Колбасина С.Н.
учитель начальных классов
Развитие познавательных способностей ребенка на уроке
Старший дошкольный и младший школьный возраст – это период развития всех психических познавательных процессов, которые обеспечивают ребенку ознакомление с окружающей действительностью.
В возрасте 6-7 лет ребенок учиться осознанно воспринимать, думать, говорить, мыслить, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти и мышления. Без них невозможно усвоение знаний, расширение связей ребенка с окружающим миром. Поэтому учителям начальной школы необходимо грамотно помочь ребенку в усвоении нового материала, логическом его построении, научить владеть приемами запоминания. Ведь от того, как ребенок запомнил информацию будет зависеть легкость, точность и полнота воспроизведения материала.
Учитель на уроке все время старается заинтересовать детей, привлечь внимание: использует наглядный материал, презентации. Так как все яркое, красочное, новое привлекает к себе внимание и тем самым непроизвольно запоминается. Но необходимо учитывать, что все дети разные. И если одного ученика предмет заинтересует и удивит, то для другого этот же предмет будет равнодушным и не оставит никакого следа в его памяти. Поэтому учитель на уроке меняет виды деятельности детей, всегда находиться в поиске чего-то нового, старается сделать свой урок наиболее разнообразным, продуктивным и интересным, чтобы он остался в воображении ребенка.
Большое место в жизни младших школьников занимает картинка - образность запоминания того или иного материала. Например, при написании изложения дети могут закрыть глаза и представить в воображении картинку, того текста, который читает учитель. Этот же прием можно использовать и при запоминании стихотворения. Чтобы запомнить лучше текст, на уроке используется чтение по ролям или драматизация произведения. А на уроках математике дети строят логические цепочки для лучшего усвоения материала.
На уроке учитель всегда побуждает детей к повторению новых слов, правил, стихотворений и даже движений добиваясь выработки четкого произношения, понимания и запоминания той или иной информации и выполнения действий. Что, в свою очередь, способствует развитию сенсорных, двигательных, мыслительных умений и навыком, а также памяти.
Организуя такую работу с детьми на уроке, учитель способствует развитию непроизвольного запоминания через воображение и тем самым усвоению необходимого материала.
Память ребенка, как и взрослого человека, носит избирательный характер. Лучше запоминается то, что важно, интересно. Поэтому задача учителя – расширение круга интересов детей, воспитание их любознательности, а также развитие чувства долга и ответственности. У детей должно быть сознательное, ответственное отношение к учебе, понимание того, для чего они ходят в школу.
Исследования ученых показывают, что продуктивность внимания, памяти, как и мышления во многом зависит и от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь ошибиться, не запомнить в значительной степени сковывает ребенка, понижает эффективность его познавательных процессов. В тех случаях, когда учителю удается снять барьер неуверенности и страха, наладить благоприятный эмоциональный контакт с детьми, вызвать радость участия в интересной деятельности, происходит мобилизация эмоциональных и интеллектуальных сил ребенка, что в значительной степени способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а следовательно, способствует успешному обучению в школе и получению новых знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.