развитие речи детей 5-6 лет

  • Документация
  • docx
  • 01.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рекомендации для родителей
Иконка файла материала развитие речи детей 5-6лет.docx

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»

344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19   тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей по развитию

речи детей 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

 Алтунян Карине Саркисовна

Ростов-на-Дону

2023

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и

звуконаполняемости. Еслиму кого–то и возникают при этом ошибки, то они

касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на

готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам

дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с

проблемными звуками, если у ребенка не получается правильно

произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Как правило, речевые функции ребенка выравниваются сами собой. Если, правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, то, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

 

ЛЕКСИКА

В речи ребенка 5-6 лет появляются собирательные существительные.

(Существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов,

явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут

употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями.

Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера,

сегодня, ночью...).

Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

- название своей страны и столицы государства;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги

(из, из-под...);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными

(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде

числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает

притяжательные

прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать

сказку или рассказ из 40-50предложений. То естьвладеют одной из самых

сложных речевых форм –монологической.В диалогической речи дети,

разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые

ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой

фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно

оформленной.

 

Рекомендации родителям!!!!

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш

вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый

действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно

предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра

мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея,

выставки и т.д.

2.Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте

внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное

выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно

использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно

использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

Поиграйте с детьми.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть

предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем,

какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она

пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по

очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все

становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в

волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги,

красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок

называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и

так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие»,

«кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив…

(сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и

т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает,

прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному

они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок

говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые

никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я

гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте

ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит

правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез

под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не

заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-сока (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и

пр.)»

В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для

развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые

(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка

рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в

книге и попросите рассказать, что на них изображено.

Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую

среду для постоянного общения с ребенком.

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка,

даже за небольшие успехи!!!


 

Скачано с www.znanio.ru