Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Оценка 4.8

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Оценка 4.8
docx
29.12.2019
Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
развитие речи.docx

Урок 58

Развитие речи. Составление рассказа по картине

Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

 

 

Цель:  научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

ü Познавательные

познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова  «Зима пришла. Детство»;

ü Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

ü Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

ü Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

ü Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова  «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  картинная галерея), портрет художника; по 3-4 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года»  П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический  словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.                                                                                                                                      -Что такое? Что случилось?
 Почему звенит звонок?
                                                                                                                                         Дети                                                                                                                                                                                 Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок

 Проверка домашней работы. У нас урок русского языка. Что было задано на дом? (с.111 №176)  Прочитайте.

Введение в тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (о первом снеге, о зиме). Назовите зимние месяцы.


  

-Зимние  месяцы не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Зимнее настроение нам создаст звучание пьесы  из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима. Декабрь»

Минутка чистописания: запишите число, пропишем красиво букву Зз   Зима,                              -Найдите однокоренные слова. (зимушка, зимний)                                                                                       -Поставьте ударение.                                                                                                                        -Найдите проверочные слова, проверяемое слово?                                                                              - Первое слово поделите на слоги, второе - для переноса, третье - сколько букв, сколько звуков.

Сообщение темы урока. На с.111 найдите упр №177, прочитайте.                                                 –Откройте и рассмотрите картины в картинной галерее учебника. Найдите картины о зиме.              (с. 80) (С.А. Тутунов. «Зима пришла. Детство»)

-Что мы будем делать на уроке? (Составим рассказ по картине и запишем его; будем развивать речь, обогащать словарный запас, учиться грамотно писать, и др.)                                 Итак, чтобы составить рассказ, нам нужно стать художниками.                                    

Беседа о художнике и его картине.

Сергей  Андреевич Тутунов -  живописец, (создающий изображения с помощью красок)

Родился в 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе.

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова.

 В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве. Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

 

 Интеллектуальная разминка.

Все художники разбираются в картинах. А нам в этом поможет мультфильм «Пластилиновая ворона» и узнаем  основные жанры картин. (О мультфильме)

     Игра: « Пейзаж, натюрморт или портрет?»
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)

 

Работа над репродукцией картины: 

«Зима пришла. Детство» пейзаж зимний, сельский (по месту изображения).                                                                                                                   

     

Собирание рабочих материалов. Чтобы рассказать о картине, нужно проанализировать все части и детали картины,  подобрать к ним слова, выражения, как это делают писатели, или собрать рабочий материал для дальнейшей работы.

 Итак, мы свами теперь писатели.

                                                  

                                                       Рабочий материал (опорные слова)

Что изображено

Признаки и действия

Мальчик

маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег;                                      наконец-то пришла долгожданная  и всеми любимая зима

 

Время суток, двор

ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок

Зима

волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега

 

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное,

 

Рабочий материал необходим  каждому.(раздать)

 

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова! (вращение головой в стороны.)

Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (наклоны туловища )
А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем:

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (дети
садятся за парты)

 

 Составление плана.

- Чтобы получился рассказ по картине, вспомним, из каких частей состоит текст? (тема текста, начало; основная часть; концовка). (на доске плакат)

-Даём название к каждой части, составляем  план .

 

1. Тема текста, начало (автор, название картины).

2.  Основная часть (опишем героя и природу.)

3. Концовка (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

                   ПЛАН.    (учитель записывает подходящие названия)

1. Художник и  картина.

2. Мальчик у окна.

    Зима.

3. Настроение.

 

- При составлении рассказа не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему. При записи я диктую, один работает у доски, а остальные пишут под диктовку.

Запись рассказа по картине с опорой на план.

(Наводящие вопросы)

Что изображено на картине?

Что он делает?

Чему удивлен он?

Как изменил снег вид из окна?

Что мы видим на ветках деревьев и заборе?

О чем подумал мальчик?

Твоё отношение к картине

                 

                        С.А. Тутунов  «Зима пришла. Детство»

         

         На картине  маленький мальчик.  Он проснулся и подошёл к окну. На улице выпал первый снег. Пушистый снежок укрыл  землю, крыши домов и ветки деревьев, словно белый пуховый платок.      

         Наконец-то пришла чудесная  и  любимая зима!    (29 сл. )

 

Ну, вот, какой красивый рассказ получился! И хочу добавить, что музыка, картины, мультипликационные фильмы и художественные произведения - это всё виды искусства. Найдите в словаре слово искусство и запомните его правописание.

Проверьте ошибки, исправьте.

 

Итог урока.

В листах самооценки подытожьте работу. Оценки, кто работал на 5, на 4? Кому нужно более усердно поработать?

 Домашнее задание

Провести работу над ошибками, и выполнить задания на с.111 «Проверь себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что изображено

Признаки и действия

Мальчик

маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег;                                      наконец-то пришла долгожданная  и всеми любимая зима

 

Время суток, двор

ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок

Зима

волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега

 

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное,

 

Что изображено

Признаки и действия

Мальчик

маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег;                                      наконец-то пришла долгожданная  и всеми любимая зима

 

Время суток, двор

ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок

Зима

волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега

 

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное,

 

Что изображено

Признаки и действия

Мальчик

маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег;                                      наконец-то пришла долгожданная  и всеми любимая зима

 

Время суток, двор

ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок

Зима

волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега

 

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное,

 

Вступление

нами С.А. Тутунова « Зима пришла. Детство.» картина перед

 

Основная часть

Что изображено на картине?

видим,  маленький, картина, на , мы , мальчик

Что он делает?

стоит,  у окна, смотрит,   удивлённо

В чём одет? Почему?

рубашка,  проснулся,  ночная,  подошёл, к окну

Чему удивлен он?

снег, выпал, первый,

Что мальчик видел вчера во дворе?

вчера, двор, невзрачно, ещё, темно-чёрного

Как изменил снег вид из окна?

похож на, двор, сегодня, платок, белоснежный, пуховый, этот же

С чем можно сравнить землю, покрытую снегом?

земля, бумага,  лист, белая,  чистая, стала

 

 

Заключение

Твоё отношение к картине

понравилась, картина, мне

художник, показал, зимней, красоту, природы

 

 

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Развитие речи. Составление рассказа по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2019