«Особенности проектирова-ния образовательного процесса в начальной школе»
Оценка 4.9

«Особенности проектирова-ния образовательного процесса в начальной школе»

Оценка 4.9
Семинары
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
28.11.2024
«Особенности проектирова-ния образовательного процесса в начальной школе»
проектиров.docx

Особенности проектирования образовательного процесса в начальной школе


Обучая, каждый учитель хотел бы, чтобы компьютер был для ученика источником получения знаний, полезной информации. Элементарные знания компьютера необходимо прививать уже в начальной щколе. Одним из эффективных методов использования ИКТ в обучении является проектный метод обучения.

Учебный проект должен быть всегда ориентирован в соответствии с государственными образовательными стандартами. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи всё больше внимание привлекает метод проектов. В условиях такого обучения педагог для учащегося- партнёр, у которого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это требует от учителя не только хорошей общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиски, самое важное, уметь пробудить в детях интерес. Учебный проект-это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определённой проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов – это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем.

На сегодняшний день метод проектов использую и на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов. Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на проектировании. Как педагогическая технология включает в себя совокупность  исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решить задачи формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:

  • Отбирать и анализировать нужную информацию из различных источников;
  • Систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с полученной задачей;
  • Выявлять проблемы в различных областях знаний;
  • Выдвигать обоснованные гипотезы и их решения;
  • Делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
  • Работать в коллективе, исполняя при этом различные социальные роли;
  • Владеть искусством и культурой коммуникации;
  • Уметь пользоваться Интернет-ресурсами.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта у нас превращается в интересную игру. Важно помнить, что проектный метод - это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребёнка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребёнка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту. При организации и разработке проектов я учитываю возрастные особенности учащихся. Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями  для организации  проектной деятельности. Моя задача как учителя состоит в выборе проблем для проектов, а проблемы я беру из окружающей действительности, из жизни.

Наиболее используемые типы проектов

  • Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
  • Творческие (оформление результата в виде внеклассного мероприятия, на предметной недели).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

  • Монопроекты. Как правило, такие проекты провожу в рамках одного предмета(математика, русский язык, окружающий мир). При этом выбираю наиболее сложные разделы или темы. Часто работая над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
  • Межпредметные. Как правило их выполняем во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Важно ставить вместе с младшими школьниками учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, задаю ученикам такие вопросы:

- Какие умения понадобятся для выполнения данного проекта?

- Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

- Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

- Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

В своей деятельности считаю целесообразным в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом представляют интерес : опросы, беседы учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Начинаю реализовывать практические проекты с 1-го класса на уроках технологии, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. Со 2-го класса наряду с практическими проектами использую учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К  3-му и 4-му классу перехожу к групповым, а затем и индивидуальным проектам. Для работы класс разбиваю на 2-3 группы. Каждая из этих групп работает над одним «проблемным вопросом». Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация ( защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ними работе или в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда прошу детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте.

Весьма важный вопрос- оценка выполненных проектов, которая должна иметь стимулирующий характер. Школьников, достигших особых результатов в выполнении проекта, отмечаю дипломами или памятными подарками. При этом стараюсь поощрить каждого ребёнка, участвовавшего в выполнении проекта, например, использую такие номинации «Познавательный проект», «Нужный проект», «Весёлый проект», «Красочный проект». Не устраиваю презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Делаю так, что каждый проект, победил в какой либо номинации. Помимо личных призов готовлю приз всему классу за успешное завершение проектов. Это: поход в лес, поездка в музей, экскурсия. После выполнения и прослушивания индивидуального проекта «Народный поэт баба Катя», мы всем классом отправились на экскурсию в музей В.Г.Распутина, который находится в Р.п. Усть-Уда. Героиня проекта баба Катя рассказывала о встрече с писателем земляком В.Г.Распутиным. Презентация проекта ученицы 4 класса заинтересовала ребят и мы отправились в музей.

На заключительном этапе оцениваю не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что понравилось в работе, что надо было изменить в совместной работе; оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда следует помнить, что успех и желание рождается от успеха.

Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации. Результативность опыта показала его действенность, возможность добиваться полезного эффекта и положительных результатов в обучении и воспитании. Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы. Выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности, раскрываются личные способности ребёнка.


 

Особенности проектирова н ия образовательного процесса в начальной школе

Особенности проектирова н ия образовательного процесса в начальной школе

Это технология, обеспечивающая личностный рост ребёнка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту

Это технология, обеспечивающая личностный рост ребёнка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту

К 3-му и 4-му классу перехожу к групповым, а затем и индивидуальным проектам

К 3-му и 4-му классу перехожу к групповым, а затем и индивидуальным проектам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024