Развитие познавательных интересов учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Я использую на своих уроках знания учащихся, которые они получают на уроках биологии, истории, географии, труда, изобразительного искусства, на занятиях социально-бытового ориентирования и, даже, их небольшой жизненный опыт.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:
1. дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
2. через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
3. воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В своей практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
· Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
· Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
· Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
· Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
· Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Необходимо:
1. избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
2. не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
3. стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
4. (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
5. специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями:
индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения.
Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному:
· использую занимательные задания,
· загадки и ребусы,
· наглядные средства обучения,
· таблицы-подсказки.
«Обычно сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Докажите…»,» и т.п. На вопросы требую полных ответов.
Практикую игру «в учителя», или новый вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.