Развитие познавательных интересов ребенка
Оценка 4.7

Развитие познавательных интересов ребенка

Оценка 4.7
docx
26.05.2024
Развитие познавательных интересов ребенка
понедельник.docx

Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности, понижается познавательный интерес учащихся начальных классов. Обучение воспринимается учащимися скучным и совсем не интересным. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остаётся проблема развития интереса к учению.

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимися на получение информации, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познания, в её теоретические основы, в её существенные закономерности.

В школе объектом познавательных интересов является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Более того, познавательный интерес, активизируя все психологические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (умения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Первичным проявлением познавательного интереса является любопытство (как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке).   Любопытство (элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельства, привлекающими внимание человека), любознательность (стремление человека проникнуть за приделы уведенного), познавательный интерес, специальная склонность, профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости. Сложная психологическая природа познавательного интереса обуславливает силу его влияния на развитие личности. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность.

Познавательный интерес, как и интерес, вообще, не представляют собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания). 

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений.

          Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Нужно учитывать и тот факт, что значительная часть учащихся уже на втором или третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах.

Залог успешности обучения детей младших классов — это наличие учебно-познавательного интереса (учебная мотивация и познавательная активность).

В основе развития учебно-познавательного интереса учащихся находятся:

• совместная деятельность через общение, сотрудничество, сотворчество;

• создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств ученика;

• поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;

• умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;

• эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

           Поэтому задача учителя начальных классов, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка. Мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Ребёнок должен почувствовать, что учение – это радость, а не только долг. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, т.е. мотивы собственного роста, собственного совершенствования.

          Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры.  Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества ученика, личности. Дети учатся помогать товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии. Впечатления от поездок надолго остаются в детской памяти. По материалам экскурсий можно делать пособия, писать сочинения, выполнять иллюстрации и т.д.

          Малыши всегда хотят быстрее вырасти, стать взрослыми. Стать взрослыми им помогают опережающие задания. Сначала ребята пользуются памятками, затем материал запоминается. Учение с опережением идёт на пользу и слабым, и сильным ученикам. Сильные ученики проявляют сообразительность, а слабые ученики регулярно закрепляют материал.

          В последние годы у детей падает интерес к чтению. Использование элементов драматизации и театрализации помогает разнообразить уроки чтения. Детям очень хочется быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить, непринуждённо вести себя перед зрителями. Очень нравится детям готовить рисованные диафильмы по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого.

          Среди речевых упражнений особое место занимают те, которые требуют от учеников создания собственных высказываний, т.е. упражнения творческие. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления. Сочинение таких поэтических описаний полезно и посильно для детей. Ребёнок учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявлять его отличительные признаки. Стихотворение тоже помогает детям выразить себя. А потребность в самовыражении у них велика. Другим положительным средством создания эмоциональной окраски учения являются сказки. Детям предлагается самим написать сказки.

          На уроках математики необходимо использовать задачи в стихах, логические и занимательные задания. Таблица умножения на 5 в стихах легче запоминается, таблица на 9 – на пальцах у каждого из нас. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения дидактических игр. Необходимо соблюдать определённый темп, предоставлять детям большую самостоятельность. В результате систематического использования дидактической игры у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Формируются такие важные качества ума, как его подвижность и гибкость. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи, формируются навыки контроля и самоконтроля. На материале различной степени трудности осуществляется дифференцированный подход к детям, обладающим различным уровнем знаний.

   Обучение детей должно строится в формах творчески продуктивной деятельности. Для младшего школьника очень важно, что именно он умеет делать, что у него получается. Малыш должен иметь возможность попробовать себя в разных видах продуктивной деятельности: пение, танец, сочинение, рисование и т.д. Важно также, чтобы каждый ребёнок пережил состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. В школе должно стать правилом, что продукты детской деятельности имеют безусловную ценность.

Для того, чтобы у детей не пропадало желание учиться в последующих классах, необходимо продолжать применять различные формы развития познавательного интереса.

