муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19 тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru
Рекомендации для родителей по развитию
речи детей 5-6 лет
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Алтунян Карине Саркисовна
Ростов-на-Дону
2023
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Еслиму кого–то и возникают при этом ошибки, то они
касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на
готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам
дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с
проблемными звуками, если у ребенка не получается правильно
произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Как правило, речевые функции ребенка выравниваются сами собой. Если, правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, то, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.
ЛЕКСИКА
В речи ребенка 5-6 лет появляются собирательные существительные.
(Существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов,
явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут
употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями.
Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера,
сегодня, ночью...).
Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги
(из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными
(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде
числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает
притяжательные
прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать
сказку или рассказ из 40-50предложений. То естьвладеют одной из самых
сложных речевых форм –монологической.В диалогической речи дети,
разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые
ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой
фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно
оформленной.
Рекомендации родителям!!!!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш
вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый
действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно
предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра
мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея,
выставки и т.д.
2.Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте
внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное
выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно
использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно
использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.
Поиграйте с детьми.
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем,
какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она
пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по
очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все
становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в
волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги,
красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок
называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и
так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие»,
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив…
(сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и
т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает,
прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному
они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок
говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые
никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я
надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я
гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте
ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит
правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез
под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не
заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-сока (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и
пр.)»
В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для
развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые
(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка
рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в
книге и попросите рассказать, что на них изображено.
Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую
среду для постоянного общения с ребенком.
И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка,
даже за небольшие успехи!!!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.