РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
9 кл—11 кл
10.01.2020
РАЗВИТИЕ  РЕЧИ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Опорные слова: грамотность, различие, систематически, идиома, аннотация. Нужно понять, что грамотность не сводится к умению в нужном месте поставить запятую или написать такую-то букву в слове. Грамотность — понятие гораздо более широкое. Грамотность — это прежде всего умение владеть русским словом. И если это умение приходит к ученику, тогда ему легче и запятую поставить, и орфограмму написать правильно. Вот почему начинается обучение грамотному письму в национальной школе с понятия о многозначности слова. На доске и в тетрадях учащихся появляются записи. 1) Мавзолей Саманидов — сокровище узбекского зодчества. 2) Несметные сокровища хранит узбекская земля. 3) Мой сын — настоящее сокровище. Разобрав эти предложения по смыслу, объясняется различные значения слова сокровища, и учащиеся после разбора нескольких подобных примеров начинают понимать, что такое многозначность слова и как она обогащает нашу речь. Конечно, параллельно с этим проводится и работа по усвоению и закреплению очередной грамматической темы. Учащиеся подчеркивают звонкие согласные или указывают мягкие согласные; разбивают слова на слоги или ставят в словах ударение и т. д. . Далее предлагается учащимся самостоятельная работа: установите, какое значение имеет глагол подняться в следующих примерах; замените этот глагол другими, близкими по значению. 1) За облака орел на верх Кавказских гор поднялся. 2) Пароход по Волге поднялся вверх к Казани. 3) Поднялся вдруг весь псарный двор. 4) В последнее время заметно поднялся интерес к книгам по электротехнике. 5) Поднялась вьюга, на небе темно. 6) Сын на ножки поднялся. После выполнения этого упражнения учащиеся сами приходят к выводу о многозначности слова в современном русском языке и успешно выполняют довольно трудную, но интересную работу по составлению предложений со словами, употребленными в разных значениях. Им предлагается составить предложения так, чтобы слова жили, старина, проводить были употреблены в разных значениях. Само собой разумеется, что учащимся дается и, специальное грамматическое задание по теме, запланированной на данный урок. Затем знакомятся учащихся с понятиями синоним, антоним, омоним. Делается это незаметно, в ходе работы над очередными грамматическими темами, не навязывая ученикам отвлеченных понятий, а показывая это на различных примерах. В дальнейшем систематически возвращается и к много- значности слова. Повторяя постановку запятой между однородными членами в простом предложении, даются такие предложения, в которых надо устранить досадные повторения одних и тех же слов (что свойственно речи многих учащихся), заменяя их синонимами. 1) Я сначала пошел в библиотеку, потом пошел к другу, затем пошел на стадион. 2) Мимо нашей станции идут товарные поезда, идут пассажирские, идут скорые. Учащиеся подбирают к подчеркнутым глаголам синонимы; идѐт об- суждение их всем классом и наиболее удачные записываются. При изучении прилагательных уместна работа над антонимами. Классу дается задание: замените данные прилагательные другими, с противоположным значением (антонимами), а затем составьте с ними предложения. свежая газета, свежий воздух; острое зрение, острый нож; старый человек, старый учебник. Занимаясь согласованием прилагательных с существительными, определением их рода, числа и падежа, учащиеся в то же время работают и над точным использованием слова в предложении. Им предлагается задание: согласуйте прилагательные с существительными, выбрав такое прилагательное, которое сочетается именно с данным существительным. 1) Этот (разговорчивый, разговорный) юноша хорошо владеет немецкой (разговорчивой, разговорной) речью. 2) Володя встретил своего (старого, пожилого)- соседа. 3) (Старый, пожилой) костюм был заменен новым. 4) Дверь в мастерскую открыл (смуглый, темный) юноша. 