Часы общения, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, проектную деятельность, исследовательскую работу, факультативные занятия — все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Ценность данных видов работ состоит в том, что они позволяют выйти не только за рамки учебных тем, но и закрепить материал, расширить и углубить знания учащихся, ориентируя их на поиск дополнительных источников информации. Кроме того, эти занятия построены в более свободной, чем урок форме, позволяют развивать и творчество учащихся.

           Усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности. В информационном веке добывание знаний из разных источников, их осмысление и отбор становятся обязательным умением для любого человека, поэтому обучение полезно  вести, используя следующие активные приёмы обучения: выполнения заданий на основе алгоритма (заполнение сравнительных таблиц, составление опорных схем, кластеров, решение кроссворда, составление плана к тексту, изготовление модели, выполнение практических работ, моделирование логической цепочки, проблемные задания (найди экологические ошибки в тексте) и т.д. Решение данных заданий требует переноса знаний в нестандартную ситуацию, помогает формировать на их основе прочные практические навыки, развивает познавательный интерес к предмету.

    При изучении нового материала можно использовать следующую типологию уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-диалог, урок-практическая работа.

При закреплении и обобщении изученного материала: урок-соревнование, урок-игра, урок-аукцион знаний, урок-викторина.

С целью контроля эффективны: урок-зачет, урок-диагностики знаний.

Основными условиями, при которых возникает интерес к знаниям являются:

- такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера.

- учение должно быть разнообразным.

- особая доверительная атмосфера обучения.

        Говоря о развитии познавательного интереса необходимо назвать и олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры знатоков, т.е. все аспекты внеклассной работы по предметам, в которых ребята класса не только принимают активное участие, но и занимают призовые места. Учитель вместе с учениками радуется их успехам, так как внимание к успехам каждого ученика поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления интереса.

   Поэтому если на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету (родному языку) и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.

На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в семьях, уделяющих внимание развитию познавательного интереса. Дети в таких семьях, как правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим любимым делом и т.д. И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов и т.п. При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей. Эмоциональная отзывчивость, увлеченность деятельностью, связанной с интересом, возникают под влиянием внешних воздействий, которые физиологически представляют собой не что иное, как раздражители, вызывающие в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения, которому подчиняются все остальные психические процессы.

Познавательный интерес, в котором слиты воедино все психические процессы, является в то же время важнейшим мотивом деятельности, который повышает значимость ее для человека. Благодаря этому мотиву познавательная деятельность приобретает особый, личностный смысл.

Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, к учителю, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, — все это формирует и развивает личность ребенка.

Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином уроке, проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, приходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности школьника, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов, это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов (искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями и т.д.). 

Таким образом, необходимо быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес. Роль же обучения в каждом возрасте состоит в том, чтобы не только использовать низшие, простейшие стадии познавательного интереса, но и на новом материале возбуждать подлинно познавательный интерес, будить мысль, ставить задачу, проблемный вопрос и на этой основе готовить в среднем звене почву теоретическим интересам учащегося старшего звена.

Учение, как основная для школьников деятельность, представляет собой главный источник возникновения и развития познавательных интересов.

При этом следует иметь в виду как содержание учения – овладение материалом учебного материала, на который направлен интерес ученика, так и сам процесс учебной деятельности, привлекающий школьника возможностью совершенствовать свои познавательные силы.

Таким образом, познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

         Занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на каждом уроке русского языка использовать игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету.


 

Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения

Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения

Залог успешности обучения детей младших классов — это наличие учебно-познавательного интереса (учебная мотивация и познавательная активность)

Залог успешности обучения детей младших классов — это наличие учебно-познавательного интереса (учебная мотивация и познавательная активность)

Стихотворение тоже помогает детям выразить себя

Стихотворение тоже помогает детям выразить себя

Говоря о развитии познавательного интереса необходимо назвать и олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры знатоков, т

Говоря о развитии познавательного интереса необходимо назвать и олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры знатоков, т

Роль же обучения в каждом возрасте состоит в том, чтобы не только использовать низшие, простейшие стадии познавательного интереса, но и на новом материале возбуждать подлинно…

Роль же обучения в каждом возрасте состоит в том, чтобы не только использовать низшие, простейшие стадии познавательного интереса, но и на новом материале возбуждать подлинно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2024