Развитие самостоятельности детей 5-6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов
Оценка 4.6

Развитие самостоятельности детей 5-6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов

Оценка 4.6
docx
19.11.2021
Развитие самостоятельности детей 5-6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов
Развитие самостоятельности детей 5-6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов.docx

Кочурова Альфия Куттусовна

Воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко» Кировкая область Кильмезский район пгт Кильмезь

kochurova.alfya2018@mail.ru

 

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

Аннотация. Актуальность: проблема, связанная с развитием у детей 5-6 лет самостоятельности, и была, и остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике. Качества личности – это основа характера человека, поэтому их воспитанию необходимо уделять серьезное внимание. Необходимым в дальнейшем для деятельности ребенка важным качеством является самостоятельность.

Цель – выявить особенности построения педагогического процесса в целях развития у детей 5-6 лет самостоятельности в процессе проведения опытов и экспериментов.

Ведущие подходы: проблемное обучение дошкольников, методы по развитию познавательной активности, проектная деятельность.

Основные результаты: в статье произведен анализ процесса по развитию самостоятельности детей 5-6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов. Произведен анализ понятий «самостоятельность», «экспериментирование», «опыты». Выявлены особенности построения педагогического процесса в целях развития у детей 5-6 лет самостоятельности в процессе проведения опытов и экспериментов.

Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в возможности использовать выявленные особенности построения педагогического процесса на практике.

Ключевые слова: самостоятельность, опыт, экспериментирование, дети 5-6 лет, развитие.

 

Введение

Проблема, связанная с развитием у детей 5-6 лет самостоятельности, и была, и остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике. Качества личности – это основа характера человека, поэтому их воспитанию необходимо уделять серьезное внимание. Необходимым в дальнейшем для деятельности ребенка важным качеством является самостоятельность. Ряд исследований подтверждают целесообразность формирования у детей 5-6 лет самостоятельности. Также это обозначено в нормативных правовых документах. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) указывается необходимость побуждения детей к самостоятельности [1], ФГОС ДОО содержит основные положения формирования активной личности. Также в документе содержаться основные принципы дошкольного образования, формирования субъектности ребенка в качестве участника образовательных отношений и образования. социально

Особую значимость в развитии детской самостоятельности приобретает детское экспериментирование и опыты, используемые в качестве методов обучения при передаче новых знаний детям. Ребенок в этом процессе играет роль субъекта и выстраивает свою деятельность самостоятельно с проявлением активности. В качестве формы поисковой деятельности на практике в ДОУ детское экспериментирование используется недостаточно широко при том, что является важным средством для развития самостоятельности и творческой активности.  

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.

Развитие современных детей происходит в эпоху информационных технологий. Человеку в таких условиях необходимо уметь самому добывать нужные знания и оперировать ими, мыслить творчески и самостоятельно. Мы что бы дети были общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, умеющими решать возникающие вопросы и проблемы и ориентироваться в окружающей их обстановке. Превращение ребенка в самостоятельную личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического процесса.

Самостоятельность является качеством личности развивающимся постепенно, высокий уровень которого характеризуется наличием стремления к решению задач, умением постановки целей в деятельности, способностью удерживать фокус на конечной цели действия и организовывать действия в направлении её достижения; способностью самостоятельно совершать действия с разной сложностью, соотносить полученный от действий результат с желаемым.

По мнению А.А. Люблинской самостоятельность вдруг не появляется, ее необходимо развивать с самого раннего периода детства в процессе укрепления простейших привычек и навыков [10, с 66].

В качестве биологического качества человека рассматривались независимость и самостоятельность М. Монтессори. По ее мнению, они даны природой в целях формирования необходимых человеку умений, для овладения знаниями и реализации своих способностей. Все этапы и шаги в развитии ребенка – от умений сидеть, ползать, ходить и до формирования социально-коммуникативных умений – это этапы приобретения ребенком независимости от окружающих его взрослых [11, с. 14].

Как считает Е.О. Смирнова, самостоятельностью является не только умение выполнять без посторонней помощи какие-либо действия, но и способность выходить за пределы своих возможностей, ставить перед собой более высокие цели и достигать их. Самостоятельность – это свобода действий и поступков ограниченных рамками общепринятых норм. Для ребенка важна оценка совершаемых им действий значимыми для него взрослыми, в первую очередь родителями [2, с. 51].

