Развитие сенсорного восприятия
Оценка 4.6

Развитие сенсорного восприятия

Оценка 4.6
docx
31.01.2021
Развитие сенсорного восприятия
Развитие сенсорного восприятия.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О.Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С. О.Д.

 «____»________2020г.

 

Индивидуальная рабочая программа  по развитию сенсорного восприятия

для обучающийся с интеллектуальной недостаточностью

 дошкольной группы «Звездочки» Елизавета Я.А.

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020г.

 

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья». Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     Продолжать учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из четырех-пяти).

-                      Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех-пяти элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка.

-                      Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке: по картинке, разрезанной на две-три части (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко).

-                     Учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами.

-                     Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим - большим (длиннее - короче, выше - ниже).

-                     Продолжать формировать у детей ориентировку в схеме собственного тела, продолжать формировать ориентировку в пространстве.

-                      Продолжать учить детей дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности.

-                     Учить детей использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

-                     Закрепить у детей представления о цветовом своеобразии различных времен года (каждое время года имеет свой определяющий цвет: весна зеленая, лето красное, осень желтая, зима белая).

-                     Учить детей запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний.

-                     Учить детей дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.

-                     Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

-                      Формировать у детей целостное представление о предметах: подвести детей к пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко — большое и маленькое, сладкое и кислое, зеленое и желтое).

-                     Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов («Что бывает желтым?» - «Солнце, цыпленок, одуванчик, подсолнух, лимон». «Что бывает круглым?» - «Мяч, шарик, яблоко, колесо, колечко, помидор» и т. д.).

-                     Формировать у детей представление об общих определенных признаках, характерных для предметов или объектов этого вида (птицы имеют крылья, клюв, две лапы, тело покрыто перьями, летают; деревья имеют корень, ветки, листья, растут; животные имеют туловище, голову, хвост, лапы, едят, ходят, бегают и т. д.).

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

 Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия

-                     Продолжать учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех)

-                     Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех—шести элементов; дорисовывать недостающие части рисунка

-                     Учить детей соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном (выбор из пяти)

-                     Учить детей группировать предметы по форме, ориентируясь на образец (три-четыре заданных эталона)

-                     Учить детей соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика)

-                     Формировать у детей представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату)

-                     Продолжать учить детей дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности

-                     Учить детей передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях

-                     Продолжать формировать у детей ориентировку в схеме собственного тела: слева — справа (слева — сердце, здесь левая рука); продолжать формировать ориентировку в пространстве («Возьми левой рукой мяч, который находится слева»)

-                     Учить детей ориентироваться на листе бумаги, выделяя верх, низ, левую и правую стороны, середину листа: «Расположи предметы на листе бумаги»

-                     Учить детей пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко большое и маленькое, желтое и зеленое, сладкое и кислое и т. д.)

-                     Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов (желтый — солнце, цыпленок, подсолнух, одуванчик, лимон; круглый — мяч, шарик, яблоко, колесо, колечко и т. д.)

-                     Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке, по картинке, разрезанной на две-три части (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко)

-                     Учить детей сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фазу одного и того же события или явления (девочка держит шарик; шарик улетел, девочка смотрит вверх)

-                     Продолжать учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами (круг — подсолнух, колесо; овал — рыба; полукруг — шляпка гриба, ежик)

-                     Учить детей складывать одну геометрическую форму из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов)

-                     Учить детей конструировать по образцу из пяти-шести элементов; учить складывать недостающие геометрические формы из двух других форм

-                     Продолжать учить детей группировать предметы по образцу (четыре размера — большой, поменьше, маленький, самый маленький) Учить детей подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов (сапоги для папы, варежки для доченьки, носки для мальчика)

-                      Продолжать учить детей использовать цвет в рисунках, аппликациях, в процессе ручного труда, при ведении календаря природы

-                     Учить детей обращать внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом время года (осень желтая, зима белая)

-                      Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве знакомых помещений: «Поставь вазу с цветами на стол в музыкальном зале», «Принеси из спортивного зала два мяча», «Отнеси в медицинский кабинет шкатулку» и т. д.

