Развитие речевой активности воспитанников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"
Оценка 5

Развитие речевой активности воспитанников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"

Оценка 5
docx
19.05.2021
Развитие речевой активности воспитанников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"
выступление1.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №1 «Аленушка»,

347250, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комарова 64/49, тел.,      

8 (86393) 2-17-10, электронная почта  dsalenusсhka@yandex.ru

 

 

«Развитие речевой активности воспитанников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности». (старший воспитатель Дейнега А.Г.)

 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в любую деятельность. В ФГОС ДО недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Образовательная область «Речевое развитие» включает:  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная  смазанность  речи.

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Речевое развитие 

·         включает владение речью как средством общения и культуры;

·         обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·         развитие речевого творчества;

·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

·         формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Целевые ориентиры старшего дошкольника.    

·        ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·        у ребенка развита крупная и мелкая моторика

·        ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

·        Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.

      Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

      1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

    2) Обучение рассказыванию:

  • Пересказ
  • Рассказ по сюжетной картине
  • Рассказ по серии картин
  • Описательные рассказы
  • Творческие рассказы

3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

      4) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, если ребенок уже занимается с логопедом,  воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов и работе над конкретными пробелами в развитии речи, выявленными в логопедической диагностике.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности: Коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная музыкально-художественная, чтение, игровая.

 Развитие речи и коммуникативная деятельность.

 Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения: «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу». Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность: Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

 Познавательно-исследовательская: Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи: - способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность - обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми - формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии - поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Продуктивная (художественная) деятельность: Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность: Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. Совместно решаются и речевые задачи: -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника; - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность; - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи; - развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

 Восприятие художественной литературы: Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д. Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Игровая: Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей. В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей. В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

 Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка», 347250,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка», 347250,

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах

Для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста

Музыкальная деятельность: Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению

Музыкальная деятельность: Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021