Развитие самоуправляющих механизмов личности
Оценка 5

Развитие самоуправляющих механизмов личности

Оценка 5
docx
11.01.2023
Развитие самоуправляющих механизмов личности
Диагностики СУм Куркова А.Г.docx

1.     Развитие самоуправляющих механизмов личности (общее краткое описание)

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Личность может оказывать как позитивное влияние на выбор профессии, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации, так может и препятствовать становлению профессионала в человеке, это зависит от уровня развития системы качеств, характеризующих «самость» в человеке: самоактуализация, самовоспитание самоконтроль, самообладание, самообразование, самоопределение, самоорганизация, самооценка самопознание, саморазвитие , самореализация, саморегуляция, самосознание

По мнению Г.Селевко становление профессионала есть обогащение, следующих психологических факторов развития личности: потребностей, направленности, «Я-концепции», которые интегрируясь, представляют основу внутреннего саморегулирующего механизма (СУМ) (Приложение 6).

Человек весьма совершенная самоуправляющая и саморегулирующаяся система.[58]. Механизм действия потребностей в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации - это стремления к саморазвитию, самосовершенствованию. играет роль главного мотивационного фактора в творческой, созидательной деятельности человека, в непрерывном самосовершенствовании.

Поскольку внутренняя мотивация оказывает мощное воздействие на поступки, поведение человека, её надо использовать в образовательном процессе. Как же вызвать к действию эти заложенные природой потребности в саморазвитии?

Решение этой сложной психолого-педагогической проблемы предложено в трудах русского учёного А.А. Ухтомского[66]. Он выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность в данной сфере. Доминантный очаг может обеспечивать стойкую направленность внимания, целена­правленную и системную деятельность.

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант. Они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными. Таким образом, доминанты — один из важнейших меха­низмов самоуправления, «самопсихического», психогенного развития человека.

Можно ли извне влиять на этот механизм, задавая ему необходи­мую направленность и силу? А.А. Ухтомский не только считал, что возможно и необходимо управлять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения. «Если вы хотите поддерживать определённый вектор поведения или определённую деятельность на данной высоте, нужно всё время вос­питывать данную доминанту». Какие формы и методы формирования доминантной установки мотивации на самосовершенствования наиболее успешны на этапе профессионального обучения в техникуме?

Обоснование необходимости перехода к технологии  развития СУМ.

Если рассматривать специфику среднего профессионального образования то: возрастные потребности контингента обучающихся в техникуме - самосовершенствование, самореализация и самоактуализация. Таким образом, формирование личности, способной к самореализации в профессиональной деятельности, должно происходить на этапе профессионального обучения в техникуме. Задача педагогического коллектива создать условия для развития самоуправляющих механизмов личности.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы обучающийся усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, способы получения знаний и профессиональных навыков, но и был включен в активную самостоятельную деятельностью. Для того чтобы усвоение материала и развитие самостоятельности у студентов происходило в комплексе, должны быть задействованы все психологические факторы развития личности: потребности, направленность, «Я – концепция», которые, интегрируясь, представляют основу внутреннего саморегулирующего механизма СУМ. А уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного и профессионального развития и становления.

Основная гипотеза технологии саморазвития личности — создание у обучающихся доминантной установки мотивации на самосовершенствова­ние. Создание в техникуме культа самосовершенствования личности поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достичь высшего уровня воспитания — самовоспитания.

Каким же образом должна быть организована деятельность обучающегося, какова долж­на быть технология формирования самосовершенствующейся личности? Чтобы человек смог самореализовываться, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. По Ухтомскому [67], для того чтобы процессы самосовер­шенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимо создать три группы условий: осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития; участие личности в самостоятельной творческой деятельности, обретение ею определённого опыта успеха и достижений; адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды ( в нашем случае –созданные психолого-педагогические условия)

Технология саморазвития обучающихся предполагает ряд ор­ганизационно-методических изменений, направленных на раскрепощение. Восстанавливается природосообразная психологическая структура дея­тельности обучаемого в учении, где представлены этапы целеполагания, планирования, организации и анализа (рефлексии) её результатов, расширяется выбор содержания и методов деятельности. При этом речь идёт не о «формировании личности» с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления потребностей, мотивации саморазвития. На общепедагогическом уровне технология саморазвития студента включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

Подсистема «Теория. По А.А. Ухтомскому [67], эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания определяется уровнем осознания обучающимся целей и возможностей своего развития. Как правило, эти процессы идут в психике самопроизвольно, спонтанно, обучающийся не осознаёт их и поэтому не может на них влиять, активизировать их. В технологии развития СУМ обучающемуся раскрывается «тайна» процессов, идущих в его психике. Специальный предмет «Психология личности и развитие самоуправляющих механизмов личности » на 1 курсе знакомит обучающихся с теоретическими понятиями и закономерностями развития СУМ: самопознания, самовоспитания, самообразования. (Приложение7).

