развитие речи

развитие речи

docx
17.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект занятия по речевому развитию.docx

 

Конспект занятия по речевому развитию (пересказ) в  старшей  группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: пересказывание  эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела» с помощью мнемотаблиц

 

 

Задачи:

Образовательные:

Учить отвечать мнгосложными предложениями

 учить детей связному пересказу  сказки

Учить составлять предложения самостоятельно, опираясь на схемы

добиваться последовательности в изложении содержания. 

Продолжить работу над выразительностью

Познакомить с эскимосской народной сказкой и ее названием

Учить детей называть многозначные слова

 

Развивающие:

Развивать ППП(мышление, восприятие, воображение)

Развивать зрительно-слуховое восприятие

Развивать память

Развивать фонематические процессы

Развивать монологическую, связанную речь

 

Воспитательные:

Воспитывать ценностное отношение к художественному слову

Учить детей не обижать сверстников

Активизация словаря: эскимосы

Обогащение словаря: бычок, пучеглазый, большеротый

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»  

 

Организация детей 1- на ковре, полукругом 2 – на стульях, на ковре, 3 на стульях на ковре

 

 Оборудование: Столы, стулья, мольберт, опорные схемы-катринки,

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Индивидуальный и дифференцирванный подход

Примечание

ВЧ

 Дети, представьте, что к нам в группу заглянул лучик солнышка. Давайте протянем к нему свои ладошки и улыбнёмся. Но вдруг, налетел шаловливый ветерок, и нам стало холодно. И вы задрожали. Но вот снова выглянуло солнышко и вам тепло и хорошо. Вы улыбаетесь, радуетесь, у вас прекрасное настроение. И с таким настроением мы будем продолжать наше занятие

 

 

 

 

Выполняют

 

 

 

 

 

Костя, не отвлекайся

 

 

 

ОЧ

Сегодня, ребята, вы услышите чудесную эскимосскую сказку которая называется «Как лисичка бычка обидела».

Эскимосы это люди, которые живут на Севере. А как вы думаете, на Севере тепло или холодно? Правильно, на Севере очень холодно.

 

- Кто кого обидел?

- А кто такой бычок? Как он выглядит? (ответы детей, обычно дети начинают      рассказывать, как выглядит телёнок)

Вы рассказали о телёнке. Ребята, я вам открою секрет: слово бычок имеет два значения: домашнее животное – телёнок, бычок. А второе – послушайте загадку: -

 

Вильнёт хвостом – туда-сюда                  

 И нет её, и нет следа  

- Правильно, это морская рыба под названием «бычок»  

 

Давайте сядем красиво, ровно. А я расскажу что же произошло в сказке «Как личика бычка обидела»

(рассказ сказки)

Вот какая лисичка!

 

 

 Как называется сказка?

 - Где шла лисичка?

  - Кто высунулся из воды?

  - Какие обидные слова лисичка пропела бычку?

- Если запела, значит эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе,.. споём ещё раз.

 

 

Как вы понимаете слова Пучеглазый? Большеротый?

 

- А какие чувства испытывал бычок, когда лисичка его обзывала

- А что сделал бычок от обиды?

- Помните, что мама-лиса сказала дочке?

- А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

- Вот и вы, ребята, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так,  как лисичка из сказки.

- Так что же надо делать, чтобы тебя не обижали

 

 

. Работа над поговоркой. 

- Есть такая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется».

 Как вы думаете, что это значит?

 

 

 

Физкультминутка.

- Ходят волны на просторе, вы узнали? – это море (идут по кругу, плавно машут руками),

   Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде («змейка» руками)

   То сожмутся, разожмутся (приседают – встают)

   То зароются в песке (делают «домик» над головой)

Молодцы!

 

А сейчас я предлагаю вам подойти к столу и расположить картинки к сказке  в правильной последовательности.

 

И так, что было сначала? А потом?

(вывешиваем на доску последовательность действий в рассказе)

Молодцы. Садитесь на стулья.

 

 

Я прочитаю вам сказку еще раз, а вы постараетесь ее запомнить, в этом вам помогут картинки-помощники.

Сели ровно, спинки держи прямо

(рассказ сказки с постепенным выкладыванием на мольберт картинок-помощников).

Пересказ детьми сказки по частям. Одного ребёнка приглашает воспитатель, а другого – ребёнок (два пересказа).

А кто самый смелый и пойдет раскажет всю сказку? (спрашиваю 3-5 детей)

 

 

 

 

 

Холодно

 

 

 

Лисичка обидела бычка

Ответы детей

 

Слушают воспитателя

 

 

 

Рыба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскимосская народная сказка

Лисичка шла по берегу моря

Из воды высунулся бычок

-Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!

Ответы детей

 

 

Бычку было грустно, больно, обидно

 

наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку

Ответы детей

не обижать других

 

 

 

 

Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают воспитателя, смотрят на картинки

 

 

                       

 

Пересказывают сказку по частям

 

Рассказывают сказку полностью с опорой на картинки-помощники

 

 

 

 

 

Маша, поставь ноги ровно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соня, а как ты считаешь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лиля, попробуй рассказать стихотворение, у тебя все получится

 

Витя, ты сегодня молодец!

На мольберте фотография эскимосов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На мольберте фото рыбы «бычок»

 

 

Сажусь на стул

Слежу за правильной посадкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время обсуждения исправляю ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Располагаю детей с одной стороны стола полукругом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсказываю детям слова, выражения, призываю к помощи товарищей

ЗЧ

Посмотрите, ребята, на столе лежат предметы. Которые имеют два значения. Вы должны подобрать к картинкам предметы. Например, у меня картинка: родник или говорят бьёт ключ, - и на столе я нахожу ключ, которым открывают дверь. Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением и подбирают предметы к картинкам. (оружие лук со стрелами – репчатый лук, ручка перо – пёрышко, кран для умывания – машинка - подъёмный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка от гриба…)

 

 

Скажите ребята как называется рассказ, с которой мы сегодня познакомились?

А кто автор данной сказки?

Скажите, легко ли пересказывать текст?

Что нам сегодня помогало пересказывать текст?

Правильно. Молодцы.

Костя сегодня очень внимательно слушал, а Маша сегодня отвлекалась на занятии, но я знаю, что она исправится и будет вести себя хорошо.

Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по опорным схемам. Я приготовила вам подарок. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

 

Играют в игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскимосская народная сказка

Нет

Опорные карточки

 

Дима, не отвлекайся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскраски

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)