Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара
с углублённым изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО
Протокол № ____ от _____ мая 2019 г.
Руководитель МО __________________
|
Директор ГБОУ НАО «СШ №4 г.Нарьян-Мара» _________________/В.В.Кременская
Приказ № _______ от ______ мая 2019 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по риторике «Волшебная сила слов»
(духовно-нравственного направления)
2класс
Программа разработана на основе методических материалов
Л.Ф.Климановой, Т.Ю.Коти
Возраст детей, на которых программа рассчитана – 8 – 9 лет
Срок реализации программы – 1 год
Рабочую программу составил(а) __________________(А.Г.Безверхова)
Рабочая программа по риторике
«Волшебная сила слов»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Перспектива» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти: «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи, 2 класс.
Пояснительная записка
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Программа «Волшебная сила слов» - духовно-нравственного направления.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся, их родителей и общества. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьёй, развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Цель данной программы – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Цель внеурочной деятельности:
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
Ø создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
Ø обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
Ø формировать общую культуру обучающихся;
Ø воспитать у обучающихся гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье.
Ø Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно- методическую и материально- техническую базу, информационные ресурсы , собственный методический потенциал.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Содержание курса риторики «Волшебная сила слов» предполагает решение следующих задач:
1.Обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся.
2.Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
3.Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
4.Развитие у детей эмоциональной выразительности речи.
5.Расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти.
6.Целенаправленная работа над становлением у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с книгой, потребности и привычки обращаться к лингвистическим словарям и справочникам.
7. Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
8. Формирование духовно – нравственной личности.
Курс включает в себя следующие разделы:
1. «Волшебные» слова и добрые дела.
2. Умные договариваются, а глупые ссорятся.
3. Что такое хорошо и что такое плохо.
4. Как следует себя вести, чтоб никого не подвести.
Особенности программы.
Главное назначение данного курса - формирование навыков общения, культуры речи и поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Формы организации учебного процесса и место проведения занятий.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, в парах, самостоятельно, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся один раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, в актовом зале на сцене (20 % внеаудиторных занятий). Занятия могут проходить в игровых формах: викторины, театральные постановки, составление и решение ребусов, кроссвордов, загадок. Дети выполняют творческие индивидуальные задания: составление и написание рассказов, стихов, сказок, выполнение проекта.
Методы и технологии.
Методы и технологии проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, работа в группах, парах, наблюдение, инсценировка, уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно – коммуникационные технологии, проектная деятельность, здоровье сберегающие технологии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Результаты обучения во 2 классе
Личностными результатами
изучения курса «Риторика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 2-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение орфографической грамотности учащихся.
2.Эффективное использование полученных знаний на уроках русского языка и других уроках.
3.Соблюдение норм и правил речевой культуры и речевого поведения.
Программа рассчитана на 68 часов (два раза в неделю) во 2 классе.
Продолжительность занятий: 2 – 4 классы – 40 минут.
Календарно-тематическое планирование 2 класс (68часов)
Дата |
№ |
Тема |
Содержание занятий |
||||
план |
факт |
||||||
|
«Волшебные» слова и добрые дела. |
||||||
05.09 |
05.09 |
1 |
О вежливых словах и их применении. |
Обсуждение и разыгрывание ситуаций, в которых можно использовать «волшебные» слова. Чтение стихотворений. Подбор слов по смыслу и рифме. |
|||
14.09 21.09 |
14.09 21.09
|
2 |
Что значит быть воспитанным? Г. Остер «Зарядка для хвоста» |
Чтение и обсуждение отрывка из сказки. Выполнение творческих заданий: закончи предложение, закончи сказку, собери пословицы. |
