Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике
Оценка 4.6

Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике

Оценка 4.6
docx
математика
30.06.2020
Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике
Актуальность опыта.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.П. Ляпина станицы Урухской»

 Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике

 Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина станицы Урухской, Бобровой Елены Петровны

 

 

 

 

 


 

1.     Актуальность опыта

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться  только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение  самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике,  творить. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Каковы же принципы развития творческого мышления и активизации познавательной деятельности.

1. Принцип проблемности.

Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих дидактических задач

2. Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

3. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно­-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

4.Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

·        состав класса,

·        адаптация к учебному процессу,

·        способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

5.Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

6.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно­-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

 

Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  Появилась необходимость в изучении современных  компьютерных информационных технологий. Использование в процессе обучения  и на уроках таких информационных технологий, как компьютерная техника, интерактивная доска, мультимедийные проекторы повышает активизацию познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

 

Основным направлением развития творческого мышления  является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности

2.     Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках математики современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся

 

Моя личная концепция, как автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения

·                              Развитие логического мышления учащихся

·     Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении

·     Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей

·     Умелое использование нестандартных форм проведения урока

·     Применение дифференцированного подхода в обучении

·     Применение межпредметных связей на уроке.

Приёмы и методы активизации

познавательной деятельности учащихся

Некоторые способы организации начала урока

Цель: создать с первых минут урока необходимые условия для успешной совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению намеченной цели.

1)    устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку;

2)    решение игровых и занимательных задач,

3)    даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

4)    традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается найти более короткое решение.

5)    перед учащимися ставится математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в группе. Учащиеся намечают план поиска её решения.

Результативность: нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт успех всему уроку.

Приёмы развития познавательной активности учащихся

при изучении нового материала

1)    Постановка проблемной задачи перед учащимися и её решение на уроке.

Цель: дать учащимся возможность получить новые знания на уроке самостоятельно, в ходе анализа проблемной ситуации, вспомнив и применив ранее  изученное и развить у учащихся логическое мышление.

Существует два способа создания проблемных ситуаций:

·        логическая – более краткая, отражающая результат исследования;

·        историческая – более естественная, отражающая реальный процесс решения проблемы.

Результативность: организация проблемной задачи позволяет учащимся работать творчески и повысить познавательный интерес.

2)    Решение  нескольких подзадач для решения важной задачи.

Цель: обеспечить изучение  нового материала предварительным выделением  подзадач, решение которых рассматривалось ранее.

 

3)    Применение системы «ориентировочной основы действий».

Цель: обеспечить при изучении нового материала фиксирование его основного содержания, подлежащего усвоению и способов работы с ним  (схемы - опоры, соответствующие образцы применения нового материала при решении задач и т.д.)

4)    Интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с  последующей  постановкой вопроса.

Цель: активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности  учащихся.

Описание приёма:

а) ознакомление учащихся с условием  интересной практической или исторической задачи;

б) изучение содержания задачи;

в) проведение анализа – поиска решения;

г) формулировка вывода о невозможности решения данной задачи известными способами:

д) постановка вопроса о поиске нового способа решения.

Результативность: данные приёмы способствуют более успешному восприятию, пониманию и запоминанию нового материала.

Формы мотивации учащихся к обучению

при закреплении изученного материала

Самостоятельные работы.

1)       По уровню самостоятельности:

а) по образцу;

б) вариативные (разноуровневые);

в) эвристические (частично-поисковые);

г) исследовательские.

2)       По источнику и приобретению знаний:

а) работа с книгой( учебником, справочной литературой);

б) лабораторные и практические работы;

в) подготовка докладов, сообщений и т.д.

3) По уровню занимательности:

а) математические логические и числовые кроссворды;

б) дидактические игры

в) математические ребусы

Цель: воспитывать самостоятельность в решении многих задач с применением теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания интереса к предмету включать элементы занимательности.

Результативность: вырабатывается навык в самостоятельном изучении доступного материала, каждый ученик может проверить свои возможности и сделать вывод о качестве своих знаний , появляется интерес в получении дополнительных знаний.

Различные формы контроля знаний учащихся

1.     Тематический зачёт.

Цель: систематизировать знания учащихся, развивать память, логическое мышление, математическую речь и повышать ответственность за результаты своего учебного труда.

Результативность: в процессе подготовки учащихся к  тематическому зачёту вспоминается ранее изученный материал и систематизируются знания по изучению данной темы, развиваются математическая речь, мышление и память.

2.     Математические и графические диктанты.

