Развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
В детстве, как в наиболее важном периоде жизни человека, заключается основа здоровья, а также слаженного, интеллектуального, духовного и физического совершенствования ребенка. В этот период складывается индивидуальность человека. Наиболее значимо заблаговременно, с самого раннего детства, вкладывать интерес к разной культуре народов, театру, прививать вкус к музыке, литературе, живописи. Если вовремя начать работать в данном направлении, то можно достичь максимальных результатов.
Театральная деятельность – это самая популярная и общеизвестная форма детского творчества. Она сходна и ясна ребенку, глубоко находится в его сознании и обретает свое отражение интуитивно, так как взаимосвязана с игрой. Именно в процессе театральной деятельности выявляются творчески одаренные дети. Собственно театрализованная деятельность делает возможным решение значительного количества задач, затрагивающих развитие яркости, сочности и четкости речи ребенка, высокоинтеллектуального, художественного и общеэстетического воспитания. В то же время театрализованная игра влечет ребенка к родной культуре, литературе, театру.
Вот уже 34 года я работаю воспитателем в детском саду. 20 из них я посвятила театрализованной деятельности. В своей практике использую различные виды театральной деятельности. Одним из них является организация кружка «Сказка», где ребята учатся понимать язык музыки, а именно создавать музыкальный образ при выполнении пластических этюдов, танцевальных композиций, передавать настроение и чувства героев. Большое внимание уделяю улучшению речи, отдавай предпочтение правильному произношению слов, мимике, жестам и построению фраз.
Вместе с творческой группой и музыкальным руководителем разработала проект «Театр глазами детей», в основе которого лежит игровая деятельность. Это позволяет приблизить детей к театру. Поэтому в работу включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, задания, принимая во внимание возрастные особенности и возможности детей. К примеру, с целью совершенствования речевой манеры исполнения, детям рекомендуется проговаривать отдельные слова, фразы и предложения с разнообразными нотами в голосе (вопрос, просьба, грусть, удивление, страх и т.д.). Здесь я добиваюсь ясности, красочности и естественности, используя сценические задания, скажем жестами показать простое состояние или ощущения человека (мне жарко, холодно, мне больно, я замерз и т.д.), продемонстрировать несколько действий (рисую красками, расчёсываются, мою посуду и т.д.).
Для того чтобы сформировать выразительную и четкую мимику, элементы пантомимы, детям предлагается по выражению лица (губами, глазами, бровями) угадать состояние человека, и после этого с помощью мимики показать собственные чувства (съел сладкую конфету, соленый огурец, кислый лимон).
Когда дети уже достаточно разовьют свое актерское мастерство, я начинаю готовить их к драматизации известных сказок и устраиваю, со своими воспитанниками, театрализованные представления для малышей.
Театрально-игровая деятельность дает возможность решать большое количество педагогических задач и проблем, в частности, развитие и формирование выразительности, четкости и ясности речи ребенка, совершенствование навыков общения у детей, детской фантазии, мышления, воображения, памяти, обогащения лексического багажа, фонетики речи.
В течение всей истории развития дошкольного воспитания театральная деятельность эволюционировала без учета внутрисемейного опыта. Усовершенствование взаимоотношения с семьей раскрывает новые вероятные ресурсы для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра.
В настоящее время большую помощь мне оказывают родители воспитанников. Они участвуют в изготовлении декораций для сказок и сценок, придумывают и делают сценические костюмы. Родители активно принимают участие в разыгрывании небольших сценок, сами показывают сказки. Это будит у детей множество эмоций и чувств, обостряет чувство гордости. Причастность родителей в театрализованных зрелищах, праздниках, спектаклях, развлечениях благоприятствует повышению качества творческого развития детей. Мы поставили сказки «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят, «Сказка о глупом мышонке». Ребята стали более общительными, внимательными, доброжелательными, повысилась самооценка детей. В данный момент мы работаем над постановкой сказки «Путаница» К.И.Чуковского.
В своей работе избегаю закрепления роли за одним и тем же ребенком. Считаю, что любой ребенок способен, одарен и талантлив от природы. Каждому стремлюсь помочь выявить и раскрыть свои способности. В своих театральных играх, прежде чем подобрать роль, ребенок старается примерить на себя все образы. Таким образом осознанно определяет ту, которая ему ближе.
Занимаясь театром, я предварительно ставлю перед собой цель, задачи и миссию, чтобы в дальнейшем претворить их в жизнь, реализовать на практике. И тем самым сделать жизнь наших воспитанников более интересной, содержательной, насыщенной яркими впечатлениями, наполненной творчеством. Полученные навыки они могут использовать в повседневной жизни.
В нашем современном мире, насыщенном новыми технологиями, информацией, важно, чтобы ребенок не потерял способности познавать мир умом и сердцем, мог ощущать радость, творить, выражать свое отношение к добру или злу. Ведь театр – это игра, волшебство, сказка.
Литература
1. Артелова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Методическое пособие М.,2006
2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой-М:Мозаика 2014-148с
3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.