Развитие познавательной деятельности на индивидуальных занятиях по РСВ

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Н.Ю.Забелина Костромская область.doc

Н.Ю.Забелина

Г. Кострома, ОГКОУ школа-интернат III вида Костромской области

mostiztishini@mail.ru

Развитие познавательной деятельности

на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия

и формированию произношения у глухих детей

со сниженным интеллектом

В статье рассматривается проблема развития основных психических процессов у глухих детей со сниженным интеллектом на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха, анализируются значимые формы работы, направленные на развитие речи, как важнейшего этапа в формировании мышления.

< 

Вопросы развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха исследовали многие ученые -  Л.С.Выгодский, А.А.Венгер, Ф.Ф.Рау, С.А.Зыков, А.И. Дьячков, Э.И. Леонгард, Ж.И. Шиф, А.В.Запорожец, Т.В. Розенова и др. Авторами определены особенности развития познавательных процессов у глухих и слабослышащих детей. Менее изученным остаётся вопрос о развитии глухих школьников со сниженным интеллектом. Такой контингент детей имеет место в образовательном учреждении III вида. Накоплен определенный опыт работы с такими детьми.

Особой формой организации учебной работы в коррекционном учреждении являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП). Главная задача этих занятий – интенсивное развитие у детей с особыми образовательными потребностями остаточного слуха, на базе которого создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуется навык речевого общения.

Образовательные задачи решаются одновременно с задачами развивающими. Значение их особенно велико, если речь идёт о глухих детях со сниженным интеллектом.

Опыт работы с такими детьми, изучение теоретического материала показали, насколько значимо развитие у таких детей восприятия, памяти, внимания, формирование различных форм мышления.

Доказано, что овладение речью, является важнейшим этапом в развитии мышления. Работа с текстом на индивидуальном занятии позволяет в значительной степени решить обозначенные проблемы.

Сложившаяся система работы над текстом, продуманные задания и подготовленная наглядность позволяют глухим детям не только воспринимать текст на слух или слухо-зрительно, но и формировать взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Пример.   Текст (2 класс вспомогательная программа).

Вот Серёжа. У Серёжи карандаши. Серёжа рисует.

Наглядность. Картинки, предметы, среди них есть лишние.

Воспринимая текст на слух или слухо-зрительно, ученик выбирает картинку с изображением мальчика. Выбирает предмет (картинку), карандаш. А далее ему необходимо провести сложную мыслительную операцию и соотнести предмет с тем действием, которое может быть сделано (выполнено), а именно рисует. Карандашами рисуют. Затем ребенок выполняет задания к тексту (Возьми карандаш, нарисуй шар. Я взял карандаш, нарисовал шар.)

Выполнение задания позволяет закрепить полученные знания, запечатлеть в памяти то действие, которое производят карандашом (рисуют).

Текст 2. (2 кл. вспомогательная  программа 2 полугодие).

Это Витя. У Вити бумага и ножницы. Он вырезает круг.

Усложнение текста заставляет ребёнка решать и более сложные мыслительные задачи. В процессе деятельности ребёнка с предметами и картинками, у него появляется побудительный мотив для собственных высказываний, фиксации выполненного действия, рассуждений.

Важно научить глухого ребёнка с нарушенным интеллектом оречевлять производимые действия, т. к. у этих детей недостаточна связь между практическими действиями и их словесными обозначением.

Пример. Текст (3 кл. вспомогательная программа 2 полугодие).

Зима. Ребята лепят снеговика. Саша слепил большой ком. Алёша слепил ком поменьше. А Таня слепила маленький ком.

Работа с данным текстом предполагает не только восприятие, но и пересказ. Готовясь к пересказу учащиеся лепят снеговика. Предварительно отвечают на вопросы (Что делают ребята? Кто лепит снеговика?), рисуют по заданию (ком маленький, ком поменьше, ком большой).

Когда дети хорошо овладевают указанным словарём, предлагаю детям слепить снеговика. Диалог состоит из следующих фраз.

¾   Сережа, какой ком ты будешь лепить? 

¾   Я буду лепить большой ком.

¾   Галя, спроси, какой ком слепил Сережа?  

¾   …, скажите, какой ком слепил Сережа?

¾   Сережа слепил большой ком.

¾   Витя, спроси, кто слепил маленький ком?

  Построение фраз учащимися происходит с опорой на образец, даётся алгоритм рассуждения.