Цель: проверить знания учащихся по изученному на прошлом уроке или по серии уроков, осуществление возможности с помощью шаблонов быстро проверить учителю или самим учащимся знания при графическом диктанте и выработать умения быстро понимать учителя во время диктовки.

Результативность: быстро осуществляется проверка и самопроверка знаний и умений, повышается интерес к предмету, развивается внимание и мышление.

3.     Разноуровневые тесты.

Цель: проверить прочность усвоения изученного материала, научить учащихся из нескольких ответов выбирать правильный , готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по предмету.

Результативность: применение тестов позволяет лучше усвоить основные знания по данной теме и по предмету, лучше подготовиться к проведению ЕГЭ.

4.     Задачи и упражнения на готовых чертежах.

Цель: лучше развить пространственное воображение учащихся, увеличить объём рассматриваемого материала на уроке, повысить его эффективность.

Результативность: развивается пространственное воображение и учащиеся делают самостоятельно наглядные и правильные чертежи к стереометрическим задачам, лучше усваивают материал школьной программы.

5.      Урок-зачёт.

 Основные компоненты зачётного урока:

1)            уровневая дифференциация заданий;

2)            оценочная деятельность учителя;

3)            диагностика результата,

4)            коррекция знаний и умений.

Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается нижняя граница усвоения учебного материала, т. е. уровень обязательной подготовки учащегося, а во-вторых идёт постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий.

В зачёте предлагается три уровня предполагаемых результатов:

1)            минимальный - решение задач образовательного стандарта;

2)            общий - решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями;

3)             продвинутый – решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанными как явными, так и неявными ассоциативными связями.

В начале зачётного урока учащиеся получают контрольные таблицы, учащиеся – экзаменаторы проставят оценочные балы за выполнение каждого задания. В результате уже в ходе зачёта сами учащиеся по приведённой в контрольных таблицах шкале могут оценить свои знания.

Цель: с помощью сильных учащихся и учителя помочь остальным учащимся лучше усвоить теоретический и практический материал по данной теме, посильный для каждого ученика.

Результативность: ученик ясно представляет себе цель, к которой ему надо стремиться, чтобы получить соответствующую оценку знаний, а учитель имеет общую диагностику усвоения темы, выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся и намечает мероприятия по устранению допущенных недостатков.

Хочется остановится на применении ИКТ.

В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся..

1) применение компьютерных технологий на уроках повышает интерес к предмету, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся.

2) использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала (устный счет, тестирование и т.д.).

3) повышается объем выполняемой работы на уроке .

4) расширяется возможность самостоятельной и исследовательской деятельности.

5)использование сети Internet обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

 

Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной работе

Цель: углубить знания учащихся по предмету, показать важность

изучения предмета, воспитать интерес учащихся к математике и

развить их математические способности.

Формы внеклассной работы

1.      Математические олимпиады.

2.      Проведение предметных недель

3.      Математические ролевые игры ( «Счастливый случай», «Звёздный час», КВН).

4.      Математический кружок «Математика и оригами»

Результативность: учащиеся проявляют больший интерес к изучению

предмета, получают углубленные знания по предмету и развивают свои математические способности. Разнообразная внеурочная деятельность, наряду с учебной,  способствует повышению мотивации к изучению математики.

 

Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти  к выводу, что именно системная работа  с обучающимися в урочное и внеурочное время, применение новых компьютерных технологий, связь математики с этими технологиями  способствует развитию познавательного интереса, творческого мышления  учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом математика

Основным направлением развития творческого мышления  является  создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение  самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике,  творить. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

 Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школ поставлена важнейшая задача – осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.

            Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике

Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике

Актуальность опыта Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период

Актуальность опыта Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период

Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих дидактических задач 2

Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих дидактических задач 2

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов

Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей ·

Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей ·

Результативность: организация проблемной задачи позволяет учащимся работать творчески и повысить познавательный интерес

Результативность: организация проблемной задачи позволяет учащимся работать творчески и повысить познавательный интерес

Цель: воспитывать самостоятельность в решении многих задач с применением теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания…

Цель: воспитывать самостоятельность в решении многих задач с применением теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания…

Цель: лучше развить пространственное воображение учащихся, увеличить объём рассматриваемого материала на уроке, повысить его эффективность

Цель: лучше развить пространственное воображение учащихся, увеличить объём рассматриваемого материала на уроке, повысить его эффективность

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную…

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную…

Основным направлением развития творческого мышления является создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и…

Основным направлением развития творческого мышления является создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и…

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной…

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020