РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
В современной концепции образование рассматривается как непрерывный, гибкий целенаправленный процесс передачи накопленных знаний и культурных ценностей на протяжении всей жизни человека.
Современное развитие образования базируется на внедрении государственных образовательных стандартов, которые предусматривают качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов. В соответствии с новыми стандартами среднего профессионального образования этот процесс направлен на соответствие требованиям регионального рынка труда в условиях инновационного развития экономики. В связи с этим педагогические работники ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права» работают над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.
Высокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные функции профессиональной деятельности, сроков трудовой адаптации молодых специалистов.
На современном этапе производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения профессионального образования к практикоориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами.
К профессиональной компетенции выпускника СПО предъявляются высокие требования по решению производственных задач, в основе которых интеграция знаний и умений в единое целое. Знания стали не целью, а средством формирования компетентности молодого специалиста.
В формируемой инновационной обучаемой среде наблюдаются увеличения сложности образовательной системы, что открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин. Это позволяет выполнить определённые изменения или перегруппировку элементов образовательной программы любой специальности.
В рамках реализации практико-ориентированного обучения по учебным дисциплинам «Охрана труда», «Технология трудоустройства», «Информационные технологии», по профессиональным модулям подготовки специалистов среднего звена важно максимально использовать существующие активные методы и технологии обучения, позволяющие более эффективно и быстро овладевать навыками профессиональной деятельности, развивать у студентов профессиональные интересы, вырабатывать качества, необходимые для успешной деятельности в профессиональной сфере. При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются активные формы обучения с учетом будущей профессиональной деятельности: решение ситуационных заданий,
использование разработанных студентами учебных презентаций по темам, организация работы студентов в малых группах, деловые игры, разработка индивидуальных проектов по темам и т.д. Главный принцип - ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Там, где это возможно, в процессе обучения используются реальные производственные задания.
Практико-ориентированный подход делает акцент на подготовке студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.
Потребность в работниках, сочетающих теоретическую подготовку с практическими умениями и навыками, существенно увеличивается. Сориентировать не только студентов и преподавателей, но и прямых работодателей на решение проблем, связанных с востребованностью, занятостью и трудоустройством выпускников по специальности, - основная первоочередная задача всего процесса подготовки специалиста и учебной дисциплины «Технология трудоустройства» в частности.
Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько у студента высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Проведение теоретических и практических занятий, выполнение самостоятельной работы необходимо планировать с учетом профессиональной направленности. В процессе работы на каждом занятии студенты должны приходить к выводу, что на рынке труда выпускник будет конкурентоспособным, если он будет владеть профессиональными знаниями, умениями и практическим опытом, технологией трудоустройства, необходимыми при поиске вакансий и трудоустройстве и в дальнейшей профессиональной карьере.
При освоении технологии трудоустройства в процессе аудиторной и внеаудиторной работы использование информационно-коммуникационных технологий повышает и поддерживает уровень мотивации студентов к изучаемой дисциплине. Проведение занятий, подготовка и выполнение практических работ, разработка презентаций и индивидуальных заданий, реферативная работа и т.д. осуществляются с использованием ИКТ, что позволяет активизировать процесс обучения, повышается интерес студентов к своей деятельности и к изучаемой дисциплине.
Тематика практических работ по дисциплине «Технология трудоустройства» представляет собой движение от проведения личностного анализа по системе SWOT и создания образа будущей работы до построения плана карьерного и профессионального роста. Конкретные задания работ мотивируют студентов к изучению теоретического материала и использования информационно-коммуникационных технологий. Студенты приобретают умения и навыки ведения деловых телефонных переговоров, представления востребованной информации о себе, своем профессиональном и личностном опыте, подготовки и участия в собеседовании, выстраивания процесса самопрезентации.
Обучение технологии трудоустройства выступает как важнейший фактор формирования у выпускников навыков самостоятельного решения проблем поиска работы, трудоустройства и профессионального карьерного роста.
Практико-ориентированность в системе профессионального образования - ключевая тенденция, направленная на обеспечение качества подготовки кадров для современной экономики, на дальнейшее успешное трудоустройство выпускников и взаимодействие с ведущими работодателями.
Литература
1. Г аршина Ю. П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 90-94. - URL: http://e- koncept.ru/2016/76387.htm.
2. Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство,
2016. — С. 167-170. — URL
3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1 (0,6 п.л.). Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1 (0,6 п.л.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.