Развитие профессиональных компетенций студентов, как способ активизации обучения.
Оценка 4.8

Развитие профессиональных компетенций студентов, как способ активизации обучения.

Оценка 4.8
docx
13.03.2020
Развитие профессиональных компетенций студентов,  как способ активизации обучения.
Профессиональные компетнции.docx

Доклад на тему:

Развитие профессиональных компетенций студентов,

как способ активизации обучения.

 

Как известно, основная цель профессионального образования — подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.

Из многочисленных определений понятия «профессиональная компетентность», имеющихся на данный момент в педагогической литературе, следует, что компетентность всегда окрашена качествами конкретной личности. Как отмечает А. В. Хуторской, таких качеств может быть целый веер — от смысловых, связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетентность), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетентность в жизни). В связи с этим решение задач профессиональной подготовки будет наиболее эффективно при внедрении в практику профессионального образования личностно ориентированной модели, важнейшей составной частью которой является обеспечение мотивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для обучаемого.

Следует согласиться с М. В. Клариным, который, обобщив опыт инновационной дидактики последних лет, выделяет мотивацию обучаемых как «основное направление проработки материала». И. П. Подласый в своих исследованиях по факторному анализу в дидактике ранжировал 40 наиболее значимых факторов влияния на продуктивность обучения, среди которых мотивация учения и потребность учиться занимают первое место.

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Изучение мотивов выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью дает возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией.

На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха. В основе стремления к успеху может лежать особое свойство личности — желание испытать себя или утвердить ценность своей личности, или желание добиться социально значимого результата, стремление создать что-то нужное для людей.

Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения.

Среди тех студентов, которые поступили в колледжи или техникумы, многие еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии и тяжелым внутренним конфликтам. Проблема заключается в том, что в период выбора профиля обучения многие студенты ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на наиболее привлекательный для них предмет деятельности. Ожидание большей по сравнению со школой свободы и слабое осознание своей ответственности за учебу в сочетании с ожидаемой усложненностью материала не способствуют успешности обучения.

Существуют различные разновидности учебной мотивации студентов:

— профессиональные мотивы (получить профессию);

— познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания);

— прагматические мотивы (иметь более высокий заработок);

— социальные мотивы (принести пользу обществу);

— мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном социальном окружении).

Психологические особенности учебной деятельности студентов меняются в процессе обучения.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и имеют название «мотивационная среда».

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность — в данном случае деятельность учения, учебная деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом факторов, специфических для той деятельности, в которую она включается.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;

во-вторых, организацией образовательного процесса;

в-третьих, субъектными особенностями обучающегося;

в-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Необходимое условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением обучающихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у обучающихся познавательного интереса — «отстранение», т. е. показ студентам нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу — его эмоциональная окраска, живое слово преподавателя.

Установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно — ориентация на «оценку преподавателем».

Таким образом, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.

Образ будущей профессии — это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры. Понятно, что образ будущей профессии является побудителем к овладению профессией и обладает мотивационной функцией. Формирование и развитие образа будущей профессии становится способом развития системы профессиональной мотивации. Каждое занятие следует планировать таким образом, чтобы в сознании студента отражался социальный смысл выбранной профессии, ее значение для общества, ее специфические задачи. 

С первых дней обучения в колледже формируется образ будущего специалиста, который должен обладать такими качествами, как трудолюбие, ответственность, самообладание, высокая нравственность, и др. Этому способствует и рабочая форма выдаваемая в колледже.

Важнейшим фактором развития мотивации к обучению является выявление межпредметных связей в процессе обучения. Это способствует осознанию студентами смысла учения, понимания его значимости для овладения профессией. Таким образом, на первое место выдвигается внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, основанная на понимании значимости изучаемого материала.

В ходе обучения необходимо развивать у студента умение воплощать свои мотивы через систему целей. Постановка целей — это характеристика человеческого поведения. Как известно, сформированность умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы личности. Целеполагание проявляется через умение ставить самостоятельные, перспективные цели, доводить работу до конца, стремление к завершенности учебных действий через преодоление трудностей.

Наиболее значимыми являются цели, направленные на результат обучения. В содержании цели должно быть указание на характер деятельности студентов, результат этой деятельности и способы соотношения этих результатов с целью занятия, а открытая логика достижения поставленной цели позволяет в каждый момент деятельности студентов четко ответить на вопрос: зачем я это делаю. В результате такого подхода психологический климат на занятии меняется, и все чаще звучат отрадные для преподавателя слова: «А что если...».

