"Развитие речи учащихся на уроках русского языка, через словарную работу, в начальной школе

  • docx
  • 04.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе.docx

Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе

Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.

В своей практике я использую методику П. С. Тоцкого, описанную в учебнике «Орфография без правил», где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Предлагаю несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.

    Самостоятельное чтение слова ребенком.

    Прочтение слова учителем «орфографически».

    Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).

    Орфографическая работа над словом:

        постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,

        звукобуквенный анализ слова,

        деление слова на слоги и на слоги для переноса.

    Заучивание правописания данного слова:

        подбор однокоренных слов,

        составление словосочетания, предложения с этим словом,

        подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

    Запись слова в орфографический словарик.

    Составление рассказа из блока словарных слов

    Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

    Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

    Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

        по родам;

        по числам;

        по склонениям;

        с непроверяемой и проверяемой гласной;

        одушевленные или неодушевленные предметы;

        по тематике;

        по частям речи.

    Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).

    Придумывание словосочетаний со словарными словами

    Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

        Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)

    Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

    Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).

    Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква).

    Письмо по памяти.

    Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».

    Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

    Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).

Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.

Например:

    Прочитайте словарные слова «по цепочке».

    Прочитайте словарь хором.

    Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.

    Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

    Назовите соседей слова….

    Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости. у младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.

Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.

Загадки

    В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)

    Если ты его отточишь-нарисуешь всё, что хочешь!

    Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)

    То я в клетку, то в линейку.

    Написать по ним сумей-ка!

    Можешь и нарисовать…

    Что такое я? (Тетрадь)

    До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!

    Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Рюкзак)

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (Сорока)

Загадки на сообразительность.

    Какая птица из яйца родится, а яйца не несёт? (Петух)

    Какая птица из сорока букв? (Сорока)

    Что в начале года весит 200граммов, а в конце—30граммов? (Календарь)

Игра «Угадай слово»

    Что за скрип, что за хруст?

    Это что ещё за куст?

    Как же быть без хруста.

    Если я – … (капуста)

    Кто альбом раскрасил наш?

    Ну, конечно, … (карандаш)

    Чик-чирик!

    К зёрнышку прыг.

    Клюй, не робей!

    Кто же это? ... (воробей)

     Все знакомы с нами:

    Яркие, как пламя,

    Мы однофамильцы

    С мелкими гвоздями.

    Полюбуйся дикими

    Алыми… (гвоздиками)

Игра - подсказка

_ а _ а _ _ а _ (карандаш)

_ а _ _ _ _ (пальто)

_ о_ о _ о (молоко)

_ о_ _о_ _ _ _ (космонавт)

Фразеологизмы.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Этимологический анализ

Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.

Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».

Слова: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Во всех этих словах присутствует приставка де-.

Таким образом, система работы над словарными словами способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости, формированию умения замечать новые слова и объяснять их значение или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность;  во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, что способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.