Плохотнюк А.С., учитель географии МБОУ СОШ №14 г. Воронеж
Развитие познавательной деятельности на уроках географии
при работе с картами-пазлами.
В последнее время на уроках уделяется большое внимание развитию самостоятельной деятельности учащихся . Мы знаем множество разнообразных видов самостоятельной работы, самые распространенными являются работа с учебником, с географическими картами, решение задач, самостоятельные наблюдения и др. Хочу обратить внимание на работу с картой.
Одной из форм развития познавательной деятельности учащихся является использование карт-пазлов в курсе географии материков и океанов. Карты-пазлы представляют собой географические тематическиеи контурные карты, выполненные на плотной (картонной) основе, которые имеют одинаковую конфигурацию, а это в несколько раз увеличивает сложность выполнения заданий.
При работе с такими картами, конечно, возникает множество вопросов: на каком этапе изучения материала их использовать, в чем роль учителя, при организации самостоятельной деятельности, каковы ощутимые результаты именно такой работы?
Что собой представляют карты-пазлы? Это 14 средних по размеру (35х25 см, допустим другой размер) тематических карт, 4 контурные карты и одна политическая, размером побольше. Все они соответствуют основным темам курса географии 7 класса. На первом уроке изучения большой темы надо заинтересовать учащихся, вызвать желание работать с такой картой, повысить мотивацию. Осознание цели деятельности – непременное условие её организации. Карта демонстрируется классу и объясняется суть работы с ней. Дальнейшая работа с такой картой происходит на последующих уроках, прежде всего при закреплении, обобщении и повторении материала.
Использование карт-пазлов позволяет отработать знание номенклатуры ( например географических объектов по теме «Атлантический океан»). При этом можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, работа в паре, в микрогруппах.
Элемент соревновательности вносит определенный интерес. А вопросы «Кто быстрее соберет карту? » и др. стимулируют выполнение задания. Здесь же можно усложнить, дать дополнительные задания: дать характеристику, объяснить взаимосвязи компонентов природы и т.
Роль педагога на первый взгляд незначительна, но как и при других видах самостоятельной работы учащихся, руководящей роли педагога придается решающее значение. В учебном процессе самостоятельная работа является неотъемлемой частью и, соответственно, должна быть управляемой, как и весь, разумеется, учебный процесс. Учитель не только даёт знания, но и консультирует, осуществляет контроль, наконец, оценивает работу учащегося. В случае затруднений у ученика в сборе карты, учитель может задать наводящие вопросы по собранным уже 3-4 пазлам. Например : «Что находится к югу от данного объекта? », « С какой стороны омывается океаном? », и т.д.
На текущих уроках проводятся тренировочные работы, а вот уже на итоговом по данной теме карты собирают на оценку. Разумеется, в этом случае учитывается скорость выполнения работы.
В чем же успешность такой формы организации самостоятельной деятельности учащихся? Можно выделить следующие преимущества. Во первых, вырастает интерес к предмету; номенклатура усваивается учащимися гораздо быстрее, у и нельзя не упомянуть про элемент соревновательности в знаниях географической карты. Кроме того, самостоятельная деятельность учащихся может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно переходим к самостоятельному созданию карт-пазлов. Желающие могут сами выполнить подобную карту. При оценке работы учитывается степень самостоятельности, уровень сложности выполняемого задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.