Развитие самосознания и формирование «Я-концепции» у подростков с ОВЗ
Оценка 5

Развитие самосознания и формирование «Я-концепции» у подростков с ОВЗ

Оценка 5
docx
07.06.2020
Развитие самосознания и формирование «Я-концепции» у подростков с ОВЗ
Документ Microsoft Office Word.docx

Развитие самосознания и формирование «Я-концепции» у подростков с овз.

Подростковый возраст - это второй критический период в психическом развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. Поскольку подростковый возраст характеризуется заметными генотипическими изменениями, то многие исследователи считают его исходным моментом развития самосознания.

Подростковый кризис сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. Если содержание стремления ребенка к самостоятельности в раннем детстве состоит в том, чтобы доказать, что он может сделать сам, как взрослый, повторить действие взрослого, то есть самостоятельно утвердиться здесь в сфере осуществления каких-либо практических действий.

У подростка стремление к самостоятельности выражается в появлении осознания своей причастности к взрослым, в том, что он начинает считать самого себя взрослым. А поскольку отношение взрослого не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми доступными ему средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые проявления в поведении, в отдельных поступках. Отсюда и негативизм, упрямство, замкнутость, неподчинение воли взрослого, то есть все черты, для появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва. Острота или смягченность этого критического момента в жизни взрослеющего ребенка, результаты его во многом зависит от характера взаимоотношений подростка со взрослыми.

Физический недостаток, болезнь оказывают существенную роль в развитии личности.

Если подросток имеет видимые физические недостатки, чувство неполноценности будет усиливаться, поскольку внешний вид его существенно влияет на самоотношение. Подростковый возраст сам по себе является переходным, критическим, так как вносит определенный разлад в физическом и психическом развитии, и может вызывать различные нервно-психические отклонения.

Так, даже у здоровых подростков нередко наблюдаются колебания настроения, нарушение поведения, повышенная возбудимость, стремление к асоциальным формам поведения. При наличии каких-либо отклонений дисгармония подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию подрастающего человека в обществе. У подростков с ограниченными возможностями в это время возникают трудности в обучении из-за ухудшении внимания, памяти, потери интереса к учению. Более сложные переживания возникают в возрасте от 12 до 18 лет. Именно в этом возрасте подросток нередко впадает в депрессию, его мучают страхи, тревога за свое будущее. Характерными формами поведения в данном случае могут стать, либо уход в свои собственные переживания, замкнутость, либо вызывающая манера поведения.

Одна из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Изолированность от широкой общественной среды, недостаток контактов в связи с болезнью усугубляют чувство одиночества. Такое длительное вынужденное «одиночество» может привести к трем последствиям: к вторичной задержке психического развития вследствие невозможности накопления необходимого познавательного и сенсорного опыта; развитию черт тормозимости и аутизма; к ранней десоциализации.

Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормальными сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии. Постоянное взаимодействие только со взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со сверсниками.

Я-концепция подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих физический дефект, отмечается нарушениями когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов, что выражается в негативном самоотношении, обеднении круга общения, бездеятельности. Психическое развитие подростка при неблагоприятных условиях нарушается: меняется соотношение темпов и сроков развития как отдельных сфер психики, так и различных ее функций.

Способность к самооценке формируется у человека в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.

Как правило, подростки с ограниченными возможностями здоровья обладают заниженной самооценкой, что связано пониманием ими своего дефекта. Обычно, такие подростки считают себя «ненужными» для общества.

Следует отметить, что зачастую в семьях, где есть подросток с ограниченными возможностями здоровья, преобладает гиперопека, то есть воспитание, при котором подростку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Родители не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. Как следствие, этот ребенок становится зависимым от родителей, у него может сформироваться эгоцентризм, а также заниженная самооценка. Гипоопека приводит к невозможности реализовать свои способности, к чувству своей неполноценности, к дезадаптации в обществе. Также причиной заниженной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья, может быть ограниченность его социальных контактов.

К трудностям, вызывающим дискомфорт, подростков с ограниченными возможностями здоровья относят, кроме проблем общения, проблемы, связанные с ограничениями, вызванными инвалидностью: сложности с передвижением, речевые проблемы, сложности поиска путей самосовершенствования.

Подросток с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения. Отношения социума либо усложняет влияние дефекта на личность подростка, либо влияние компенсирует дефект, общение для него бывает затруднено.

Таким образом, отношения общества к аномальным детям и подросткам, и главным образом отношения их ближайшего окружения, имеют существенное значение.


 

Развитие самосознания и формирование «Я-концепции» у подростков с овз

Развитие самосознания и формирование «Я-концепции» у подростков с овз

Постоянное взаимодействие только со взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со сверсниками

Постоянное взаимодействие только со взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со сверсниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2020