Часто недооценивается роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения. В учебном процессе нередко мало оснований для положительных эмоций, а бывает даже превалируют отрицательные — скука, страх и т. д. Эмоции сопровождают деятельность, предшествуют ей, подготавливают человека к включению в нее. Нужно стремиться к созданию ситуаций, в ходе которых студенту нужно найти правильную линию поведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению интереса к предмету.

Выбор дидактических средств обучения является важным условием формирования профессиональных компетенций у студентов.

В настоящее время поиск эффективных путей и способов обучения происходит в двух основных направлениях: предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения, изобретаются и апробируются новые методы обучения. Без сомнения, методы, используемые для формирования профессиональных компетенций у студентов, должны быть ориентированы на личность студента, на его активное саморазвитие, получение качественных знаний, профессиональных навыков, творческое решение конкретных проблем. Такие методы будут способствовать формированию профессиональной мотивации и личностно-профессиональному становлению студентов.

Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения. В соответствии с этим меняется тип деятельности и роль как преподавателя, так и студентов, которые выступают полноценными субъектами деятельности в решении профессиональных задач. К группе методов активного обучения относят методы, включающие в себя совокупность педагогических действий и приемов, направленных на создание условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. При этом роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближенных к реальным условиям.

Опыт активного обучения в системе профессионального образования показывает, что с помощью его методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач:

— формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

— давать целостное представление о профессиональной деятельности;

— учить коллективной мыслительной и практической работе;

— формировать социальные умения и развивать навыки взаимодействия и общения.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности они делятся на неимитационные и имитационные, которые предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. В свою очередь, имитационные методы бывают неигровыми (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение упражнений индивидуальных задач) и игровыми (разыгрывание ролей).

Усвоенный в процессе обсуждения материал разных профессиональных ситуаций может быть использован при чтении специальной литературы, получении и передаче информации по любой специальности на профилирующих  сайтах, а также перенесен в среду реальной коммуникации со специалистами.

Можно заключить, что эффективность формирования профессиональной мотивации будущего специалиста обеспечивается использованием активных методов обучения, адекватно отражающих содержание и структуру учебного материала. Применение таких приемов и методов позволяет планомерно и целенаправленно вовлекать всех студентов в активную осознанную познавательную деятельность. При этом они чувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса: самостоятельно планируют свою деятельность, учатся видеть проблему и конечную цель своей работы, распределять свои силы. В целом это приводит к повышению качества подготовки будущего специалиста.

Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионального компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Компетенция – это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, начало карьеры формируется с личности. Интерес обучающегося совпадает с началом осознанности, значимости его будущей профессии. В колледже обучаются студенты по профессии повар, кондитер, срок обучения 3 года, с получением среднего общего (полного) образования. По окончании учебного заведения выдается диплом государственного образца.

Вдумайтесь в эти слова – повар, кондитер. С незапамятных времен почитались мастерство повара, пекаря. Это одна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Повара и кондитера иногда называют кудесником, который может из самых незатейливых продуктов приготовить настоящих «шедевр» кулинарного мастерства. Да, не каждый может овладеть этим многогранным искусством – специальностью техника-технолога общественного питания. Эта специальность выбирает тщательно, кандидат должен быть физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимание, высокой чувственностью к оттенкам запаха и вкуса, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным. Эта профессия в системе коллектива и требует толерантности к многочисленным контактам (навыкам) делового общения.

Для лучшего усвоения материала на лабораторных занятиях использую в своей работе элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технологии интерактивного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающей технологии, личностно-ориентированной технологии.

Основное требования, предъявляемое к современному занятию – перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной  учебной работы, использование игровых технологий. Именно на занятиях с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива, самостоятельность.

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия студентов выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например на занятиях п/о использую различные игры – игра «Лото», игра «Нельзя», «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Собери мозаику», «Футбол», «Аукцион», заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль) и т.д. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на занятиях таких игр, как «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое оборудование, температурные режимы приготовления, форму нарезки и т.д.», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у студентов вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи , умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед  ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации – ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, «тупиковых» ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

К организации игр предъявляются определённые требования:

-       игра должна основываться на свободном творчестве обучающихся;

-       игра должна вызывать у обучающихся только положительные эмоции;

-       цель игры должна быть достижимой, а её оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создаст новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона занятия;

-       в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками;

-       игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

-       обязательна констатация результата игры.

Основная цель игры  - развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально-ориентированного мышления. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы занятий позволяют расти как студентам, так и преподавателю.