В работах Н.Д. Левитова самостоятельность личности трактуется как уверенность в своих силах, настойчивость, творческий подход к делу, инициативность [19, с. 67]. В исследованиях Т.А. Колесниковой и Л.М. Пугачевой самостоятельность мышления изучалась как ядро самостоятельности личности [10]. Самостоятельность личности рассматривается А.И. Савенковым в связи с решением проблемы активности, понимается как свойство, формируется и проявляется в деятельности [2, с. 93].

Следует согласиться со взглядами Ю.А. Кузнецовой [7], О.В. Киреевой [11, с. 12], Н.В. Яцыной [13], считающими, что самостоятельность является сложным личностным качеством, оказывающим влияние на отношение к себе, другим людям и выражающимся в характере человека. По мнению ученых самостоятельная личность умеет легко адаптироваться к новым ситуациям, различным обстоятельствам и определять свою нишу в обществе.  

Педагоги и психологи большое внимание уделяют развитию самостоятельности в дошкольном возрасте и в частности, в процессе подготовки к обучению в школе. По результатам исследований, самостоятельные дети проявляют большую активность и инициативность, берут на себя ответственность за решение задач [13; 15; 13]. При выполнении детских видов деятельности самостоятельный ребенок принимает активное участие в игровой и познавательной деятельности.

В проявлении детьми самостоятельности по результатам исследований существуют некоторые особенности в показателях. Например, проявление инициативы, выполнение ребенком задания без помощи взрослого в знакомой для него обстановке можно отнести к проявлению самостоятельности [11;20]. Способность ребенка поставить перед собой цель, продумать план действий, и добиться результата придерживаясь плана также можно отнести к проявлению самостоятельности [21]. При выполнении совместной с другими детьми или педагогом работы необходимо отмечать у ребенка уровень самоконтроля в выполнении им действий, стремления к качественному результату [25].

Наиболее целесообразно в процессе развития у детей навыков самостоятельности формировать также мотивацию выполнения познавательных заданий, повторного выполнения вида деятельности, в котором ребенок испытал неудачу в целях достижения в ней успеха. Для воспитания самостоятельного ребенка необходимо погружение его в атмосферу, в которой требуется решать проблемные задачи, нужна критичность мышления и логические размышления, а также совершенствующую двигательные, речевые, изобразительные и другие умения и навыки посредством выполнения разных упражнений [26; 27; 28].

Таким образом, по результатам анализа литературы выявлено, что самостоятельность является психолого-педагогическим феноменом, изучаемым разными науками. Однако в настоящий момент отсутствует единое определение понятия «самостоятельность», но общепринятым является определение самостоятельности в качестве сущностной характеристики личности, проявляющейся во взаимосвязи с другими личностными свойствами: волей, произвольностью, целеустремленностью.

Методологическая база исследования представлена работами по проблемному обучению (Н.Ю. Мандрыгина, Л.Ю. Шанина), развитию познавательной активности дошкольников (А.А. Люблинская, О.В. Киреева), экологическому образованию дошкольников (О.С. Концова), интуитивному экспериментированию детей, развитию научного мышления (N.R. Bramley, E. Lapidow, C.M. Walker, L. Schauble, R. Glaser).

Основная часть

В педагогической практике существует целый комплекс инновационных методов и средств по развитию самостоятельности, одним из важнейших является детское экспериментирование и опыты.

По мнению Е.О. Смирновой, детское экспериментирование является типом мышления, соединения наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, и направленное на выявление связей и свойств, скрытых от наблюдения. Л.В. Рыжова рассматривает экспериментирование как вид исследовательского поведения [17, с. 128], а О.Б. Чехонина – как тип исследования дошкольника [22].

Экспериментирование позволяет активно проводить поиски решения задач, выдвигать предположения, реализовывать выдвинутую гипотезу в действии и выстраивать доступные выводы. Экспериментирование способствует развитию самостоятельности, умения ставить цели, способности преобразования явлений и предметов при достижении конкретного результата. Также в экспериментировании развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями [21, c 69].

 Следует отметить, что понятия «опыт» и «эксперимент» не являются тождественно равными по смыслу, хотя словарь синонимов наделяет эти слова одинаковой смысловой нагрузкой. К примеру, несколько синонимов к слову «эксперимент» - «эмпиризм», «экспериментатор», «ставить эксперименты», «проба», «опытным путем», «ставить опыты».