Подсистема «Методика» [67]представляет реализацию идей саморазвития СУМ личности в преподавании основ наук. В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для саморазвития (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения обучающиеся участвуют во множестве способов работы, которые способствуют развитию следующих навыков саморегуляции в учебной и исследовательской деятельности: целеполагания, планирования, моделирования, самоорганизации, рефлексии, самоанализа и самокоррекции результатов; постепенно вовлекаются в процесс самостроительства и самосовершенствования. Выше названные качества так же развиваются в рамках специального предмета «Развитие самостоятельности в учебной деятельности». (Приложение7).

Подсистема «Практика». Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому [67], для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности обучающегося, соответствующие поставленным целям. Она организует самостоятельную, творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, сопровождаемую удовлетворением их разнооб­разных потребностей в самосовершенствовании.

В процессе изучения предмета «Профессиональная самостоятельность и проектирование карьеры» обучающиеся вовлекаются в широкую и многообразную творческую деятельность по проектированию собственной профессиональной карьеры, которая тренирует СУМ, приносит успех и убеждает обучающегося в его огромных возможностях.

Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию — вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования СУМ на протяжении всего периода обучения в техникуме. Положительное оценивание профессионала себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив, создание позитивной Я-концепции, положительных профессиональных мотивов и установок повышают уверенность в себе, в результате чего растет удовлетворенность своей деятельностью, повышается стремление к самореализации.

Организация образовательного процесса (содержание и способы деятельности обучающегося) в технологии развития СУМ носит такие принципиальные черты:

-       педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием становится приоритетом в организации образовательного процесса;

-       используется не только познавательная и внешняя социальная, но и внутренняя потребностная нравственно-волевая мотивация обучающихся;

-       ставка делается на самостоятельную творческую деятельность обучающихся;

-       активизируется и стимулируется осмысливание учения, обучающийся -субъект выходит в рефлексивную позицию;

-       центр тяжести педагогического процесса переносится на формирование механизма самоуправления личности.

Для качественной реализации вышеперечисленных подсистем нами разработана система психолого-педагогческого сопровождения развития СУМ, которая состоит из следующих важных этапов: мотивирующего, диагностико-констатирующего, организационного, формирующего и заключительного. Содержание этапов подробно изложено в схеме (Приложение 8).

В образовательный процесс техникума вводится новая принципиально важная содержательная компонента формирующего этапа - курс "Профессиональное становление и саморазвитие личности" (Приложение 9).

Курс направлен на развитие психологической зрелости обучающихся, на формирование умений проектировать собственную профессиональную деятельность, оценивать свои устремления и возможности, выявлять имеющиеся способности и резервы личности. Процесс социальной адаптации, профессионального становления и развития творческой активности будет наиболее эффективен, если он осуществляется как целостный, непрерывный процесс активной работы самого человека, направленный на развитие СУМ. В этом случае выпускник сможет в каждой конкретной ситуации, связанной с выбором профессии, партнера, решением любой другой жизненной проблемы, определять множественность подходов к этому выбору, на основе анализа делать этот выбор сознательным и принимать на себя ответственность за него.

В основу концепции данного курса легла идея саморазвития, профессионального становления и социальной адаптации личности, способной и стремящейся к самопознанию, самопринятию, самоконтролю и самореализации.

Предлагаемый курс будет способствовать осуществлению выбора профессиональной деятельности, получению профессиональных навыков, которые помогут выпускникам легче адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах, проявляя волю, предприимчивость, оригинальность мышления, гибкость реагирования и способность принимать нестандартные решения. Процесс становления и развития творческой личности осуществляется как целостный, непрерывный процесс активной работы самого человека, направленный на выявление, развитие и использование максимального количества способностей, реализацию личностной активности, раскрытие мотивационной сферы и целевой жизненной ориентации.

Курс направлен на реализацию развития личностной психологической зрелости и профессиональной рефлексии, на формирование умений проектировать собственную деятельность, оценивать свои профессиональные планы, устремления и возможности, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы, умение прогнозировать профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества. Основная идея создания курса основывается на том, что он должен стать стержнем целостной программы личностного и профессионального становления обучающегося в профессиональном образовательном учреждении. Курс рассчитан на весь период обучения в техникуме и состоит из разделов, каждый из которых дает возможность на новом уровне посмотреть на перспективы самореализации. Все три раздела имеют свою законченную самостоятельную структуру и выполняют определенную роль в процессе непрерывного развития личности обучающегося.

