Зайцева Г.В.
Зав.каф. Бухгалтерского учета и финансов, руководитель Лаборатории развития предпринимательства и малого бизнеса
Развитие правового обеспечения предпринимательской деятельности в России
Предпринимательство в России развивалось особенным образом, что связано с огромными природными богатствами, равно, как и с широтой территорий Российской земли. Немаловажная роль в течение веков в предпринимательстве отводилась умению договариваться и держать слово, данное партнеру.
Если на первом этапе развития предпринимательства существовали договоренности между предпринимателями, так и между государством и предпринимателями, а на втором этапе стало невозможным развитие предпринимательства, то на последующих этапах появились международные договоры, в частности, Ганзейский договор, или привилегии русских царей английским и прочим иностранным купцам для торговли на Руси.
В определенный исторический момент развития предпринимательства в целом, появилась необходимость регулирования развития бизнеса, формирование отчетности с целью наполнения государственной казны потребовали правового обеспечения предпринимательской деятельности.
Только Петр Первый сформировал первое законодательство для развития предпринимательской деятельности, как крупных, так и мелких предпринимателей. Петр Первый же заложил основы коммерческого и бюджетного учета и системы налогообложения, как составляющих предпринимательской деятельности.
Следующие этапы российского предпринимательства сопровождались расширением правового поля предпринимательской деятельности российскими императорами.
Сложившаяся система российского предпринимательства, основанная на традиционализме в большей степени, чем на системе правового обеспечения, активное развитие предпринимательской деятельности привело к становлению мощной российской экономики к 1913 году на шестом этапе развития предпринимательства Российской империи (таблица 1).
Таблица 1. Этапы развития экономики, финансов, предпринимательства
№ |
Период |
Описание деятельности на этапе |
1 |
IX —X |
Становление Руси, как государства, начальное формирование системы налогообложения. |
2 |
XII —XIV |
Татаро-монгольское нашествие, замершее предпринимательство (кроме Новгорода и Пскова), оплата и налогов, и дани татарам |
3 |
XV —XVII |
Формирование государства Российского |
4 |
XVII —XVIII |
Становление империи от Петра I до Екатерины II |
5 |
XIX — начало XX |
Развитие империи, становление систем экономики, предпринимательства, налогообложения |
5 |
1861-1913 |
Развитие империи, в условиях сформированной системы налогообложения |
6 |
1914-1921 |
Венный период, период военного коммунизма, падение уровня производства до 14% от показателей 1913 г.о |
7 |
1922-1926 НЭП |
1922г. — выпуск продукции достигает 21 процент довоенного уровня 1923 г. — рост выпуска продукции составил 30 % 1924-1926 гг — период управления ВСХН Дзержинским Ф.Э. наиболее высокий рост: 1924 г. — 39% довоенного уровня; 1925 г. — 65 %; 1926 г. — 90 %; развиваются новые производства |
8.1. |
1929-1941
|
Первичное развитие советской экономики в условиях постепенного уничтожения частного предпринимательства и развития предпринимательства государственного |
8.2. |
1941-1953 |
Переориентация на военную экономику |
8.3. |
1954-1986 |
Экономика государственного предпринимательства |
9 |
1986-2015 |
Развитие рыночного хозяйства и предпринимательства |
Стр.35
Участие России в Первой мировой войне разрушило экономику великого государства, одновременно разрушив и Российскую империю.
Становление новой власти в России в 1917 году, ознаменовано началом седьмого этапа развития экономики, связано с восстановлением экономики Советской России, получившей в наследство разрушенное войной и революцией государство.
Необходимость восстановления российской экономики в послевоенный и послереволюционный период и стремление советских руководителей ко всему новому привело на первом этапе к введению правящей партией политики Военного коммунизма, который не оправдал ожиданий. Традиционные крестьянские хозяйства разорялись по причине безвозмездного изъятия продуктов питания в качестве продовольственного налога. Недовольство крестьянства, равно, как мелкого собственника вообще, диктует необходимость возвращения к более традиционным способам ведения хозяйства страны и наполнения бюджета за счет внесения налогов от развития предпринимательской деятельности, создания, применения новой налоговой системы в новых условиях хозяйствования.