Так, понятие «эксперимент» в психологическом словаре Р.С. Немова [13, с. 242] обозначается в качестве основного метода исследования в современных науках, позволяющего выявлять причинно-следственные зависимости, существующие в исследуемых явлениях. Для наилучшего изучения явления в процессе эксперимента необходимая ситуация создается искусственным образом либо используется стихийно сложившаяся.

Эксперимент рассматривается учеными многозначно, являясь и способом познания действительности, основанный непосредственном практическом освоении, и методом обучения, и средством с точки зрения принятия деятельности за опыт, используемый для решения задач.

В свою очередь, понятие «опыт» так же имеет несколько трактовок. Опыт является источником информации и о жизни субъекта и о внешней объективной действительности [20].

Таким образом, и опыт и эксперимент могут выступать как разновидности познавательной деятельности (разные формы ее организации субъектом), как активные методы обучения, с помощью которых обеспечивается субъектная позиция ребенка в познании; как педагогические средства, с помощью которых могут решаться разнообразные образовательные задачи.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступает активным субъектом. Экспериментирование – ценный инструмент познания окружающего мира и шанс на опережающее развитие их способностей. Познание, в свою очередь, творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия [29]. Степень разнообразности поисковой деятельности влияет на объем информации получаемой ребенком, что оказывает влияние на скорость и полноценность его развития. Когда ребенок выполняет сам действия и сам видит и слышит – усвоение происходит более прочно.

Экспериментальная деятельность воспитанников – естественное состояние дошкольников, они настроены на познание окружающего мира. Экспериментирование позволяет детям получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Исследовательская деятельность часто возникает спонтанно, сиюминутно, дает возможность убедиться в верности или ошибочности своих предположений.

В работе с помощью поставленной проблемы и наводящих вопросов необходимо подводить воспитанников к самостоятельному решению проблемы, её пониманию и открытию нового. Например, на занятии «Свет вокруг нас» дети узнают о происхождении света. На занятии «Волшебные лучи» проводится серия опытов, где ребята узнают, что освещённость зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот [3; 11].

Занятия-практикумы позволяют в процессе работы с различными материалами самостоятельно усваивать новую информацию [2]. Например: сравнивая перья лесных птиц и перо домашней курицы, мы выясняем, почему лесных птиц трудно заметить в лесу, почему в соленой воде предметы держатся на поверхности воды, а в пресной тонут. С помощью экспериментов с почвой и водой узнаем, что скорость впитывания воды зависит от состава почвы: глинистые почвы плохо пропускают воду (вот почему мы видим лужи), через песок вода просачивается быстро.

На интегрированных занятиях дети имеют возможность самостоятельно получить максимум представлений об изучаемом предмете. Например: изучая свойства и качество бумаги, узнаем, что салфетка хорошо впитывает влагу, но для рисования лучше подходит альбомный лист, офисная бумага быстро размокает, из картона невозможно сделать снежинку, но склеенный кораблик держится на воде дольше, чем такой же, но из тетрадного листа.

В основе работы по развитию самостоятельности детей 5-6 лет лежат различные развивающие ситуации. Предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: «Утонет ли резиновый мяч?», «Испеките пирожки из сухого песка». Часть проблем возникает спонтанно по инициативе детей, педагог лишь подхватывает их и вкладывает развивающее содержание: «Как достать ключ из стакана с водой, не замочив рук?», «Как сделать воду чистой?».

Используем этап «затруднение в ситуации», который моделируется в рамках выбранного сюжета. Дети привыкают что не стоит бояться неудач и затруднений, и правильнее при затруднениях найти причину и устранить.  Система вопросов «Кому помогли?», «Чем занимались?», «Где были?» и др. направлена на осмысление детьми деятельности и фиксацию достижений.

Необходимо стараться, чтобы тема исследования максимально нашла своё продолжение в группе, в самостоятельной экспериментальной деятельности.

К примеру, в центре «Песок-вода» детей знакомят с разными природными материалами: водой, песком, шишками, ракушками, орехами, желудями, различными крупами и т.п, с которыми они выполняют различные действия. Опуская пластмассовые, резиновые, металлические или деревянные предметы в воду, дети обращают внимание на их растворяемость, смачиваемость, плавучесть.

