РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Оценка 4.7
docx
07.04.2020
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ.docx

ТАРАСЕНКО АЛЁНА СЕРГЕЕВНА

 

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

 

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, коснулись всей системы образования. Процесс реформ в образовании сопровождается изменением содержания образования, введением новых стандартов, инклюзивного образования, программ, учебников, совершенствованием технических средств обучения [1, с. 4]. Указанный факт подкрепляется существующими международными и федеральными нормативными документами, в числе которых Конвенция о правах ребенка, Саламанская декларация (1994 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах обучающихся на 2012-2017 годы» и другие законодательные акты
[2, с. 565].

Всё это требует от современного педагога находящегося в условиях инклюзивного образования, как ключевой фигуры образовательного процесса, высокого уровня профессиональных компетенций, широкого кругозора, навыков и умений, обеспечивающих активное участие
в профессиональной и общественной жизни.

Несмотря на наличие большого числа трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов
и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики подготовки педагогов к работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов учёных. Как правило, авторами не учитывается контингент детей, с которым работает педагогический состав образовательной организации. Не принимается во внимание наличие или отсутствие у обучающегося нарушений в развитии, необходимость решения специалистами задач, связанных
с удовлетворением особых образовательных потребностей обучающихся
[1, с. 4].

Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетентности и профессиональной подготовки педагогов, работающих
с детьми с ОВЗ являлись предметом исследования как отечественных
(Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), так и зарубежных (F. Armstrrong, В.Barnes) учёных [1, с. 2].

В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога работающего с обучающимися с ограниченным возможностями здоровья становится очевидной необходимость системного и постоянного профессионального обучения, когда принцип «образование на всю жизнь» приобретает иное звучание: «образование через всю жизнь». Сегодня феномен непрерывного образования  становится наиболее приоритетным в педагогическом сообществе.
В центре идеи непрерывного образования находится человек, его интересы, потребности, способности. Необходимость непрерывного образования в условиях инклюзивного образования обусловлено самой жизнью, потребностью личности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный статус и имидж.

Целям повышения образовательного уровня служит такой фактор
как самообразование. Именно самообразование является одним из основных источников получения новой информации, теоретических знаний, обоснования собственных идей и умозаключений. В основе самообразования  лежит сочетание культуры самостоятельной деятельности и потребности в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является движущей силой, позволяющей достигнуть профессиональных высот.

В связи с этим содержание, методы и формы обучения педагога работающего с детьми с ОВЗ на всех стадиях его непрерывного образования должны быть направлены на возрастание степени самостоятельности, активизации самообразования [4, с. 43].

Основной формой самообразования служит изучение современной научно-методической и учебной литературы, иной
психолого-педагогической информации на различных видах носителей. Источниками самообразования служат доклады, консультации специалистов, различные виды практической деятельности. Каждый учитель и воспитатель образовательного учреждения должен разработать свой план по самообразованию, активно работать над своей темой: изучать различные информационные ресурсы, выступать на заседаниях МО, педсоветов, проводит открытые занятия, внеклассные мероприятия, посещает уроки коллег.

В целях совершенствования непрерывного образования, формирования информационной культуры педагогов, развития эффективной системы информационного обеспечения педагогического коллектива должен создаваться:

- банк педагогической информации;

- банк данных методик диагностики и коррекции различных психофизических нарушений в развитии детей;

- электронный каталог методической литературы.

Сформированная база данных кадрового состава позволяет отслеживать траекторию прохождения курсовой подготовки педагогов, определять необходимость повышения квалификации каждого учителя.

Комплексной оценкой уровня квалификации, профессионализма, продуктивности образовательной деятельности является аттестация педагога.

Необходимость аттестации, в процессе которой не только диагностируется уровень профессиональной компетентности, но
и определяются перспективные направления на следующий период, неоспорима.

Прохождение аттестации способствует личностному
и профессиональному росту педагога, повышению качества его труда, развитию творчества, обеспечивает социальную защищенность через дифференциацию оплаты труда, т.е. для педагога аттестация должна стать демонстрацией его успешности, стимулом повышения профессионализма педагога, механизмом социальной стабильности.

Отсюда вытекает необходимость создания определенной модели взаимодействия психологической и методической служб образовательного учреждения по развитию и активизации профессионально важных качеств личности педагога и в конечном итоге, успешное прохождение аттестации.

При реализации данной программы должны выявляться проблемные зоны педагогической деятельности и психологического состояния аттестуемого, оказывать помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем. Важно, что деятельность служб сопровождения направлена не только на то, чтобы проконтролировать качество работы, а главное, чтобы, опираясь на полученные данные, помочь выявить резервы профессиональной продуктивности деятельности педагога и реализовать их в его педагогической практике.

Таким образом, лишь в постоянном творческом поиске, единении технологии обучения взрослых с технологией самостоятельной работы происходит совершенствование профессиональных навыков и умений, развитие творческих начал, самоутверждение человека как успешной, самореализующейся личности.

Ссылки на источники:

1. Декларации,  конвенции  и  другие  нормативные  документы [Электронный  ресурс]:  Международные  документы  /  Организация Объединенных Наций. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/

 

Список литературы:

1. Голиков, Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы
к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами /
Н.А. Голиков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. с. 232-240 (Коррекционная педагогика, специальная психология).

2. Денисова,  О.А.  Региональный  опыт  проектирования образовательных программ подготовки педагогов для инклюзивного образования детей с ОВЗ / О.А. Денисова, О.Л. Леханова,
В.Н. Поникарпова, И.А. Букина // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. Москва, 2013.  с. 564-568.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТАРАСЕНКО АЛЁНА СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ

ТАРАСЕНКО АЛЁНА СЕРГЕЕВНА РАЗВИТИЕ

Как правило, авторами не учитывается контингент детей, с которым работает педагогический состав образовательной организации

Как правило, авторами не учитывается контингент детей, с которым работает педагогический состав образовательной организации

В основе самообразования лежит сочетание культуры самостоятельной деятельности и потребности в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является движущей силой, позволяющей…

В основе самообразования лежит сочетание культуры самостоятельной деятельности и потребности в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является движущей силой, позволяющей…

Сформированная база данных кадрового состава позволяет отслеживать траекторию прохождения курсовой подготовки педагогов, определять необходимость повышения квалификации каждого учителя

Сформированная база данных кадрового состава позволяет отслеживать траекторию прохождения курсовой подготовки педагогов, определять необходимость повышения квалификации каждого учителя

Таким образом, лишь в постоянном творческом поиске, единении технологии обучения взрослых с технологией самостоятельной работы происходит совершенствование профессиональных навыков и умений, развитие творческих начал, самоутверждение…

Таким образом, лишь в постоянном творческом поиске, единении технологии обучения взрослых с технологией самостоятельной работы происходит совершенствование профессиональных навыков и умений, развитие творческих начал, самоутверждение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020