Возрождение российских традиций в предпринимательстве связано с созданием и внедрением новой экономической политики (НЭП) в 1921 году, нового явления в развитии экономики Советской России, что сыграло для Советского Союза положительную роль в становлении и экономическом развитии.
В целях восстановления российского хозяйства была оказана поддержка предпринимателям для владения капиталом именно в малых формах. Политикой партии Декрет от 7 июля 1921 года разрешал создание частных небольших предприятий с числом работающих не более 20 человек, что предопределило благосклонность власти к владению частной собственностью. Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что с момента принятия Одновременно были разработаны нормативные акты для развития бизнеса (таблица 2).
Таблица 2.Разработка нормативных актов в 1921 году для развития бизнеса в период НЭПа
№№ |
Название документа |
Кем принят |
Сроки |
1 |
О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом |
Декрет ВЦИК |
21 марта 1921 г. |
3 |
О налоговой инспекции народного комиссариата продовольствия (положение) |
Декрет СНК РСФСР |
19 мая 1921 г. |
4 |
О промысловой кооперации |
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР |
7 июля 1921 г |
5 |
О кустарной и мелкой промышленности |
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР |
7 июля 1921 г. |
7 |
О сельскохозяйственной кооперации |
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР |
16 августа 1921 г. |
|
О торговых книгах |
Постановление СНК |
27 июля 1918 г. |
|
Инструкция о порядке регистрации торговых книг торговыми и промышленными предприятиями, обязанными вести счетоводство по системе двойной бухгалтерии |
Совет труда и обороны СССР |
28 декабря 1923 г. |
На основании представленного перечня основных нормативных актов в таблице 2, можно сделать вывод о том, что в течение полугода с момента принятия новой экономической политики в качестве основы развития Советской России, были приняты основные нормативные акты, определяющие деятельность бизнеса. Одновременно использовались ранее принятые акты, создавались новые в связи с развитием новых направлений бюджетной экономики.
Экономика 20ых стала многоукладной, с определением пяти социально-экономических укладов: в том числе это частнохозяйственный, удельный вес которого составлял 8%, мелкотоварный (51%) и патриархальный (2%) в целом и сформировали систему малого предпринимательства, составлявшего 61 % в экономике. 39 % распределялись на государственно-капиталистический уклад (1%) и социалистический (38%) уклад в экономической системе страны.
Стр. 36
Развитие предпринимательства, контроль со стороны государства, организация сбора налогов дали свои результаты. В течение шести лет на 90 % были восстановлены довоенные объемы производства сельского хозяйства и промышленности. Показатели роста экономики Советской России в период активного развития НЭПа подтверждают успех экономики 20ых годов XX столетия в условиях активного развития именно малого предпринимательства, основанного на правовом обеспечении и регулировании со стороны государства.
Советский период — как период развития Советской административной системы рассматривается, как восьмой период в историческом контексте развития предпринимательской деятельности в России является Развитие советской промышленности в 30ые годы достигнуто за счет использования бесплатной рабочей силы советских заключенных, и за счет самоотверженного труда молодежи, мотивированной общественными организациями партии и комсомола.
Не смотря не неприемлемые методы, применяемые в целях развития советской экономики в условиях подготовки к Великой отечественной войне, достижения промышленности в военный и послевоенный период за счет самоотверженного труда советских людей, была создана мощная промышленность. Трудом советских крестьян развивались советские колхозы, совхозы.
Развитие экономики за счет, в основном крупных предприятий не способствует развитию сферы услуг, сервиса, что приводит к возможности развития теневой экономики, которая была сформирована к началу 80ых годов ХХ века.
Новая эконмическая эпоха диктует новые правила развития предпринимательской деятельности в СССР. В 1977 году принята Конституция, которая предусматривает в статье 16 развитие экономики «на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.»[4].
Однако, решение в отношении возможности развития частнопредпринимательской деятельности, является только решением. Половинчатое решение, не подкрепленное законодательными актами, для развития сферы услуг и сервиса, доступных гражданам, необходимых с целью повышения качества жизни населения, в 70ых годах привело к активному развитию теневой экономики. Теневая экономика, действующая вне законов, успешно развивалась, выполняя социальные задачи, обеспечивая сервиса избранным, но государство несло при этом огромные убытки в части наполнения бюджета и оттока наиболее квалифицированных рабочих в «теневые» структуры экономики.