Со детьми 5-6 лет необходимо изучать следующие темы: «Вода источник жизни», «Вода вокруг нас. Какая она?», «Путешествие капельки», «Это чудо вода», «Кто стучит крышкой чайника?», «На что вода жалуется?» и т.д. Ребята узнали свойства воды, научились очищать её при помощи различных фильтров, осознали необходимость бережного отношения к воде [23].

На занятиях «Что растет в воде?», «Сколько воды нужно человеку?», «Вода – чья это стихия?» ребята самостоятельно знакомятся с флорой и фауной рек и озер, с отличительными чертами водных обитателей (строением тела, плавниками, глазами, носами, хвостами, лапами), узнают об опасности загрязнения водоёмов. Путешествие с капелькой помогает познакомиться с понятием «круговорот воды в природе», узнать движение воды, понять, что пар – это тоже вода, и сделать вывод: вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое. Работа над этой темой в рамках проектов «Водоём» и «Вода» дает возможность воспитанникам узнать, что такое твердое тело, жидкость, газ, пар; определить различные состояния предметов.

Возможность наблюдать и экспериментировать дает сама природа. В зимний период года дети любят приносить снег в группу и видеть, как он тает на глазах, превращаясь в грязную воду, затем оставить часть снега у батареи, а часть на полке и проверить, где снег быстрее растает. А потом снова взять его на улицу и увидеть, как он опять превращается в лёд [23].

Особенно интересными являются наблюдения и опыты проводимые весной при пробуждении природы. Отмечаются все изменения, происходящие с солнцем, снегом, птицами, деревьями, насекомыми, животными.  

Возможность самостоятельно экспериментировать позволяет ребенку пробовать различные способы действий, устраняя страх ошибок и скованность с детского мышления.

Использование детского экспериментирования позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания, предусматривающий наряду с подачей готовых знаний и знания, усваиваемые детьми в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Детское экспериментирование обладает огромным развивающим потенциалом, поэтому в своей работе в целях развития самостоятельности детей мы используем метод экспериментирования. Для поддержки интереса к экспериментальной деятельности создаются центры для самостоятельного экспериментирования.

 

Заключение

Особую значимость для становления самостоятельности носит вид мыслительной деятельности – детское экспериментирование, отличительной особенностью которого является ориентирование на получение новых знаний, что выступает мотивом для деятельности. При развитии поисковой деятельности у детей проходит страх совершения ошибок, что способствует развитию смелости мышления.

Детское экспериментирование обладает огромным развивающим потенциалом. Основным достоинством детского экспериментирования являются получаемые детьми реальные представления о разных сторонах изучаемого предмета, о взаимоотношениях изучаемого предмета с окружающей средой и другими объектами, и предметами. В процессе эксперимента происходит активизация мыслительных процессов ребенка и обогащается его память. В процессе экспериментирования используются активный поиск решения задачи, выдвижение предположений, реализация выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

 

Ссылки на источники

 

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. – Москва – С. 3-17.

2.         Буянова Е.А. Развивающая предметнопространственная среда современных образовательных учреждений для развития детского экспериментирования // Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – 2019. – С. 189-193.

3.         Гаджиалиева М.Р. Особенности организации детского экспериментирования в детском саду // Технологии образования. – 2019. – № 2 (4). – С. 47-49.

4.         Кравцова О.М., Пискунова Ю.А. Использование детского экспериментирования как метода умственного развития детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2019. – Т. 13. – № 9. – С. 83-88.

5.         Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. …канд. пед. наук. – СПб., 2018. – 24 с.

6.         Колесникова Т.А., Пугачева Л.М. К вопросу о детской инициативе и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников // Проблемы научной мысли. – 2017. – Т. 8. – № 1. – С. 24-27.

7.         Концова О.С. Детское экспериментирование в экологическом образовании дошкольников // Творчество в профессиональной деятельности педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. – 2019. – С. 169-172.

8.         Кузнецова Ю.А. Детское экспериментирование как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 101-103.

9.         Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2000. – 478 с.

10.      Люблинская А.А. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. – 2012. – №2. – С. 66-72.

11.      Мали Н.А., Куприенко М.К. Использование детского экспериментирования как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Материалы XV Международной научнопрактической конференции. Посвящается 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского. под общ. ред. М. А. Родионова. – 2019. – С. 338-340.

12.      Мандрыгина Н.Ю., Шанина Л.Ю. Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 246-247.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.: Издат. Дом «Карапуз», 2000. – 272 с.

