№ приложения |
||
Муниципальный уровень |
|||||||
2016-2017 |
ВОШ по математике
|
Фаттахов Айнур |
6 А |
1 место |
|
||
Конкурс исследовательских работ в рамках МАН «Эверест» (Математика) |
Фаттахов Айнур |
6 А |
2 место |
|
|||
Конкурс «Только смелым покоряется огонь!» |
Иликбаева Екатерина |
8 Б |
Призер |
|
|||
КРИТ – 2017, номинация «Пластилиновая анимация» |
Коллектив 5 класса |
5 Б |
Победитель |
|
|||
КРИТ – 2017, номинация «Пластилиновая анимация» |
Исмагилова Айдина |
6 А |
Призер |
|
|||
КРИТ – 2017, номинация «Видеозапись и монтаж» |
Шакуров Самат |
5 Б |
Призер |
|
|||
КРИТ – 2017, номинация «Видеозапись и монтаж» |
Бикмухаметов Азат |
11 |
Победитель |
|
|||
КРИТ – 2017, номинация «Юный веб-разработчик (сайт на основе шаблонов)» |
Ишалин Алексей |
10 Б |
Победитель |
|
|||
КРИТ – 2017, номинация «Графика 3D» |
Айкашев Иван |
8 Б |
Призер |
|
|||
2017 - 2018 |
ВОШ по математике |
Зайцев Егор |
7А |
Победитель |
|
||
Александрова Анастасия |
7А |
Призер |
|||||
Фаттахов Айнур |
7А |
Призер |
|||||
КРИТ – 2018, номинация «Видеозапись и монтаж» |
Ташбулатова Карина |
7 Б |
Победитель |
|
|||
КРИТ – 2018, номинация «Видеозапись и монтаж» |
Зайнитдинова Мария |
7 Б |
Победитель |
||||
КРИТ – 2018, номинация «Видеозапись и монтаж» |
Бикбулатова Альбина |
7 Б |
Победитель |
||||
КРИТ – 2018, номинация «Юный веб-разработчик (сайт с нуля)» |
Изибаиров Феликс |
8 А |
Победитель |
|
|||
КРИТ – 2018, номинация «Юный веб-разработчик (сайт с нуля)» |
Биктубаев Никита |
10 |
Победитель |
|
|||
2018-2019 |
Конкурс по ИТ «Информашка» , номинация «Видеозапись и монтаж» |
Михайлова Полина |
1 Г |
Победитель |
|
||
Конкурс по ИТ «Информашка», номинация «Пластилиновая анимация» |
Михайлова Полина |
1 Г |
Победитель |
|
|||
Дистанционная викторина по информатике |
Михайлова Полина |
1 Г |
участник |
|
|||
2019-2020 |
Дистанционная викторина по информатике |
Михайлова Полина |
2 Г |
участник |
|
||
Конкурс исследовательских работ в рамках МАН (Математика) |
Михайлова Полина |
2 Г |
Призер |
|
|||
Конкурс детского рисунка «Моя цифровая грамотность» |
Михайлова Полина |
2 Г |
Победитель |
|
|||
Конкурс «Кибервызов» |
Степанова Алена |
11 |
Победитель |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Республиканский уровень |
|||||||
2016-2017 |
КРИТ-2017, номинация «Юный веб-разработчик (сайт на основе шаблонов)» |
Ишалин Алексей |
10 |
Призер |
|
||
2017-2018 |
КРИТ-2018, номинация «Юный веб-разработчик (сайт с нуля)» |
Изибаиров Феликс |
8 |
Призер |
|
||
Биктубаев Никита |
10 |
Призер |
|
||||
2019-2020 |
X детский интернет – конкурс «Птицы Башкирии» |
Михайлова Полина |
2 |
Участник |
|
||
Конкурс детского рисунка «Моя цифровая грамотность» |
Михайлова Полина |
2 |
|
|
|||
Конкурс «Кибервызов» |
Степанова Алена |
11 |
|
|
|||
Конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Михайлова Полина |
2 |
Победитель |
|
|||
Федеральный уровень |
|||||||
2017-2018 |
Олимпиада «Ломоносов» по математике (дистанционное участие) |
Александрова Анастасия |
7 |
Участник |
|
||
Зайцев Егор |
7 |
Призер |
|
||||
Фаттахов Айнур |
7 |
Участник |
|
||||
Олимпиада «Ломоносов» по математике (очное, г.Москва, МГУ им.Ломоносова) |
Зайцев Егор |
7 |
Участник |
|
|||
Международный уровень |
|||||||
2017-2018 |
Международный дистанционный конкурс «Олимпис-2017» |
Гильманов Эмиль |
5А |
Победитель |
|
||
Иплаева Ксения |
6 Б |
Призер |
|
||||
Яндуганова Мария |
6 Б |
Призер |
|
||||
Яикбаева Мария |
6 Б |
Призер |
|
||||
Аптулманова Анна |
7 А |
Победитель |
|
||||
Александрова Анастасия |
7 А |
Призер |
|
||||
Фаттахов Айнур |
7 А |
Призер |
|
||||
Сайфулина Диана |
7 А |
Призер |
|
||||
2018-2019 |
Международный дистанционный конкурс «Олимпис-2018» |
Михайлова Полина
|
1 Г |
Победитель |
|
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.-М., 1989
2. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 2004
3. Анастасиев А.И. Дидактический катехизис. - Харьков, 1986
4. Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике. – М., 2011
5. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1997
6. Бредихин А. Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] / А. Н. Бредихин, М. Н. Савоненко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014
7. Демин М.В. Проблемы деятельности в теории личности. -М., 1987
8. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. — 2000. — № 126. — С. 242-249
9. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1984
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века/ Под. ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М., 2001
11. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. - М.: Мысль, 1998
12. Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1985
13. Киселева Г.М. Математика 5-6 класс. Организация познавательной деятельности. – Волгоград, 2014
14. Крутецкий В.А. Интерес. Педагогическая энциклопедия. - М., 1985
15. Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения, - Волгоград: Учитель, 2012
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997
17. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1990
18. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1990
19. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Лукашкин, В.Я. Саннинский. - М.: Просвещение, 1980
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.