Развитие речи через коммуникативные игры
Оценка 4.6

Развитие речи через коммуникативные игры

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
дефектология +1
03.04.2020
Развитие речи через коммуникативные игры
Развитие речи через коммуникативные игры.docx

«Развитие речи через коммуникативные игры»

   

      Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и пр. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети, которые испытывают психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание.

Для успешного обучения в школе важными компонентами являются развитая связная речь, сформированная эмоционально-волевая и коммуникативная готовность.

     В младшем школьном возрасте у детей появляются новые психологические образования, изменяется социальная ситуация развития, происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность постепенно уступает место учебной. Однако, это еще не означает, что дети теряют интерес к игре. Игровая деятельность принимает свои специфические формы и имеет свои специфические задачи. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности.

     Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения.

      Игра в младшем школьном возрасте не теряет своего психологического значения и продолжает развивать психические функции ребенка, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.

      Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

      Известно, что коммуникация- процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Это способность общаться, понимание и осознание себя.

      Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.

У младших школьников развитие речи идет в двух основных 

направлениях:  набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; также речь обеспечивает перестройку познавательных процессов .
      При поступлении в школу словарный запас ребенка увеличивается. 
Он может свободно объясниться с другим человеком, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребенок употребляет от 3000 до 7000 слов.
     К шести годам ребенок уже полностью овладевает в речи грамматикой,  язык, на котором он говорит, становится для него родным.
      Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего 
детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в 
речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти 
от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой 
школой.
      Шести-семи летний ребенок уже способен общаться на уровне 
контекстной речи  - той самой речи, которая достаточно точно и полно 
описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без 
непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ , собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
     Речь человека всегда несет в себе выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная  культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. Учитель сморит на культуры человека- это показатель уровня развития речи ребенка. 
      К девяти годам наблюдается особенность: ребенок позволяет себе говорить и выразить свои мысли, удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или  сверстниками во время игрового общения.
Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие 
литературной норме.
      Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, 
чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями
к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие 
экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и 
телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
      Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе 
лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь 
предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться 
тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно 
разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.
    Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты 
бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: 
повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
       Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь 
как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить 
контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако 
ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная 
творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; 
определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, 
подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой 
последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать 
нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить 
синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и 
каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки 
препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и 
другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и 
ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять 
свои и чужие ошибки.

       Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен 
обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени 
опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно 
предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда 
не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму 
детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с 
программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую 
дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и 
другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в 
школу читающими (хотя бы только по слогам).
       В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова 
связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись
читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую 
форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок 
вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это 
приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) 
необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и 
сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью 
отражать смысл текста.
       Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по 
окончании первого класса навык оказывается несформированным, то 
ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно 
пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

Коммуникативные  игры  для младших школьников.

4 направления:

I. Умение активно слушать. 

Доминирующая образовательная задача: развиваем внимание к партнеру, слуховое восприятие,  наблюдательность
1. «Расследование»
Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические 
способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная 
занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит 
его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. 
Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, 
кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше
его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т. 
е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята 
выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может 
выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание.
       Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже 
целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить 
гораздо больше отличительных качеств.

II. Умение сотрудничать.   Доминирующая образовательная задача: слышать, понимать друг друга, снимают негатив от общения со сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу

1. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого
человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг
друга на расстоянии вытянутой руки.
Учитель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь
руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
-снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
-ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
опустите руки;
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и
корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

2. “Клеевой ручеёк”
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само-и
взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем
общаешься.
Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том,
что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны
отцепляться друг от друга.

3. «Лебедь, рак и щука».
Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений,
улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство
партнера».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине,
соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу
ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть
соперника на свою сторону. Необходимо  смотреть, чтобы дети не нанесли
себе травмы.
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы

4. «Веселая сороконожка»
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше.
Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка
впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он
направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение
сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно
справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят
усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

5. “Ладонь в ладонь»

(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

6. «Поймай хвост дракона»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

III. Умение высказываться.  Доминирующая образовательная задача:умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам

1. Игра – приветствие « Микрофон».

Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит

слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на

день.

2. «Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети
должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель,
литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

3. «Позвони другу»
Цль: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен
соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с
закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со
словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два – 
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать
сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со
сверстниками, чувства коллектива.

4. «Подарок на всех»
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса,
то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был
Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок
загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех

IV. Умение правильно перерабатывать информацию.  Доминирующая образовательная задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения

 1. «Ситуации»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,
переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,
используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят
твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,
помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они
ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у
библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.
Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища
10. Ребёнок плачет – успокой его.
помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою
комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или
бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя
схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как
нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по коррекционно – развивающему занятию во 2 классе

Тема: «Игрушки».

