Развитие речевого слуха
у детей дошкольного возраста
Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребёнка хороший физический (неречевой) слух - эту способность нужно развивать с первых лет жизни. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5 - 6 лет жизни ребёнка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.
Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчётливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребёнка понадобятся при обучении грамоте.
При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).
Основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, - открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.
Следующим этапом развития фонематического слуха ребёнка является звуковой анализ слова - придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), различение на слух слов, которые отличаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов.
Примерные игры для развития речевого слуха:
«Найди картинку»
«Покажи игрушку»
«Правильно – неправильно»
«Эхо»
«Какой звук начинает слово?»
«Что за звук спрятался в середине слова?»
«Что за звук в конце слова?»
«Выбери слово со звуком /У/»
«Кто больше придумает слов со звуком /З/»
Чтобы развить
фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться!
Чем раньше вы начнёте заниматься с ребёнком, тем больше шансов, что в школе у
него не будет проблем!
Октябрь, 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.