13.      Немов Р.С.  Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 559 с.

14.      Пантелеева Н.Г. Экспериментирование дошкольников как метод развития образовательной практики детского сада // Инновационные научные исследования в современном мире: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 135-140.

15.      Поддьяков А.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности: автореф. дис. …канд. пед. наук / Н.Н. Поддъяков. – М., 2019. – 24 с.

16.      Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: Аркти, 2018. – 64 с.

17.      Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

18.      Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.

19.      Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Академия, 2002. - 369 с.

20.      Стенякова Н.Е., Груздова О.Г. Детское экспериментирование как метод умственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 4. – С. 130-131.

21.      Тугушева Г.П., А.Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство–Пресс, 2016. – 128 с.

22.      Чехонина О.Б. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С. 13.

23.      Яцына Н.В. Психолого-педагогические условия организации детского экспериментирования // Вестник научных конференций. – 2020. – № 2-1 (54). – С. 123-124.

24.      Lapidow E., Walker C.M. Informative experimentation in intuitive science: Children select and learn from their own causal interventions // Cognition. – 2020. – Vol. 201.

25.      Schauble L., Glaser R. Scientific thinking in children and adults. In Developmental perspectives in teaching and learning thinking skills. Basel: Karger. – 1990. - Vol. 21. - Pp. 9-27.

26.      Spector M. Cognition and learning in the digital age: Promising research and practice. Paper presented at the International conference “Cognition and exploratory learning in digital age”. - Porto, Portugal. - 2005. - December 14-16.

27.      Strand-Cary M., Klahr, D. Developing elementary science skills: Instructional effectiveness and path independence. Cognitive Development. – 2008. - Vol 23. - Pp 488-511.

28.      Wade L. [and oth.] A systematic review of cognitive assessment in physical activity research involving children and adolescents // Journal of Science and Medicine in Sport. 2020. – Vol. 23. – Iss. 8. – Pp. 740-745.

29.      Bramley N.R. [and oth.] Intuitive experimentation in the physical world // Cognitive Psychology. – 2018. – Vol. 105. – Pp. 9-38.

 

Author's full name             

academic degree, position, organization, city

author's personal email address

 

DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF CHILDREN AGED 5-6 YEARS IN THE PROCESS OF CONDUCTING EXPERIMENTS AND EXPERIMENTS

 

Annotation. Relevance: the problem of developing independence in children aged 5-6 years has been and remains one of the most urgent in modern pedagogy. Personal qualities are the core side of a person's character, and their education should be given serious attention. Independence is a very important quality that is necessary for the further activity of the child.

The goal is to identify the features of building the pedagogical process for the development of independence of children aged 5-6 years in the process of conducting experiments and experiments.

Leading approaches: problem-based teaching of preschool children, methods of developing cognitive activity, project activities.

Main results: the article analyzes the process of developing the independence of children aged 5-6 years in the process of conducting experiments and experiments. The concepts of «independence», «experimentation», and «experiments» are analyzed. The features of the construction of the pedagogical process for the development of independence of children aged 5-6 years in the process of conducting experiments and experiments are revealed.

The theoretical and practical significance of the article lies in the possibility to use the identified features of building the pedagogical process in practice.

Keywords: independence, experience, experimentation, children 5-6 years old, development.


 

Скачано с www.znanio.ru

Кочурова Альфия Куттусовна Воспитатель

Кочурова Альфия Куттусовна Воспитатель

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

В проявлении детьми самостоятельности по результатам исследований существуют некоторые особенности в показателях

В проявлении детьми самостоятельности по результатам исследований существуют некоторые особенности в показателях

Так, понятие «эксперимент» в психологическом словаре

Так, понятие «эксперимент» в психологическом словаре

В основе работы по развитию самостоятельности детей 5-6 лет лежат различные развивающие ситуации

В основе работы по развитию самостоятельности детей 5-6 лет лежат различные развивающие ситуации

Для поддержки интереса к экспериментальной деятельности создаются центры для самостоятельного экспериментирования

Для поддержки интереса к экспериментальной деятельности создаются центры для самостоятельного экспериментирования

VII Международной научно-практической конференции

VII Международной научно-практической конференции

Strand-Cary M., Klahr, D. Developing elementary science skills:

Strand-Cary M., Klahr, D. Developing elementary science skills:
Скачать файл