Раздел "Психология личности и развитие самоуправляющих механизмов личности" дает представление о личности, ее структуре и особенностях, а также рассматривает проблемы межличностного общения. Он позволяет сформировать у обучающихся основные позиции самоактуализационной личности: комфортное отношение к жизни, самоуважение, ориентацию на задачу, выработку независимости суждений, готовности к решению проблем, личной ответственности за принятие решений, принятие реальности, себя и других, а в комплексе – развитию СУМ.

Такое профессиональное и личностное самоизучение требует опоры на знания психологии личности, познавательных процессов, межличностных отношений, психологии труда, а также понимание сущности профессионализма, где содержатся определенные эталоны для самоанализа и самооценивания.

Мы предполагаем, что универсальным средством для развития основных позиций самоактуализирующейся личности успешного профессионального становления является теория Трансактного анализа.

Трансактный анализ (ТА) - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться везде, где люди имеют дело с людьми. Берн говорит, что важной целью Трансактного анализа является установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности». Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.

Теория личности, разработанная Берном на основе ТА, призвана освободить человека от сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной и автономной личности. Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность. Трансактный анализ дает ряд рекомендаций, которые человек может понять и использовать в своей жизни. Трансактный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? почему я поступаю именно так? как я приобрел эти качества? каковы мои истинные интересы, желания и цели. Это метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его Я. Таким образом, Трансактный анализ задействует все факторы СУМ: потребности, направленность и Я-концепцию и может быть использован для их формирования.

Проведенные наблюдения и анализ учебной деятельности обучающихся профессионального образовательного учреждения выявил целый ряд проблем, связанных с недостаточным развитием у них навыков самостоятельной учебной деятельности, которые, в свою очередь, затрудняют и замедляют процесс усвоения учебно-программного материала.

 

Раздел «Развитие самостоятельности в учебной деятельности» призвана помочь обучающимся в определении своих индивидуально-психологических особенностей, познавательных психических процессов, приобретении и актуализации общеучебных умений и навыков, что будет влиять на успешность учебной деятельности в целом, поможет снизить негативные тенденции и реализовать на практике лучшие индивидуальные качества. В раздел входят задания и методики, связанные с изучением психических особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творчества. Обучающиеся осваивают технологии продуктивной учебной деятельности: целеполагания, планирования, отрабатывают навыки эффективного слушания, публичного выступления, рациональной работы с текстом и конспектом, изучают техники оценки своих состояний и профилактики утомления, а также способы повышения работоспособности.

Приобретенные обучающимися знания и навыки, полученные в результате изучения должны последовательно отрабатываться и углубляться на всех дисциплинах общеобразовательного, гуманитарного и специального циклов.

Знания и навыки реализуются, усваиваются и используются в процессе всей учебной и внеучебной деятельности.

Каждый участник педагогического процесса (педагог, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог мастер производственного обучения ,обучающийся ) побуждается к постоянному практическому использованию психологических знаний для развития рефлексии и осуществления конструктивного межличностного взаимодействия.

Раздел "Профессиональная самостоятельность и проектирование карьеры" включает основные знания, практические умения и навыки становления личности в профессиональном плане. Проектирование профессиональной карьеры предполагает активное отношение личности к будущему, понимание своей жизненной перспективы, определение профессиональных намерений, целевых установок и планов, осознание путей, средств, способов и технологий их осуществления. Составитель данного курса считает, что знания и навыки, полученные при изучении Трансактного анализа, помогут обучающимся освоить этот курс без особого труда. Профессиональная карьера, по мнению авторов, подразумевает движение человека по индивидуальной траектории профессионального становления, которая определяется самой личностью, исходя из адекватной оценки своих желаний и возможностей, самоопределения, проектирования, планирования и реализации намеченного в деятельности, и не сводится только к продвижению по служебной лестнице, повышению квалификации и освоению смежных профессий.

Поэтому разделы курса самым естественным и тесным образом переплетается с дисциплинами профессионального цикла и практическим обучением, а преподаватель курса работает совместно с мастерами производственного обучения, преподавателями общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, руководителями производственной практики и классными руководителями по единым планам, составленным индивидуально для каждого обучающегося. В этом случае конечная цель данного курса полностью совпадает с конечной целью учебно-воспитательного процесса и всего образовательного учреждения в целом.