Цель: формирование лексико – грамматической системы речи.

Образовательные задачи.

1.     Уточнить представления детей об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.

2.     Уточ­нить и активизировать словарь по теме «Игрушки».

3.     Учить употреблять слова – признаки в простой фразе.

4.     Упражнять в согласование прила­гательных с существительными в роде и числе.

5.     Упражнять в согласовании и практическом применении сущ. с местоим. МОЙ, МОЯ.

Развивающие задачи.

1.     Развивать навыки речевого общения.

2.     Развивать слуховое внимание и восприятие, мышление, память.

3.     Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.

4.     Развивать чувство ритма, силу голоса.

Воспитательные задачи.

1.     Развивать навыки культуры общения и деятельности (внимательно слушать ответы других детей, выполнять задания согласно инструкции).

2.     Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности в игре и на занятии.

3.     Воспитывать самостоятельность, инициатив­ность.

Оборудование: игрушки, различные по материалу, форме, цвету; музыкальные игрушки; кубики; картинки – раскраски по теме; цветные карандаши; мяч; фишки; ширма.

 

 

Ход занятия:

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный момент:

Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т.д.). Доброе утро, дети!

Дети соединяют по очереди пальцы в кольцо, проговаривая:

 

Большой – указка, большой – середка,

Большой - безымянный, большой – мизинчик.

 

Основная часть.

 

Сегодня мы с вами отправляемся в магазин игрушек. Отгадайте, какие игрушки нас встречают?

 Игра «Отгадай загадку, получи отгадку»

1. Глазки голубые, кудри золотые, губки  розовые. (кукла)

2. Серый байковый игрушка,          

Косолапый  длинноушка,                

Ну-ка, кто он, угадай,                          

И морковку ему дай.  

(заяц) 

3.  Совсем не нужен ей водитель        

Ключом её вы заводите,              

Колёсики начнут крутиться,           

Поставьте и она помчится 

(машинка)                          4. Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в нее играют?
(Матрешка)

5. Кто не ест душистый мед,                 

И в берлоге не живёт?                       

Не умеет он реветь                           

Это плюшевый – (медведь)

6. По асфальте я скачу,                        

Через двор в траву лечу.                  

От друзей меня не  прячь,             

Поиграй-ка с ними в  -  (мяч)

 

Игра «1, 2, 3 – фишки получи» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Петя – Жадина» 

Петр к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал.

Мой медведь, Моя машина, Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам.

Ну, сиди, играй в них сам.

Как Петр кричал про свои игрушки? Давайте на время тоже превратимся в «жадин».

 

Игра «Расставь игрушки правильно» 

 

 

 

 

Игра «Угадай, что звучит?» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Тихо – громко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Барабанщики» 

Употребление признаков: цвет, форма, величина, материал в простой фразе, согласование прил. с сущ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление признаков: цвет, форма, величина, материал в простой фразе, согласование прил. с сущ.)

 

 

Согласование сущ. с местоимениями МОЙ, МОЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие слухового внимания, памяти

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

 

Развитие силы голоса

 

 

 

 

 

 

 

Развитие чувства ритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают признаки к своей игрушке, за каждый признак получают фишку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают: мой заяц , моя кукла и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте в ряд машину, куклу, самолет.

 

 

 

Логопед за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети отгадывают.

 

 

 

С ребятами играю, в колокольчики всех превращаю. Дети произносят тихо или громко: «Динь – динь – динь»

 

С ребятами играю, в барабанщиков всех превращаю. Дети повторяют ритмы.

 

 

Итог занятия. 

Где мы сегодня побывали? О чем говорили? Я дарю вам рисунки игрушек, а вы выберите, каким цветом их зарисуете. Я нарисую желтый мяч….

 

 

 

 


 

Развитие речи через коммуникативные игры»

Развитие речи через коммуникативные игры»

Это способность общаться, понимание и осознание себя

Это способность общаться, понимание и осознание себя

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и…

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и…

I. Умение активно слушать .

I. Умение активно слушать .

Подняться и сойти со стула. 2

Подняться и сойти со стула. 2

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях

IV. Умение правильно перерабатывать информацию

IV. Умение правильно перерабатывать информацию

Конспект занятия по коррекционно – развивающему занятию во 2 классе

Конспект занятия по коррекционно – развивающему занятию во 2 классе

Ход занятия: ЭТАПЫ

Ход занятия: ЭТАПЫ

Ключом её вы заводите,

Ключом её вы заводите,

Игра «Петя – Жадина» Петр к игрушкам побежал,

Игра «Петя – Жадина» Петр к игрушкам побежал,

Игра «Тихо – громко»

Игра «Тихо – громко»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020