Развитие речи детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс сенсорных коробок.
Подготовила:
Былова Анна Юрьевна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 45»
Как известно, сенсорное воспитание является одним из главных направлений развития детей раннего возраста, оно же ведёт за собой речевое развитие, ведь «ум у ребёнка на кончиках пальцев». Повсеместно набирает ход включение в образовательную деятельность сенсорных коробок.
Сенсорная коробка – это ёмкость (таз, коробка, контейнер, поднос) с различным наполнением (вода, крупа, соль, макароны, песок, кусочками ткани, ватными шариками и пр.)
Цель:
Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами.
Задачи.
• Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре прилагательные, обозначающие признаки предметов
• Развивать умение сортировать, классифицировать, группировать, активизируя в словаре существительные, обозначающие предметы
• Способствовать возникновению игр с творческим сюжетосложением, развивая связную речь
• Формировать навыки пространственного мышления, активизируя в речи предлоги и наречия
• Формировать навыки договариваться посредством связной речи для урегулирования конфликтов в случае, если не один ребенок захочет поиграть с коробкой.
• Развивать память, внимание, логику, мышление, усидчивость
В своей работе я использую следующие варианты сенсорных коробок.
1. Сенсорная коробка с водой.
Игры:
- «Тонет, плавает»
Материал: таз с водой, таз с различными предметами (пластмассовый кораблик, железная ложечка, деревянный грибок, резиновая черепашка, камушек и т.д)
Цель: - формировать представление о свойствах предметов (плавает, тонет)
- активизировать в речи соответствующую лексику (плавает – тонет, тяжёлый – легкий)
- «Назови, что поймал»
Материал: тот же, что в игре «Тонет, плавает», совок, сито, черпачок и пр., пустой таз.
Цель: - развивать координацию движений, мелкую моторику
- активизировать в речи понятия, называющие вылавливаемые предметы.
- «Кто быстрее?» или «Кораблики»
Материал: таз с водой, пластмассовые кораблики основных цветов.
Цель: - развивать артикуляционный аппарат,
- формировать умение различать и правильно называть основные цвета.
2. Сенсорная коробка с крупой.
- «Угадай, кто спрятался?»
Материал: пластиковый прозрачный контейнер, пластиковый прозрачный стаканчик или прозрачная крышка, любая мелкая крупа (манка, пшено, геркулес), картинка с изображением знакомого ребёнку животного.
Цель: - развивать координацию движений, внимание, зрительное восприятие,
- активизировать в речи название частей тела животного, самого животного,
- побуждать к звукоподражанию
Картинка помещается под контейнер с крупой, на дне контейнера от крупы освобождаем небольшую площадку, ставим туда прозрачный стаканчик, предлагаем ребёнку водить стаканчиком по дну контейнера, называя, что он видит под стаканчиком. В конце просим узнать, кто это, как он говорит?
Тематическая коробка «Жёлтая страна»
Материал: контейнер, наполненный пшеном, ёмкость с небольшими предметами основных цветов (камушки, колечки, деревянные бусины, маленькие игрушки и пр.)
Цель: - закрепить знание жёлтого цвета, формировать умение находить предметы указанного цвета,
- активизировать в речи соответствующую лексику.
«Найди и назови» или «Прятки»
Материал: контейнер, наполненный крупой, ёмкость с небольшими предметами основных цветов (камушки, колечки, деревянные бусины, маленькие игрушки и пр.)
Цель: - развивать осязание,
- стимулировать процесс речевого и умственного развития,
- развивать мелкую моторику, усидчивость,
- способствовать снятию скованности, нервного напряжения.
Прячем в крупе мелкие предметы так, чтобы были видны небольшие участки этих предметов. Просим ребёнка достать предметы, назвать их.
«Помоги зверушке добраться до домика»
Материал: контейнер, наполненный крупой, небольшая игрушка, пластмассовый домик или картинка с изображение домика, камушки Марблс, квадратной и округлой формы.
Цель: - развивать координацию движений, усидчивость
- активизировать в речи соответствующую лексику,
- закреплять умение различать и правильно называть формы (квадратный, круглый)
- развивать игровые умения.
3. Сенсорная коробка с ватными шариками.
Материал: коробка с вырезанными на противоположных гранях
отверстиями для рук, заполненная ватными шариками, различные игрушки.
Цель: - развивать тактильное восприятие,
- снимать нервное напряжение,
- стимулировать развитие речи.
Предлагаем просунуть в отверстия руки, найти спрятанную там игрушку, обследовать её, назвать.
Дети с удовольствием играют с этими коробками.
Наполнение сенсорных коробок изменяется вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно-ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!
Используемые источники:
- Колтакова Н. М. Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/05/ispolzovanie-sensornyh-korobok-v-obrazovatelnom-protsesse-s-detmi
- Теселкина Е. Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка - https://www.maam.ru/detskijsad/sensornaja-korobka-kak-osnova-rechevogo-razvitija-rebenka.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.