5) Девушке к лицу это (темное, смуглое) платье. Особенно важно, чтобы учащиеся правильно, точно употребляли в своей речи такие слова, которые близки по звучанию. Изучая суффиксы по темам «Состав слова», «Имя прилагательное», «Имя существительное», учащиеся время от времени выполняют, такие упражнения: Установите различие в значении слов' каждой пары, составьте с ними предложения и запишите, подчеркивая суффиксы прилагательных. деловой — деловитый, туристский — туристический, скрытый — скрытный, соседний — соседский, обидный — обидчивый. Определите, какие смысловые оттенки придают словам суффиксы; составьте с этими словами предложения и запишите, (подчеркивая суффиксы существительных и прилагательных. писатель, писарь, писака; старик, старичок, старикашка, старец; годовалый, годовой, годичный; мальчик, малыш, малютка. В ряде специальных упражнений обращается внимание учащихся на порядок слов в предложении; предлагается подумать над тем, нет ли лишних слов в предложении, нет ли двусмысленности или штампов; при этом выполняются и грамматические задания. Большую пользу в работе по развитию речи учащихся приносит использование, подбор и запоминание пословиц, изречений, идиом. Они могут использоваться в качестве эпиграфов к сочинениям. Например, повторяя правописание безударных гласных в корне слова, предлагается для комментированного письма ряд пословиц и тут же даѐтся добавочное задание: установите, на какую тему подобраны эти пословицы, и скажите, когда можно использовать их в речи. 1) Правда из воды, из огня спасает. 2) Раз солгал, а на век веры нет. 3) На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись. 4) В глаза не хвали, за глаза не брани. 5) За обедом соловей, а после обеда воробей. 6) Войной да огнем не шутят. 7) Боевые рубежи крепко держи. Другое задание состоит в том, что, прочитав текст для изложения или свободного диктанта, предлагается учащимся подобрать к нему такую пословицу, которая выразила бы основную мысль. Это постепенно подводит учащихся к умению быстро находить эпиграфы к сочинению. . Большое значение придается составлению аннотаций на прочитанные книги. Это очень полезный вид работы, но, к сожалению, редко практикуемый. А между тем аннотация приучает учащихся читать книги вдумчиво, критически подходить к прочитанному, прививает навыки культурного чтения, развивает мышление и обогащает речь учащихся, укрепляет навыки грамотного письма. Вот те некоторые виды работ, которые помогают развитию речи учащихся.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.docx

                  РАЗВИТИЕ  РЕЧИ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

Опорные слова: грамотность, различие, систематически, идиома, аннотация. Нужно понять, что грамотность не сводится к умению в нужном месте поставить запятую или написать такую-то букву в слове. Грамотность — понятие гораздо более широкое. Грамотность — это прежде всего умение владеть русским словом. И если это умение приходит к ученику, тогда ему легче и запятую поставить, и орфограмму написать правильно. Вот почему  начинается обучение грамотному письму в национальной школе с понятия о многозначности слова. На доске и в тетрадях учащихся появляются записи. 1) Мавзолей Саманидов —  сокровище узбекского зодчества.   2) Несметные  сокровища  хранит  узбекская  земля.   3) Мой  сын  — настоящее  сокровище. Разобрав эти предложения по смыслу, объясняется различные значения слова сокровища, и учащиеся после разбора нескольких подобных примеров начинают понимать, что такое многозначность слова и как она обогащает нашу речь. Конечно, параллельно с этим проводится и работа по усвоению и закреплению очередной грамматической темы. Учащиеся подчеркивают звонкие согласные или указывают мягкие согласные; разбивают слова на слоги или ставят в словах ударение и т. д. . Далее предлагается учащимся самостоятельная работа: установите, какое значение имеет глагол подняться в следующих примерах; замените этот глагол другими, близкими по значению. 1) За облака орел на верх Кавказских гор поднялся. 2) Пароход по Волге поднялся вверх к Казани. 3) Поднялся вдруг весь псарный двор. 4) В последнее время заметно поднялся интерес к книгам по электротехнике. 5)  Поднялась вьюга, на небе темно. 