«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

  • doc
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие речи детей среднего.doc

«Развитие речи детей среднего

дошкольного возраста посредством игровой деятельности»



 



Введение

Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

Тихеева Е.И.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения.

Актуальность: На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Развивать свободное общение с взрослыми и детьми через игру, овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

·                                 Задачи: Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

·                                 Формирование умений и навыков по составлению рассказов – описаний, пересказа с использованием карточек-схем, символов;

·                                 Обогащение словаря и грамматического строя речи детей речевыми играми и упражнениями.

·                                 Развитие мелкой моторики рук через различные виды игр, упражнений.



Предметом исследования: дети средней группы

Тип проекта: игровой, групповой 

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

3. Методы и формы работы:

Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков. Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.  Показ и объяснение артикуляции в группе часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения.

3.1.Методы речевого развития:

1. Наглядные:

- метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

2. Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений

- заучивание наизусть

- пересказ

- обобщающая беседа

- рассказывание без опоры на наглядный материал

3. Практические:

- дидактические игры

- игры-драматизации

- инсценировки

- дидактические упражнения

- хороводные игры



 

3.2. Виды игровой деятельности:

- дидактические игры

- подвижные игры

- театрализованные игры

- сюжетно – ролевые игры

пальчиковая гимнастика



4. Сроки реализации проекта октябрь-февраль(2015-2016г.)

1Предварительный:

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

2Основной.

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

3. Заключительный.

Период осмысления собственных результатов. Открытое итоговое занятие сюжетно-ролевой игры « Город мастеров». Презентация проекта.

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми. Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.





5. Содержательный модуль (в таблице)

 

Дата

Тема занятия

 

Целевые ориентиры

 

 

1

 

 

 

 

Октябрь





Беседа с детьми на тему " Надо ли учиться говорить?"

«Дом»



«Книга – друг человека»

 

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.

Дидактическая игра «Выбери ткань»

2

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек.

 

«Мебель»



Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).





Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель



Словесная игра «Назови ласково»

 

3

 

 

 

 



Р. Н. С. "Мужик и медведь".



«Лес осенью»


«Прогулка в лес».

 



Учить слушать сказки, анализировать поступки героев; развивать память, слух и голос.



Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.

Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.   Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.Закреплять умение разгадывать загадки.Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

 

 

4

 

 

Звуковая культура речи: звуки з и зь.

 

Упражнять в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.

 

Заучивание стихотворение Прокофьева «На зелёной лужайке»

 

 

1

 

Ноябрь



Чтение сказки «Три поросёнка»

 

 

 



«Наземный транспорт»

 

Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

 

Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами.

 

Спеть песенку «Наф-Нафа»

 

2

 

 

Звуковая культура речи: звук ц.

 

Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звуком ц, ориентируясь не на смысл слова, анна его звучание.

 

Артикуляционная гимнастика.

Повтори стихотворение и прохлопай его ритм. Какой звук часто повторяется?

 

Как из нашего колодца

 

 

 

Целый день водица льётся.

Затопило улицу-

Потерялась курица.

 

 

3

 

 

 

Рассказывание по картине " Собака со щенятами". Чтение стихов о поздней осени.

 

«Домашние животные»

 

 

 

Учить описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

 

 

 

Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

 

Дидактическая игра: «Домашние животные»

 

 

4

 

 

Составление рассказа об игрушке.

 

«Город»

 

Формировать умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

 

Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город

 

Дидактическое упражнение «Что из чего?»

 

 

 

1

 

 

 

Декабрь

 

Чтение р. н. с.      " Лисичка - сестричка и волк" (обр. М. Булатова)

«Семья»

 





Познакомить с р. н. с., помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.





закрепление тематического словаря, грамматического строя речи, развитие речемыслительной деятельности. Знакомство со звуком [М].

Дидактическая игра «Раздели картинки на группы».

 

 

2

 

 

 

 

 

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

 

Елка» К.Чуковский

 

 

Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения.

 

 

Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 



Звуковая культура речи: звук ш





 

 

Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук ( изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.

 

Артикуляционная гимнастика.

Подвижная игра «Гуси - лебеди»

Заучивание скороговорок:

Шу-шу-шу,- шептала мышка

Спи скорей, усни, сынишка!

А мышонок всё шалит,

Спать совсем он не спешит.

 

4

 



Обучение рассказыванию по картине " Вот это снеговик!"

«Новый год»

 

 

Учить составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. обучать придумывать название картине.

 

 

Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

 

 

1

 

 

Январь



Чтение р. н. с. " Зимовье".

Рассказывание по картине «Зимние развлечения»

 

 

Помочь вспомнить известные р. н. сказки. Познакомить со сказкой " Зимовье".

 

Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.

 

 

 

2

 



Звуковая культура речи: звук ж.



 

Упражнять в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

 

Артикуляционная гимнастика.

Заучивание скороговорки

Жужелица с жужелицей жжужат и кружатся.

Жужелица с жужелицей на цветке подружатся.

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказа по картине. " Снег на деревьях".

 

 

 

 

Учить связной речи, употреблению сложноподчиненных предложений, описанию изменений в природе зимой, характерных особенностей внешнего строения дерева.

 

 

4

 

 

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

 

Выяснить какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение методом мнемотаблицы.

 

1

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

Мини - викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения     "Федорино горе".

 

«Правила дорожного движения. Светофор»

 

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой

" Федорино горе".

 

 

 

Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.

 

2

 

 

 

 

 

Р. Н. С. «Лиса, заяц и петух»

 

 

 

 

«Театр, музыкальные инструменты»

 

Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

 

Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

 

 

3

 



Звуковая культура речи: звук ч.



 

Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

 

Игра «Хлопни в ладоши»

 

 

4

 

 

 

«Профессии»

 

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

 

 

 

 

 

«Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке.

 

 

Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.

















Заключение

Овладевая  языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями. Все это свидетельствует о важности работы над развитием речи дошкольников, культуры их общения. Культура речи включает в себя соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, т. е. точно (подбирать слова, адекватно передающие мысль говорящего), грамматически правильно, связно (соединять слова и предложения по смыслу), а также выразительно (использовать образные слова и выражения). Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.





















Список использованной литературы

1.                    Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011

2.                    Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

3.                    Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010

4.                    Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2011.

5.                    Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2012.

6.                    Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2012.

7.                    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8.                    Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой М.2000


Посмотрите также