Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеклассной работе.
Оценка 5

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеклассной работе.

Оценка 5
docx
28.05.2021
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеклассной работе.
Образовательный проект.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ ФЛОРИДА БУЛЯКОВА С.МИШКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МИШКИНСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательный проект

«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной работе»

 

 

 

 

Михайлова Наталья Валерьевна,

 учитель математики.

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Содержание:

Актуальность и новизна опыта………………………………………………..3

Теоретическое обоснование опыта…………………………………………...5

Результативность опыта……………………………………………………….11

Используемая литература……………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность и новизна опыта

Педагогический опыт «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеклассной работе» реализуется мною в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Лицей №1 имени Флорида Булякова с 2016 года.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд новых проблем, обусловленных социально - экономическими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Главной целью образования является подготовка к жизни в постоянно меняющемся мире.

Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В «Концепции модернизации российского образования» и в «Концепции математического образования» чётко сформированы требования к современной школе.

В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике, но, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

 Сущность опыта  заключается в повышении активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через умелое сочетание учителем современных традиционных, и нетрадиционных методов и приемов обучения и контроля знаний.

Возникает необходимость поиска и применения на уроках и во внеурочной деятельности таких методов и приемов организации учебного процесса, чтобы ученику захотелось изучать математику, что и является актуальностью опыта.

Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

 Новизна опыта в комбинации современных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках направленных на развитие интереса к математике, включая грамотное использование возможностей современных информационных технологий.

Механизм реализации опыта

Нормативно-правовой основой проекта являются следующие документы:

1.      «Концепция развития математического образования в РФ (Приказ от 24.12.2013 № 2506).

2.      Приказ       Министерства образования Республики Башкортостан «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по реализации в Республике Башкортостан в 2017 году Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Приказ № 1620 от 30.12.2016).

Длительность работы над опытом

·        2016-2017 уч.г.- изучение  педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса по развитию познавательной активности учащихся.

·        2017-2018 уч.г. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного  процесса по заявленной теме. 

·        2018-2019 уч.г.- Систематизация и обобщение полученных результатов,

оформление опыта работы.

Теоретическое обоснование опыта

Целью моего опыта является создание необходимых условий для развития познавательной активности обучающихся на уроках математики  и во внеурочной работе.

Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.      создать условия, содействующие развитию познавательной активности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности;

2.      разработать критерии форсированности познавательной активности учащегося;

3.       развить творческие способности учащихся;

4.      увеличить количество участников соревнований по математике различного уровня.

Основными компонентами моего опыта я считаю:

1.     обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний;

2.     развитие творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальности;

3.     отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно-ориентированного подхода;

4.     разнообразие форм в соответствии с содержанием предмета;

5.     создание творческих групп для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся;

6.     создание атмосферы творчества;

7.     учет индивидуальных творческих способностей учащихся и индивидуальная работа с ними.

В своей работе Наталья Валерьевна пытается дать возможность ученикам двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал. Каждая выращенная «звездочка» поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстает, старается вовремя, оперативно прийти на помощь. В работе над данной темой автор использует деление класса на мобильные группы.

Таблица 1.

Учащиеся первой группы

Учащиеся второй группы

Учащиеся третьей группы

«Базовый уровень»

«Продуктивный уровень»

«Творческий уровень»

Учащиеся, которые интерес к

математике не проявляют,

имеют пробелы в знаниях, выполняют задания по образцу

Учащиеся, у которых отсутствует устойчивая познавательная активность к математике, умеют выполнять

задания в измененной ситуации.

Учащиеся, которые проявляют интерес к предмету, выполняют задание в новой ситуации.

 Состав мобильной группы отражает общую ситуацию в классе. Неоднородный состав облегчает процесс взаимного обучения школьников, помогает учителю при подаче нового материала и в управлении классом.

Мобильные группы учащихся                             Схема 1.

 

 Двумя основными составляющими учебного процесса в школе являются учебная и внеурочная деятельность.

Учебная деятельность

А. Франц писал: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». В учебной деятельности для развития познавательной активности нужно учить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительного мира, но и абстрактного мира. Для этого использую на уроках математики: задачи на смекалку, задачи - шутки, числовые фигуры, задачи с геометрическим содержанием, логические упражнения со словами, математические игры и фокусы, кроссворды и ребусы, задачи из «реальной математики», задачи из «теории вероятностей».

На своих уроках автор использует современные методы инновационных технологий.

Применение ИКТ на уроке рассматривается учителем как:

•        источник дополнительной информации по предмету;

•        способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

•        способ самоорганизации учебного труда и самообразования;

•        возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;

•        способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Интерактивные средства обучения могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

•        полная или частичная замена деятельности учителя;

•        фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

•        использование диагностических и контролирующих материалов;

•        выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

•        использование игровых и занимательных материалов;

•        использование сети Интернета.