Поэтому столь востребованным для развития новых направлений экономики становится предпринимательство в конце 80ых годов XX века, которое было предопределено за 13 лет до введения Закона об индивидуальной трудовой деятельности [9]. Статья 17 Конституции 1977 года гласит, что «в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.» [4].
Возможность законным образом вести индивидуальную трудовую деятельность, или коллективную бизнес-деятельность через кооперативы, реально появляется только в 1986 году, через 9 лет после принятия Конституции с введением соответствующего законодательства и окончательно оформляется к 1990 году, что представлено в таблице 3.
Таблица 3. Нормативные акты, определяющие начала индивидуального и коллективного бизнеса в СССР 1977-1988 гг
Индивидуальная деятельность |
Коллективная деятельность |
Конституция (Основной закон) СССР от 07. Октября 1977 г |
О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации : Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.01.1986 № 40 |
Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности» |
О кооперации в СССР Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) |
Стр. 37
На основании сравнения показателей таблиц 2 и 3, можно сделать вывод о том, что успех развития предпринимательства достигается, в том числе за счет своевременного правового обеспечения бизнеса.
Активная деятельность кооператоров и индивидуальных предпринимателей по окончании восьмого периода послужили предопределением девятого периода, который начинает свой отсчет от принятия Закона, закрепляющего возможность создания индивидуального бизнеса без найма работников и предприятий в случае найма работников для продвижения и развития предпринимательской деятельности [4]. Но и коллективный бизнес начинает свое победное шествие в виде кооперативного, в отношении которого сначала принимается Постановление, а в дальнейшем и Закон.
Особое внимание уделяется развитию малого бизнеса в 1993 году принятым Постановлением, Правительство заявило: «Считать государственную поддержку малого предпринимательства одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующего развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.» [8]. А в 1995 году поддержка малого бизнеса была определена законом [14], действовавшим до момента введения нового Закона о поддержке малого предпринимательства в 2008г. [3]. Государственные структуры осознают необходимость развития малого предпринимательства, поэтому и формируется система правового регулирования бизнеса в целом, в том числе бизнеса малого и система поддержки малого предпринимательства.
Таблица 4. Принятие законодательства о предпринимательстве
№ № |
Наименование законодательного акта |
Дата принятия |
1 |
О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации : Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от № 40 |
09.01.1986 |
2 |
Об индивидуальной трудовой деятельности : Закон СССР |
19.11.1986 |
3 |
О кооперации в СССР :Закон СССР от № 8998-XI |
26.05.1988 |
4 |
О налогах с предприятий, объединений, организаций : Закон СССР № 1560-1 |
14.06.1990 |
5 |
О предприятиях и предпринимательской деятельности : Закон РСФСР № 445 |
25.12.1990 |
6 |
О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от № 446 |
11.05.1993 |
7 |
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием |
12.12.1993 |
8 |
О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ : федер. закон № 88-ФЗ |
14.06.1995 |
9 |
О бухгалтерском учете : федер. закон № 129-ФЗ |
21.11.1996 |
10 |
Налоговый кодекс (ч. 1) : федер. закон № 146-ФЗ; |
31.07.1998 |
11 |
Налоговый кодекс (ч. 2) : федер. закон от № 117-ФЗ |
05.08.2000 |
12 |
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от № 209-ФЗ |
24.07.2007 |
В таблице 4 представлен перечень и сроки принятия законодательства, что произошло в истории уходящего Советского Союза и создания России, в формировании новейшей истории Российской Федерации. Принятие законодательства, обеспечивающего развитие бизнеса, шло медленными темпами.
От момента принятия новых положений Конституции СССР в 1977 году, обеспеченное законодательными актами предпринимательство получило развитие только в 1986 году, через 9 лет, а создание налоговых органов состоялось уже после предоставленной возможности гражданам заниматься предпринимательской деятельностью. Возможно, развал Советского Союза является следствием несвоевременного правового обеспечения вновь введенной предпринимательской деятельности.
Конституция новой России закрепляет за гражданами право заниматься предпринимательской деятельностью на условиях, предоставляемых гражданским законодательством.