Деловая игра – этот метод обучения дает обучающимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной  личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов, шеф-повар, помощник повара, повар и т.д.). Игра развивает адаптивные возможности  будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в  новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

На занятиях-конференциях затрагиваются вопросы о качестве продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения пищевых продуктов и блюд, исторические события и др. К занятию обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждений. На таких занятиях формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуется не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствуют проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, занятия-соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяют  увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии – повар, кондитер. Занятие-соревнование развивает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Занятие-соревнование заставляет студентов работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде-сопернику и т.д.).

При применении на занятиях технологии взаимообучения группе студентов дается опережающие задание по теме занятия, затем они выступают на занятии в роли мастера п/о. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким занятиям отмечается высоко степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой обучающегося и мастера.

Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта  - реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении поварского искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими студентами под руководством мастера. Так, например можно задать любую тему- и обучающимся необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего блюда.

Обучающиеся осуществляют проект по следующему алгоритму:

-       подбор продуктов;

-       их дополнение друг другом;

-       технологическая часть;

-       оформление;

-       рассказ о том, к какой кухне народов мира принадлежит данное блюдо;

-       реализация блюда.

Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют лабораторное задание и представляют результат своей работы. Например:

другое направление: национальная кухня. При представлении национальной кухни обучающиеся знакомятся с культурой и традициями народов мира. Благодаря этому они изучают множество рецептов, применяют на практике логическое мышление в приготовлении и оформлении блюд. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формируют у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для культурных связей. В ходе выполнения проекта обучающиеся собирают необходимую информацию, классифицируют её, строят целостную картину применения художественного творчества в работе повара. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) – способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся, достигаются через учет особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на занятии, использовании приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая расковывает обучающихся и в которой они чувствуют себя «как дома». Каждый обучающихся должен ощущать веру преподавателя в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого студента, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».

Использование ИКТ на занятиях рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности студента. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний  об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходят индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность обучающихся. Поэтому так важно научить учащихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на лабораторных занятиях целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-занятия. Работаю над созданием компьютерных презентаций к занятиям и внеурочным мероприятиям. Использование на занятиях слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, студентам работать гораздо интереснее, чем с печатным материалам. Появление перед глазами обучающегося нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты занятия улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера:  к любой «странице» занятия можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих занятиях. Однако,  преподавателю, использующему ИКТ на занятиях, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю обучающимся перечислить возможные ошибки приготовления, причины их возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя», предлагаю студентам выполнить различное оформление для одинаковых блюд и т.д. Широко использую на лабораторных занятиях документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности приготовления, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у студентов правильное представление о современной технологии.

Личностно-ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием студенты, оказавшись «впереди планеты всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут-то было! Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных студентов увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в мини-группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и её комментарием, выполнение лабораторного задания (приготовление блюда) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном занятии деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» студентам, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такое занятие должно удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должно быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы занятий по теме. Вместе с тем оно должно стать для обучающихся праздником, взлетом чувств, должно воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого занятия необычайно велик: душа студента словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления.  За внешней необычностью, занимательностью, сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные занятия единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных занятий в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».


 

Доклад на тему: Развитие профессиональных компетенций студентов, как способ активизации обучения

Доклад на тему: Развитие профессиональных компетенций студентов, как способ активизации обучения

На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения

На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения

В личности человека они взаимодействуют и имеют название «мотивационная среда»

В личности человека они взаимодействуют и имеют название «мотивационная среда»

Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания

Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания

В результате такого подхода психологический климат на занятии меняется, и все чаще звучат отрадные для преподавателя слова: «А что если

В результате такого подхода психологический климат на занятии меняется, и все чаще звучат отрадные для преподавателя слова: «А что если

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса

Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, начало карьеры формируется с личности

Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, начало карьеры формируется с личности

Например на занятиях п/о использую различные игры – игра «Лото», игра «Нельзя», «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Собери мозаику», «Футбол», «Аукцион», заполнение оценочных листов…

Например на занятиях п/о использую различные игры – игра «Лото», игра «Нельзя», «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Собери мозаику», «Футбол», «Аукцион», заполнение оценочных листов…

Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении

Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении

При применении на занятиях технологии взаимообучения группе студентов дается опережающие задание по теме занятия, затем они выступают на занятии в роли мастера п/о

При применении на занятиях технологии взаимообучения группе студентов дается опережающие задание по теме занятия, затем они выступают на занятии в роли мастера п/о

Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) – способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как…

Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) – способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как…

Убедилась в том, что применение компьютера на лабораторных занятиях целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно

Убедилась в том, что применение компьютера на лабораторных занятиях целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно

Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению

Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020