Урок 58
Развитие речи. Составление рассказа по картине
Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
ü Познавательные
познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;
ü Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
ü Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;
ü Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
ü Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея), портрет художника; по 3-4 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой. -Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок
Проверка домашней работы. У нас урок русского языка. Что было задано на дом? (с.111 №176) Прочитайте.
Введение в тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (о первом снеге, о зиме). Назовите зимние месяцы.
-Зимние месяцы не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. Зимнее настроение нам создаст звучание пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима. Декабрь»
Минутка чистописания: запишите число, пропишем красиво букву Зз Зима, -Найдите однокоренные слова. (зимушка, зимний) -Поставьте ударение. -Найдите проверочные слова, проверяемое слово? - Первое слово поделите на слоги, второе - для переноса, третье - сколько букв, сколько звуков.
Сообщение темы урока. На с.111 найдите упр №177, прочитайте. –Откройте и рассмотрите картины в картинной галерее учебника. Найдите картины о зиме. (с. 80) (С.А. Тутунов. «Зима пришла. Детство»)
-Что мы будем делать на уроке? (Составим рассказ по картине и запишем его; будем развивать речь, обогащать словарный запас, учиться грамотно писать, и др.) Итак, чтобы составить рассказ, нам нужно стать художниками.
Беседа о художнике и его картине.
Сергей Андреевич Тутунов - живописец, (создающий изображения с помощью красок)
Родился в 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе.
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова.
В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве. Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.
Интеллектуальная разминка.
Все художники разбираются в картинах. А нам в этом поможет мультфильм «Пластилиновая ворона» и узнаем основные жанры картин. (О мультфильме)
Игра: « Пейзаж,
натюрморт или портрет?»
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого
жанра. Дети определяют.)
Работа над репродукцией картины:
«Зима пришла. Детство» пейзаж зимний, сельский (по месту изображения).
Собирание рабочих материалов. Чтобы рассказать о картине, нужно проанализировать все части и детали картины, подобрать к ним слова, выражения, как это делают писатели, или собрать рабочий материал для дальнейшей работы.
Итак, мы свами теперь писатели.
Рабочий материал (опорные слова)
Что изображено |
Признаки и действия |
Мальчик |
маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная и всеми любимая зима
|
Время суток, двор |
ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок |
Зима |
волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега
|
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное, |
Рабочий материал необходим каждому.(раздать)
Физкультминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (повороты
туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова! (вращение
головой в стороны.)
Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (наклоны туловища )
А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем:
Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (потягивания
вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (дети садятся за парты)
Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, вспомним, из каких частей состоит текст? (тема текста, начало; основная часть; концовка). (на доске плакат)
-Даём название к каждой части, составляем план .
1. Тема текста, начало (автор, название картины).
2. Основная часть (опишем героя и природу.)
3. Концовка (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН. (учитель записывает подходящие названия)
1. Художник и картина.
2. Мальчик у окна.
Зима.
3. Настроение.
- При составлении рассказа не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему. При записи я диктую, один работает у доски, а остальные пишут под диктовку.
Запись рассказа по картине с опорой на план.
(Наводящие вопросы)
Что изображено на картине?
Что он делает?
Чему удивлен он?
Как изменил снег вид из окна?
Что мы видим на ветках деревьев и заборе?
О чем подумал мальчик?
Твоё отношение к картине
С.А. Тутунов «Зима пришла. Детство»
На картине маленький мальчик. Он проснулся и подошёл к окну. На улице выпал первый снег. Пушистый снежок укрыл землю, крыши домов и ветки деревьев, словно белый пуховый платок.
Наконец-то пришла чудесная и любимая зима! (29 сл. )
Ну, вот, какой красивый рассказ получился! И хочу добавить, что музыка, картины, мультипликационные фильмы и художественные произведения - это всё виды искусства. Найдите в словаре слово искусство и запомните его правописание.
Проверьте ошибки, исправьте.
Итог урока.
В листах самооценки подытожьте работу. Оценки, кто работал на 5, на 4? Кому нужно более усердно поработать?
Домашнее задание
Провести работу над ошибками, и выполнить задания на с.111 «Проверь себя»
Что изображено |
Признаки и действия |
Мальчик |
маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная и всеми любимая зима
|
Время суток, двор |
ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок |
Зима |
волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега
|
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное, |
Что изображено |
Признаки и действия |
Мальчик |
маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная и всеми любимая зима
|
Время суток, двор |
ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок |
Зима |
волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега
|
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное, |
Что изображено |
Признаки и действия |
Мальчик |
маленький, проснулся, подошёл к окну, увидел снег; наконец-то пришла долгожданная и всеми любимая зима
|
Время суток, двор |
ранним утром, двор стал похож на белоснежный пуховый платок |
Зима |
волшебная, праздничная; зима самое красивое и загадочное время года |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
тонкие раскидистые веточки, лежат белые шапки снега
|
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное, |
Вступление |
нами С.А. Тутунова « Зима пришла. Детство.» картина перед
|
Основная часть |
Что изображено на картине? видим, маленький, картина, на , мы , мальчик Что он делает? стоит, у окна, смотрит, удивлённо В чём одет? Почему? рубашка, проснулся, ночная, подошёл, к окну Чему удивлен он? снег, выпал, первый, Что мальчик видел вчера во дворе? вчера, двор, невзрачно, ещё, темно-чёрного Как изменил снег вид из окна? похож на, двор, сегодня, платок, белоснежный, пуховый, этот же С чем можно сравнить землю, покрытую снегом? земля, бумага, лист, белая, чистая, стала
|
Заключение |
Твоё отношение к картине понравилась, картина, мне художник, показал, зимней, красоту, природы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.