Малый бизнес, его развитие являются основой построения экономики разных стран, однако, условие правового обеспечения деятельности бизнеса, является незыблемым правилом для достойного развития бизнеса.
Стр.38
В развитии предпринимательства в России на протяжении веков отсутствовало определение малый бизнес, однако, понятие мелкого кустарного производства, как и мелкого купеческого сословия, безусловно, существовало, и роль его оценивалась по достоинству, как потенциально крупного бизнеса в будущем. С развитием малого предпринимательства, развивалась и система его правового обеспечения. Своевременность принятия законодательства о развитии бизнеса и его поддержке дает возможность и развития бизнеса, и развития экономики государства.
Предприниматель-купец был более самостоятельным в определении собственного предпринимательского уровня: он заявлял о своем статусе, и его слово было тому подтверждением. Однако, современный период предпринимательства требует правового обеспечения деятельности малого бизнеса с учетом различных направлений его деятельности. Юридические нормативные акты тесно связаны между собой. В наше время все определяют показатели отчетности, которые предоставляются в налоговые органы, и уже на базе предоставленных показателей — предприниматель доказывает, что его предприятие относится к определенной категории бизнеса — к микро-предпринимательству, малому, среднему или крупному бизнесу.
Активная поддержка предпринимательства государством и взаимная поддержка предпринимательскими слоями общества, привели к становлению мощной экономически стабильной Российской империи к началу XX века. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации XXI века — возможность создать экономически независимое сильное современное государство. Предпринимательская деятельность охватывает все сферы жизни, возникает на разных направлениях деятельности, в разных областях огромного государства и дает возможности его развития.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [ принята всенародным голосованием 12.12.1993 по состоянию на 10 января 2016 г. ] : URL : http://constrf.ru/skachat-krf (дата обращения 10 января 2016 г.)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации : [ федер. закон принят Государственной Думой 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( часть 1) по состоянию на 10 января 2016 г. ] // [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс, 2016 г.;
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : [ федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ по состоянию на 10 января 2016 г.] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2016 г.
4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : [ утв. принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. ] : URL : http://co№stitutio№.gara№t.ru/history/ дата обращения 10.01.2016 г.
5. Регламент Благочестивейшего Государя Петра Великого : Отца Отечества : Императора и Самодержца Всероссийского : О управлении Адмиралтейства и Верфи : И о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся. — СПб: тип. Морского шляхетного кадетского Корпуса, 1764. стр 12-13 URL : http://fictio№book.ru/author/litage№t_rgb/reglame№t_o_upravle№ii_admiralteyistva_i_verfi/ дата обращения 10.01.2016 г.
7. Общие правила финансового контроля : [утв. Постановлением Наркомата финансов СССР 21 декабря 1923 г. ] : [ Электронный ресурс ] : LibUSSR.RU, 2011-2016; дата обращения 10.01.2016
8. О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации : [Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.01.1986 № 40, не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2014 г.
9. Об индивидуальной трудовой деятельности : [ Закон СССР от 19.11.1986 б/н ] : [ Электронный ресурс ] : LibUSSR.RU, 2011-2016; дата обращения 10.01.2016
10. О кооперации в СССР : [ Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)] [ Электронный ресурс ] : LibUSSR.RU, 2011-2016; дата обращения 10.01.2016
11. О налогах с предприятий, объединений, организаций : [ Закон СССР от 14.06.1990 № 1560-1] [ Электронный ресурс ] : LibUSSR.RU, 2011-2016; дата обращения 10.01.2016
Стр. 39
12.О предприятиях и предпринимательской деятельности : [ Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2014 г.
13. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : [ Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2014 г.
14. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : [ федер. закон от 14.06.1995, № 88-ФЗ не действует ] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2014 г.
Ссылка на источник
Зайцева Г.В. Развитие правового обеспечения предпринимательской деятельности в России : Современное развитие малого бизнеса [Текст] : материалы IV Всерос. профессиональн. конф. с международ. участием / ЧОУ ВО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; [отв. ред. : С. Б. Синецкий ; редкол. : Н. В. Жданова, Л. В. Львов, Г. В. Зайцева]. — Челябинск, 2016. — 201 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.