Интерактивные средства можно использовать на всех этапах процесса обучения:

1. При изучении нового материала. Позволяют иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При проведении устных упражнений. Дают возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

3. При проверке фронтальных самостоятельных и домашних работ. Обеспечивает наряду с устным  и визуальный контроль результатов.

4. При решении задач обучающего характера. Помогают выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

На уроках математики применяю активные формы и методы обучения:

Таблица 2.

«Базовый уровень»

«Продуктивный уровень»

«Творческий уровень»

«Найди отличия» (мож­но задать их количество)

Составь задание партнеру

Проектная деятельность

«На что похоже?»

Отзыв на работу товарища

Творческие задания

Поиск лишнего

Групповая работа по со­ставлению кроссворда

Работа с «портфолио»

«Лабиринты»

«Отгадай, о ком говорим»

Мысленное воспроизведение си­туации, видеофильма

Работа с разного вида таблицами

Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)

Исследовательская деятельность

Составление схем-опор

«Подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»

Дневник достижений

 

 

Деятельность и коррекция знаний учащихся представлена в таблице 3.

Таблица 3

Сроки

Деятельность и коррекция знаний учащихся

1

Каждый понедель­ник

Выполнение мультимедийных презентаций (группы № 1-3 - по графику).

2

Каждый вторник

Практикум по математике для групп № 1, 2.

3

Каждая среда

Проектная (группы № 1-3); исследовательская деятельность (группа № 2,3).

4

Каждый четверг

Компьютерное тестирование (группа № 1, 2, 3).

5

Каждая пятница

Дистанционно-математическая школа (группы № 2, 3).

Внеурочная деятельность

Я считаю, что урок заканчивается не только звонком, он должен продолжаться и после урока. Интеграция школьных и внешкольных занятий (урочной и внеурочной деятельности) способствует созданию полноценных условий для совместной работы учителей и учащихся, обеспечивает формирование у учащихся творческого стиля жизнедеятельности, способствует саморазвитию личности. Развитие ребенка должно идти в «зоне его ближайшего развития». Только тогда наше математическое образование улучшится.

Для мобильных групп организована внеурочная деятельность:

Таблица 4.

«Базовый уровень»

«Продуктивный уровень»

«Творческий уровень»

Игровые технологии

Игровые технологии

Математические олимпиады

Технология СОУ (сорбонки, тренинги на скорость вы­числений).

Исследовательские проекты

Дистанционно- математическая школа

Соревнования по математи­ке (математический КВН, математический бой, мате­матическое кафе)

Дистанционно- математическая школа

Дистанционно- математическая школа

Практикумы по математике

Практикумы по математике

Исследовательские проекты. Танграммы, исследование и создание своих головоломок

Выполнение мультимедий­ных презентаций (математи­ческие тренажёры)

Соревнования по математи­ке (математический КВН, математический бой, мате­матическое кафе)

Математические факульта­тивы

Проектная деятельность учащихся

Выполнение мультимедий­ных презентаций (математи­ческие тренажёры)

Практические занятие с це­лью исследования объектов.

 

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Для повышения познавательной активности учащихся в каждой мобильной группе определились с проектами. Для группы № 1 «Базовый уровень» информационно-поисковый вид проекта, где учащимся предлагается сбор и анализ информации по изучаемым темам, подготовка и публичное предъявление сообщения (с применением мультимедийных презентаций). Группе № 2 «Продуктивный уровень» предлагается продуктивный вид проектов, где учащиеся создают какой-либо «продукт»: газету, плакат, презентацию, видеоролик, где школьники проявляют творческое воображение и оригинальность мышления. И группа № 3 «Творческий уровень» работают с исследовательскими проектами, которые нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность опыта

 Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. А для этого нужно знать, в чем он затрудняется, что умеет.

Проанализировав ситуацию и изучив познавательную активность учащихся, были определены пробелы в знаниях детей. (Таблица 5, диаграмма 1)

Диагностика пробелов в знаниях                          Таблица 5

                      Пробелы в знаниях

 Январь  

   2017 г.

    Май   

  2017г.

Октябрь 2017г.

Январь 2018г.

Таблица умножения

      8%

5%

3%

1%

Формулы сокращенного умножения, и их применение

-

16%

11%

8%

Четырехугольники, площади плоских фи­гур

-

-

14%

6%

Квадратичная функция, свойства, график.

-

20%

16%

11 %

                       Динамика развития предметных результатов        Диаграмма 1

Каждый вторник проводятся компьютерные тестирования по изучаемым темам, это дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания через разноуровневые задания. К тому же, компьютерное тестирование позволяет вернуться к трудным вопросам и сделать «работу над ошибками», как на уроке, так и на индивидуальных занятиях.