Тематический план каждого раздела рассчитан на 20 часов весь курс- на 60 часов (Приложение 9).

Для диагностики развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ)  планируем использовать: диагностику самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина); опросник "Стиль саморегуляции поведения Моросанова В.И.; самотест "Готовность к саморазвитию" (Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности»); методику «индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан); личностный опросник «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин на основе шкалы локуса контроля ДЖ. Роттера (Приложение  «Комплект диагностических методик»)

Таким образом, в совокупности технология развития СУМ и все три раздела,  образующие курс "Профессиональное становление и саморазвитие личности", способствуют целостному, многоуровневому, непрерывному продвижению личности молодого человека в осознании объективной реальности, что, в свою очередь, поможет обеспечить развитие внутренней гармонии, продуктивного взаимодействия с окружающим миром, быстрому профессиональному становлению и способности к самореализации, будет способствовать интенсификации освоения образовательных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Самоуправляющие механизмы личности

СУМ
Потребности Направленность Я-концепция
Познавательные

Самоопределения

Самоутверждения

Самовоспитания

Самообразования

Самосовершенствования

Интересы

Взгляды

Социальные установки

Ценностные ориентации

Убеждения

Морально-этические
принципы

Мировоззрение


Я нравлюсь

Я способен
(способности)

Я нужен

Я могу (воля, характер)

Я творю

Я знаю

Я управляю

Я владею
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Потребности — это фундаментальные свойства ин­дивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источни­ком психических сил и активности человека. Потребности можно разделить

на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстети­ческом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, обще­ственной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются об­щественной жизнью человека.

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Я-концепция личности — это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 Курс «Саморазвитие личности и профессиональное становление»


 

Развитие самоуправляющих механизмов личности (общее краткое описание)

Развитие самоуправляющих механизмов личности (общее краткое описание)

Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности

Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы обучающийся усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, способы получения знаний и профессиональных навыков, но и был включен в…

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы обучающийся усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, способы получения знаний и профессиональных навыков, но и был включен в…

Технология саморазвития обучающихся предполагает ряд ор­ганизационно-методических изменений, направленных на раскрепощение

Технология саморазвития обучающихся предполагает ряд ор­ганизационно-методических изменений, направленных на раскрепощение

Выше названные качества так же развиваются в рамках специального предмета «Развитие самостоятельности в учебной деятельности»

Выше названные качества так же развиваются в рамках специального предмета «Развитие самостоятельности в учебной деятельности»

Для качественной реализации вышеперечисленных подсистем нами разработана система психолого-педагогческого сопровождения развития

Для качественной реализации вышеперечисленных подсистем нами разработана система психолого-педагогческого сопровождения развития

В основу концепции данного курса легла идея саморазвития, профессионального становления и социальной адаптации личности, способной и стремящейся к самопознанию, самопринятию, самоконтролю и самореализации

В основу концепции данного курса легла идея саморазвития, профессионального становления и социальной адаптации личности, способной и стремящейся к самопознанию, самопринятию, самоконтролю и самореализации

Раздел "Психология личности и развитие самоуправляющих механизмов личности " дает представление о личности, ее структуре и особенностях, а также рассматривает проблемы межличностного общения

Раздел "Психология личности и развитие самоуправляющих механизмов личности " дает представление о личности, ее структуре и особенностях, а также рассматривает проблемы межличностного общения

Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной и автономной личности

Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной и автономной личности

Приобретенные обучающимися знания и навыки, полученные в результате изучения должны последовательно отрабатываться и углубляться на всех дисциплинах общеобразовательного, гуманитарного и специального циклов

Приобретенные обучающимися знания и навыки, полученные в результате изучения должны последовательно отрабатываться и углубляться на всех дисциплинах общеобразовательного, гуманитарного и специального циклов

Поэтому разделы курса самым естественным и тесным образом переплетается с дисциплинами профессионального цикла и практическим обучением, а преподаватель курса работает совместно с мастерами производственного обучения,…

Поэтому разделы курса самым естественным и тесным образом переплетается с дисциплинами профессионального цикла и практическим обучением, а преподаватель курса работает совместно с мастерами производственного обучения,…

Развитие самоуправляющих механизмов личности

Развитие самоуправляющих механизмов личности

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Самоуправляющие механизмы личности

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Самоуправляющие механизмы личности

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Курс «Саморазвитие личности и профессиональное становление»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Курс «Саморазвитие личности и профессиональное становление»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023