6) Сын на ножки поднялся. После выполнения этого упражнения учащиеся сами приходят к выводу о многозначности слова в современном русском языке и успешно выполняют довольно трудную, но интересную работу по составлению предложений со словами, употребленными в разных значениях. Им предлагается составить предложения так, чтобы слова жили, старина, проводить были употреблены в разных значениях. Само собой разумеется, что учащимся дается и, специальное грамматическое задание по теме, запланированной на данный урок. Затем  знакомятся учащихся с понятиями синоним, антоним, омоним. Делается это незаметно, в ходе работы над очередными грамматическими темами, не навязывая ученикам отвлеченных понятий, а показывая это на различных примерах. В дальнейшем систематически  возвращается и к много- значности слова. Повторяя постановку запятой между однородными членами в простом предложении, даются такие предложения, в которых надо устранить досадные повторения одних и тех же слов (что свойственно речи многих учащихся), заменяя их синонимами. 1) Я сначала пошел в библиотеку, потом пошел к другу, затем пошел на стадион. 2) Мимо нашей станции идут товарные поезда, идут пассажирские, идут скорые. Учащиеся подбирают к подчеркнутым глаголам синонимы; идѐт  об- суждение  их всем классом и наиболее удачные записываются. При изучении прилагательных уместна работа над антонимами. Классу дается задание: замените данные прилагательные другими, с противоположным значением (антонимами), а затем составьте с ними предложения. свежая газета, свежий воздух; острое зрение, острый нож; старый человек, старый учебник. Занимаясь согласованием прилагательных с существительными, определением их рода, числа и падежа, учащиеся в то же время работают и над точным использованием слова в предложении. Им предлагается задание: согласуйте прилагательные с существительными, выбрав такое прилагательное, которое сочетается именно с данным существительным. 1) Этот (разговорчивый, разговорный) юноша хорошо владеет немецкой (разговорчивой, разговорной) речью. 2) Володя встретил своего (старого, пожилого)- соседа. 3) (Старый, пожилой) костюм был заменен новым. 4) Дверь в мастерскую открыл (смуглый, темный) юноша. 5) Девушке к лицу это (темное, смуглое) платье. Особенно важно, чтобы учащиеся правильно, точно употребляли в своей речи такие слова, которые близки по звучанию. Изучая суффиксы по темам «Состав слова», «Имя прилагательное», «Имя существительное», учащиеся время от времени выполняют, такие упражнения: Установите различие в значении слов' каждой пары, составьте с ними предложения и запишите, подчеркивая суффиксы прилагательных. деловой — деловитый, туристский — туристический, скрытый — скрытный, соседний — соседский, обидный — обидчивый. Определите, какие смысловые оттенки придают словам суффиксы; составьте с этими словами предложения и запишите, (подчеркивая суффиксы существительных и прилагательных. писатель, писарь, писака; старик, старичок, старикашка, старец; годовалый, годовой, годичный; мальчик, малыш, малютка. В ряде специальных упражнений обращается внимание учащихся на порядок слов в предложении; предлагается подумать над тем, нет ли лишних слов в предложении, нет ли двусмысленности или штампов; при этом выполняются и грамматические задания. Большую пользу в работе по развитию речи учащихся приносит использование, подбор и запоминание пословиц, изречений, идиом. Они могут использоваться в качестве эпиграфов к сочинениям. Например, повторяя правописание безударных гласных в корне слова,  предлагается для комментированного письма ряд пословиц и тут же даѐтся добавочное задание: установите, на какую тему подобраны эти пословицы, и скажите, когда можно использовать их в речи. 1) Правда из воды, из огня спасает. 2) Раз солгал, а на век веры нет. 3) На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись. 4) В глаза не хвали, за глаза не брани. 5) За обедом соловей, а после обеда воробей. 6) Войной да огнем не шутят. 7) Боевые рубежи крепко держи. Другое задание состоит в том, что, прочитав текст  для изложения или свободного диктанта, предлагается учащимся подобрать к нему такую пословицу, которая выразила бы основную мысль. Это постепенно подводит учащихся к умению быстро находить эпиграфы к сочинению. . Большое значение  придается составлению аннотаций на прочитанные книги. Это очень полезный вид работы, но, к сожалению, редко практикуемый. А между тем аннотация приучает учащихся читать книги вдумчиво, критически подходить к прочитанному, прививает навыки культурного чтения, развивает мышление и обогащает речь учащихся, укрепляет навыки грамотного письма. Вот те некоторые виды работ, которые помогают развитию речи учащихся.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020