С учетом пробелов в знаниях учеников формируются мобильные группы учащихся.

По итогам работы учитель составил индивидуальную карту достижений каждого ученика по параметрам: форсированность предметных компетенций, познавательной активности (участие во внеклассной работе по математике, познавательный интерес, форсированность логического мышления как инструмента познания). Наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и как следствие качества знаний:

Динамика познавательной активности у учащихся     Диаграмма №2

Важнейшим условием реализации концепции математического образования является повышение квалификации педагогов. Наряду с традиционными формами повышения квалификации (курсовая подготовка, семинары, конференции, предметные сообщества учителей, мастер - классы, открытые уроки, конкурсы, олимпиады для учителей). Мы, молодые учителя кафедры математики нашего Лицея, создали клуб «Лестница успеха» (3 человека) с целью самообразования через взаимодействие молодых учителей, т.к. мы друг друга быстрее понимаем, не стесняемся своего «незнания», при этом умеем использовать в работе широкие возможности компьютерной техники и сети Интернет и, хотя бы в этом плане, можем сами оказать помощь своим наставникам в применении ИКТ.

Ожидаемые результаты                        Таблица 6

Ученик с высокой познавательной активностью, способный к саморазвитию

1.Созданы условия, содействующие развитию позна­вательной активности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности

2.Увеличение количества участников соревнований по математике различного уровня

3.Разработаны критерии форсированности познава­тельной активности учащегося

 

         В 2016-2017 уч. году выпускники сдавали ОГЭ по математике, показав хорошие результаты.

Диаграмма №2

 

         Раскрывается творческий потенциал учащихся в учебной и внеурочной деятельности, о чём свидетельствуют достижения учащихся в муниципальных, республиканских, федеральных и международных олимпиадах и конкурсах:

Учеб

ный год

Олимпиады и конкурсы исследовательских и творческих работ

Ф.И. обучающегося

Класс

Результат

№ приложения

Муниципальный уровень

2016-2017

ВОШ по математике

 

Фаттахов Айнур

6 А

1 место

 

Конкурс исследовательских работ в рамках МАН «Эверест» (Математика) 

Фаттахов Айнур

6 А

2 место

 

Конкурс «Только смелым покоряется огонь!»

Иликбаева Екатерина

8 Б

Призер

 

КРИТ – 2017, номинация «Пластилиновая анимация»

Коллектив 5 класса

5 Б

Победитель

 

КРИТ – 2017, номинация «Пластилиновая анимация»

Исмагилова Айдина

6 А

Призер

 

КРИТ – 2017,  номинация «Видеозапись и монтаж»

Шакуров Самат

5 Б

Призер

 

КРИТ – 2017, номинация «Видеозапись и монтаж»

Бикмухаметов Азат

11

Победитель

 

КРИТ – 2017, номинация «Юный веб-разработчик (сайт на основе шаблонов)»

Ишалин Алексей

10 Б

Победитель

 

КРИТ – 2017, номинация «Графика 3D»

Айкашев Иван

8 Б

Призер

 

2017 - 2018

ВОШ по математике

Зайцев Егор

Победитель

 

Александрова Анастасия

Призер

Фаттахов Айнур

Призер

КРИТ – 2018, номинация «Видеозапись и монтаж»

Ташбулатова Карина

7 Б

Победитель

 

КРИТ – 2018, номинация «Видеозапись и монтаж»

Зайнитдинова Мария

7 Б

Победитель

КРИТ – 2018, номинация «Видеозапись и монтаж»

Бикбулатова Альбина

7 Б

Победитель

КРИТ – 2018,  номинация «Юный веб-разработчик (сайт с нуля)»

Изибаиров Феликс

8 А

Победитель

 

КРИТ – 2018,  номинация «Юный веб-разработчик (сайт с нуля)»

Биктубаев Никита

10

Победитель

 

2018-2019

Конкурс по ИТ «Информашка» , номинация «Видеозапись и монтаж»

Михайлова Полина

1 Г

Победитель

 

Конкурс по ИТ «Информашка», номинация «Пластилиновая анимация»

Михайлова Полина

1 Г

Победитель

 

Дистанционная викторина по информатике

Михайлова Полина

1 Г

участник

 

2019-2020

Дистанционная викторина по информатике

Михайлова Полина

2 Г

участник

 

Конкурс исследовательских работ в рамках МАН (Математика)

Михайлова Полина

2 Г

Призер

 

Конкурс детского рисунка «Моя цифровая грамотность»

Михайлова Полина

2 Г

Победитель

 

Конкурс «Кибервызов»

Степанова Алена

11

Победитель

 

 

 

 

 

 

Республиканский уровень

2016-2017

КРИТ-2017, номинация «Юный веб-разработчик (сайт на основе шаблонов)»