Таким образом, учащиеся не только воспринимают текст на слух или слухо-зрительно, но и развивается их речь, они учатся ориентироваться не только на цель (слепить снеговика), но и на способы её достижения (слепить снеговика вместе с ребятами, слепить только часть снеговика ~ один ком).

У детей формируется более обобщённое восприятие окружающей действительности, они начинают понимать значение собственных действий.

 Текст.(3 кл. вспомогательная  программа)

Весна. Тает снег. Мальчик и девочка пускают лодочку в ручейке.

Работая над содержанием текста, рассматриваем отдельные детали рисунка, аппликации (мальчик, девочка, лодочка, ручеёк), аппликацию-рисунок в целом. После этого предлагаю сделать аппликацию. Ребята выбирают те детали, которые они хотят наклеить. Важно не только само изготовление аппликации, но и ход рассуждения, оречевление, выполняемого действия. Учащимся предлагается уже знакомый алгоритм высказывания.

¾   Можно я буду наклеивать ручеек?

¾   Андрей, спроси, что будет наклеивать Сережа?

¾   Скажите, что будет наклеивать Сережа?

¾   Сережа будет наклеивать ручеек.

¾   А что хочешь наклеивать ты?

¾   Я хочу наклеивать мальчика.

Аппликация сделана. Проводится занятие, где ребята рассказывают, что они сделали. Таким образом, идёт  закрепление словаря по теме, включение его в речь, развивается память, идёт активный мыслительный процесс.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка. Способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей) и что самое важное- такая работа на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП ведёт к активному поиску словесного выражения, к использованию всех имеющихся у детей возможностей.

На индивидуальных занятиях проводится работа над дыханием, голосом, ударением, темпом и слитностью речи. Предлагаемые занятия так же направлены на формирование познавательных процессов глухих учащихся с нарушением интеллекта.

Не останавливаясь на значении анализа и синтеза в развитии мышления, расскажу о тех заданиях, которые предлагаю учащимся. Предлагаю картинки с изображением посуды и продуктов питания, есть и лишние. Учащимся необходимо разложить картинки под обобщающими понятиями (посуда, еда, овощи, фрукты, одежда, обувь и др.).

Разложив картинки, найдя лишние, необходимо назвать их или пользуясь табличкой прочитать.

Вспомнив и закрепив названия одежды и обуви, усложняю задания. Предлагаю положить названные предметы одежды, обуви и головных уборов под табличками (повесь, поставь, положи).

Активизируя словарь, даю схему предложения (… висит, … стоит, …лежит)

Выполняя задания данного вида глухие учащиеся учатся обобщать, сравнивать, анализировать.

Задания другого вида.«Кто первый в домик вошёл»

 Задание предлагает вспомнить название зверей, но перед этим, используя знания элементарных математических представлений, решить примеры в пределах 10, а затем подложить картинки к порядковому номеру. После этого по предложенной схеме составить предложение. (Первая  в домик вошла мышка. Вторая  …. Третья …. И т.д. )

Работая над постановкой звуков, предлагаю следующие карточки-задания. На этапе автоматизации звука [К] прошу показать и назвать слова со звуком [К]. Если трудно вспомнить и правильно назвать, ребёнок читает (капуста, морковь....). Выполняя задание, ученик не только правильно произносит звук [К] но и проводит звуко-буквенный анализ слова.

Задания следующего вида предполагают установление взаимосвязи между предметом и видом деятельности, изображённой на картинке (Прочитай, найди ошибку).

Задание сложное и рассчитано на разные уровни развития ребёнка. Для одного важно знать названия изображений на картинке, а другой может найти ошибку и сказать, что заяц не летает, а прыгает, рыба не бегает, а плавает.

Предлагаемые виды заданий вызывают у учеников интерес к занятиям, желание слушать и говорить.

Вместе с тем, каждое занятие по РСВ и ФП, проводимое с детьми с ОВЗ, позволяет формировать у них различные формы мышления, устанавливать между ними взаимосвязь.

Опыт работы с глухими детьми со сниженным интеллектом позволяет говорить о положительных результатах в развитии мыслительной деятельности, развитии личностных качеств, в конечном итоге их социализации.

Литература

  1. Зыкова  Т.С   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида. – М., П. , 2005
  2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М., ВЛАДОС,2001

 


Скачано с www.znanio.ru