Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в проектной деятельности
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами образовательные учреждения должны:
обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал "Проектную систему обучения", "метод проектов", "Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью".
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.
Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в "готовом виде".
В результате многолетних наблюдений за детьми, я пришла к выводу, что при использовании этой технологии дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая "давления" взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей детей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению в зависимости от задач проекта.
Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью мы приобрели познавательную литературу для детей.
Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников.
Мною было решено, что необходимо в процессе образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов: "Азбука добра", "Огород на окне", "Космос", "Не навреди лесу", "Сказка-творчество-театр", "Я имею право" и другие.
К окончанию проектов уровень освоения детьми материала вырос.
Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:
во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
во-вторых, всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
в-третьих, идея гармоничного разнообразия, как перспективная форма социального развития, предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Все проекты, занятия , опыты и т. д. проводятся в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение. Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, придуманы подвижные игры при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников. В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие и семейные гостиные, мастер-классы, которые подводили итог нашей совместной деятельности.
Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Работу над данным методом я продолжаю уже с третьей группой. Две группы я уже выпустила. Сейчас у меня вторая младшая группа и мы только начинаем работу над проектами. В первой младшей группе мы реализовали проект "Вырастим лучок", начали работу над проектом "Любимые сказки", который продолжаем в этом году. Этот проект долгосрочный и окончание его мы планируем в конце года.
Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Сегодняшнее мероприятие – одно из этапов реализации проекта.
Цель данного проекта: развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.
Задачи:
• закрепить знание содержания сказок;
• сформировать желание быть похожими на положительных героев;
• развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;
• воспитывать интерес к сказкам;
• прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
При организации своей работы в проектной деятельности я опиралась на:
теоретические и практические исследования отечественных педагогов - Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, М.П. Зуйковой, Т.С. Лагода, О.С. Евдокимовой, В.Н. Журавлевой, Т.Г. Казаковой;
методическую литературу по данной теме— Л.В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. "Образовательные проекты в детском саду".
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
Киселева Л.С. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения".
Штанько И.В. "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" и т.д.
Художественную и познавательную литературу.
Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки. В организацию образовательного процесса были вовлечены и педагоги детского сада, и родители.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей.
Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Поэтому я и дальше буду использовать в своей работе метод проектирования. Хочу реализовать проект "Красная книга". Очень заинтересовал проект "Там, где я родился".
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание познавательному и творческому развитию дошкольников в проектной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.