|||
27.09 28.09 |
|
3-4 |
Почему о человеке судят не по словам, а по делам? А.Кумма, С. Рунге «Обещалкин», В.Осеева «Сыновья» |
Работа со стихотворными текстами. Чтение и обсуждение поступков героев рассказов. Объяснение пословиц. |
|||
05.10 |
|
5 |
Советы – конфеты. Инсценировка. |
Обобщение, выводы по теме. Проигрывание и обсуждение ситуаций. |
|||
|
|||||||
12.10 |
|
6 |
Я и мои друзья . Б. Заходер «Мы – друзья» |
Учимся заполнять анкету. Составление рассказа о своем друге. Обсуждение стихотворения, ответы на вопросы. Работа с пословицами. |
|||
19.10 |
|
7 |
Основное правило дружбы. «Наташа и Барбосик» В. Берестов. |
Чтение рассказа и обсуждение поведения героев. Формулирование и запись правил дружбы. |
|||
26.10 |
|
8 |
Диалог с другом. Инсценировка. Т. Коти «Мирилка» |
Учимся строить диалог с другом при примирении. Выбор подходящих по смыслу слов. Игра «собери пословицы». |
|||
09.11 |
|
9 |
Что мешает и что помогает дружбе. «Вырванный лист» В. Осеева. |
Чтение и обсуждение случая, описанного в рассказе. Работа по вопросам. Работа с пословицами. |
|||
16.11 |
|
10 |
Что означает слово эгоист. «День рождения» С. Могилевская |
Чтение и обсуждение. Работа с толковым словарем. Сочинение продолжения рассказа. Запись текста. |
|||
23.11 30.11 |
|
11-12 |
«Настоящий друг» М. Пляцковский Загадки о дружбе. |
Составление с другом и запись правила дружбы. Игра «Доскажи словечко». Разучивание песни. |
|||
07.12 |
|
13 |
Советы – конфеты. Библиотечный урок. |
Обобщение. Посещение школьной библиотеки. Литературная викторина. |
|||
|
|||||||
14.12 |
|
14 |
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский |
Чтение и инсценировка стихотворения. Рассматривание и объяснение ситуаций, изображенных на рисунках. |
|||
21.12 28.12 |
|
15-16 |
«Хорошее», «Плохо» В. Осеева |
Чтение рассказов и сравнение их героев. Объяснение пословиц. Составление вопросов по содержанию рассказа. |
|||
11.01 |
|
17 |
Бескорыстие. «Капустный лист» Е. Бехлерова. |
Работа с толковым словарем. Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление словесного портрета. Составление и запись рассказа по картинкам о бескорыстном поступке. |
|||
18.01 25.01 |
|
18-19 |
Что такое добрый поступок? «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носов. |
Чтение и обсуждения отрывка. Составление рассказов по рисунку. Размышления над поступками ребят. Инсценировка ситуаций с хорошими и плохими поступками. |
|||
01.02 |
|
20 |
Значения слов. «Ядовитый океан» Т.Коти |
Работа с толковым словарем. Составление предложений. |
|||
08.02 |
|
21 |
Обсуждение поступков героев рассказа Ю. Ермолаева «Спор». |
Чтение по ролям. Обсуждение поступков героев рассказа. Определение главной мысли. |
|||
15.02 |
|
22 |
Почему порой так трудно говорить правду? «Лампа» Т. Коти |
Чтение и обсуждение рассказа. |
|||
22.02 |
|
23 |
Ложь и обман. «Почему не нужно обманывать?» Д. Родари. |
Чтение с обсуждением. Составление предложений. Игра «собери пословицы». |
|||
29.02 |
|
24 |
Советы - конфеты. Инсценировка. |
Обобщение. Выводы. Инсценировка ситуаций. |
|||
07.03 |
|
25 |
Литературная викторина. |
Игровая программа |
|||
|
|||||||
14.03 |
|
26 |
Как люди должны относиться друг к другу? |
Построение диалога. Высказывание своего мнения о ситуации, построение предложений. |
|||
21.03 04.04 |
|
27-28 |
Кого можно назвать другом? «Лучший друг» Ю. Ермолаев, Д. Михайлов «Миша и Петя» |
Чтение рассказов . Обсуждение главной мысли. Составление и запись диалога. |
|||
11.04 |
|
29 |
Правила поведения на перемене, в столовой. «Как поступить?» Т. Коти |
Чтение и обсуждение. Выработка правил поведения. Дописывание предложений. |
|||
18.04 |
|
30 |
Правила поведения в общественных местах. |
Работа с презентацией (ИКТ) «Где и как нужно себя вести?». Обсуждение ситуаций. Игра «Закончи предложение» - правила поведения. |
|||
25.04 |
|
31 |
Библиотечный урок. Правила поведения в библиотеке. |
Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Посещение городской библиотеки. |
|||
02.05 |
|
32 |
Весёлые игры на перемене. Советы – конфеты. |
Делимся на группы. Каждая группа организует коллективную игру. Подведение итогов, обсуждение, самооценка. |
|||
09.05 16.05 |
|
33-34 |
Проект – моя первая книга «Правила дружбы». |
Работа над созданием собственной книги «Правила дружбы». Консультация. Презентация своей книги. |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Резерв – 1 ч
Дидактическое и техническое оснащение
Для осуществления образовательного процесса по риторике
«Волшебная сила слов» необходимы следующие принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор, рабочая тетрадь «Волшебная сила слов».
Планирование составлено по пособию для учащихся общеобразовательных учреждений «Волшебная сила слова» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти), рекомендованному РАН, РАО. Издательство «Просвещение», Москва, 2019г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.