Ишалин Алексей

10

Призер

 

2017-2018

КРИТ-2018, номинация «Юный веб-разработчик (сайт с нуля)»

Изибаиров Феликс

8

Призер

 

Биктубаев Никита

10

Призер

 

2019-2020

X детский интернет – конкурс «Птицы Башкирии»

Михайлова Полина

2

Участник

 

Конкурс детского рисунка «Моя цифровая грамотность»

Михайлова Полина

2

 

 

Конкурс «Кибервызов»

Степанова Алена

11

 

 

Конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Михайлова Полина

2

Победитель

 

Федеральный уровень

2017-2018

Олимпиада «Ломоносов» по математике (дистанционное участие)

Александрова Анастасия

7

Участник

 

Зайцев Егор

7

Призер

 

Фаттахов Айнур

7

Участник

 

Олимпиада «Ломоносов» по математике (очное, г.Москва, МГУ им.Ломоносова)

Зайцев Егор

7

Участник

 

Международный уровень

2017-2018

Международный дистанционный конкурс «Олимпис-2017»

Гильманов Эмиль

Победитель

 

Иплаева Ксения

6 Б

Призер

 

Яндуганова Мария

6 Б

Призер

 

Яикбаева Мария

6 Б

Призер

 

Аптулманова Анна

7 А

Победитель

 

Александрова Анастасия

7 А

Призер

 

Фаттахов Айнур

7 А

Призер

 

Сайфулина Диана

7 А

Призер

 

2018-2019

Международный дистанционный конкурс «Олимпис-2018»

Михайлова Полина

 

1 Г

Победитель

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.-М., 1989

2.     Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 2004

3.     Анастасиев А.И. Дидактический катехизис. - Харьков, 1986

4.     Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике. – М., 2011

5.     Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1997

6.     Бредихин А. Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] / А. Н. Бредихин, М. Н. Савоненко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014

7.     Демин М.В. Проблемы деятельности в теории личности. -М., 1987

8.     Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. — 2000. — № 126. — С. 242-249

9.     Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1984

10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века/ Под. ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М., 2001

11. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. - М.: Мысль, 1998

12. Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1985

13. Киселева Г.М. Математика 5-6 класс. Организация познавательной деятельности. – Волгоград, 2014

14. Крутецкий В.А. Интерес. Педагогическая энциклопедия. - М., 1985

15. Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения, - Волгоград: Учитель, 2012

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997

17. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1990

18. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1990

19. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Лукашкин, В.Я. Саннинский. - М.: Просвещение, 1980


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание: Актуальность и новизна опыта………………………………………………

Содержание: Актуальность и новизна опыта………………………………………………

Актуальность и новизна опыта

Актуальность и новизна опыта

Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов

Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов

Теоретическое обоснование опыта

Теоретическое обоснование опыта

В своей работе Наталья Валерьевна пытается дать возможность ученикам двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал

В своей работе Наталья Валерьевна пытается дать возможность ученикам двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал

Двумя основными составляющими учебного процесса в школе являются учебная и внеурочная деятельность

Двумя основными составляющими учебного процесса в школе являются учебная и внеурочная деятельность

Интернета. Интерактивные средства можно использовать на всех этапах процесса обучения: 1

Интернета. Интерактивные средства можно использовать на всех этапах процесса обучения: 1

Деятельность и коррекция знаний учащихся представлена в таблице 3

Деятельность и коррекция знаний учащихся представлена в таблице 3

Выполнение мультимедий­ных презентаций (математи­ческие тренажёры)

Выполнение мультимедий­ных презентаций (математи­ческие тренажёры)

Результативность опыта Научить каждого - это не просто

Результативность опыта Научить каждого - это не просто

К тому же, компьютерное тестирование позволяет вернуться к трудным вопросам и сделать «работу над ошибками», как на уроке, так и на индивидуальных занятиях

К тому же, компьютерное тестирование позволяет вернуться к трудным вопросам и сделать «работу над ошибками», как на уроке, так и на индивидуальных занятиях

Интернет и, хотя бы в этом плане, можем сами оказать помощь своим наставникам в применении

Интернет и, хотя бы в этом плане, можем сами оказать помощь своим наставникам в применении

Раскрывается творческий потенциал учащихся в учебной и внеурочной деятельности, о чём свидетельствуют достижения учащихся в муниципальных, республиканских, федеральных и международных олимпиадах и конкурсах:

Раскрывается творческий потенциал учащихся в учебной и внеурочной деятельности, о чём свидетельствуют достижения учащихся в муниципальных, республиканских, федеральных и международных олимпиадах и конкурсах:

Конкурс по ИТ «Информашка», номинация «Пластилиновая анимация»

Конкурс по ИТ «Информашка», номинация «Пластилиновая анимация»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021