-                     Закреплять у детей умение передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях

-                     Знакомить детей со стрелкой как указателем направления «Куда бросишь мяч?», «Куда надо идти за игрушкой?», «Куда ехала машина?»)

-                     Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков

-                     Продолжать учить детей сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали два-три элемента)

-                     Учить детей зарисовывать собственные поделки и конструкции (из двух-трех элементов)

-                     Закреплять у детей умение воспроизводить из заданных форм (два круга, три полукруга, два треугольника и т. д.) целостные предметы: «Дорисуй так, чтобы получились разные предметы»

-                     Учить детей комбинировать несколько геометрических форм для создания целостных изображений (дом — три треугольника; вагон — два квадрата и два круга и т. д.)

-                     Продолжать учить детей использовать представления о величине в разных видах деятельности (игре, аппликации, конструировании, лепке, рисовании)

-                     Закреплять у детей представление о разнообразии величин окружающих их предметов

-                     Закреплять у детей представление о цветовой гамме природных явлений и предметов, обозначая определенным цветом времена года (весна зеленая, лето красное)

-                     Закреплять у детей представление о соответствии цвета содержанию изображения, учить выполнять изображения контрастной цветовой гаммы (рисунки «Наш двор летом», «Наш двор зимой», «Наш сад весной»)

-                     Учить детей создавать простые конструкции по рисунку — образцу из четырех-пяти элементов

-                     Знакомить детей с простой схемой-планом, учить соотносить реальное пространство с планом

-                     Закреплять у детей представление о том, что определения «высокий — низкий», «длинный — короткий» не заменяю определений «большой», «маленький», а дополняют их (большой и маленький дома могут быть низкими, но может быть большой высокий дом и маленький низкий дом)

-                     Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков

-                     Закреплять у детей умение создавать целостное описании - предмета на основе представлений о его различных свойства и качествах

 Развитие слухового восприятия  и фонематического слуха

-                     Учить детей дифференцировать бытовые шумы и явления природы с опорой только на слуховой анализатор при прослушивании аудиозаписей (шум ветра, шум морского прибоя, шум грозы; пение разных птиц, голоса животных, стрекот кузнечика)

-                      Знакомить детей со звуками живой природы (чириканье воробья, карканье вороны, пение соловья; мычание коровы, блеяние козы, ржание лошади)

-                     Учить детей опознавать действия сверстника по звукам, произведенным в процессе действия с бытовыми предметами и игрушками (стук мяча и шум прыжков в ходе игры с мячом, шум при прыжках через скакалку, звуки, издаваемые в процессе танцев, при катании на велосипеде, при движении тележки, машины)

-                     Учить детей опознавать местоположение и интенсивность звука (близко, далеко, рядом; вверху, внизу; слева, справа; слева, тихо, вверху, близко)

-                     Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: локти — ногти, удочка — уточка, мишка — миска, малина — машина, мальчик — пальчик

-                     Учить детей называть и группировать слова по заданному признаку (длинные — короткие)

-                     Продолжать учить детей реагировать двигательными и речевыми реакциями на характер звука и его изменение (марш — маршируют, танцевальная музыка — кружатся, плясовая — топают и пляшут, поют знакомую песню на угаданную мелодию)

-                     Продолжать расширять звуковые представления детей (шуршание бумаги, шелест листьев, шум метлы по асфальту; звук падающей монеты, пластмассовой игрушки и резинового мяча)

-                      Учить детей дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой — мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трех-четырех звуков природы)

-                     Учить детей использовать условные звуковые сигналы как регулятор детского поведения (игры «Заиграла дудочка — поверни налево, услышишь хлопок — поверни направо»)

-                     Продолжать учить детей выделять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-либо действием (хлопком, поднятием флажка 1): «Золотые рыбки плавают в аквариуме», «В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит».

-                     Учить детей называть и группировать слова по заданному признаку (игра «Отложи картинки, в названиях которых есть звук ш»)

-                     Учить детей запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний (телефон, дом, жираф; бабушка, лягушка, игрушка; красивая девочка, высокий мальчик, мягкая игрушка)

-                      Активизировать внимание детей на звуковых характеристиках явлений природы (шум вьюги в зимнюю стужу и шум ветра весной; интенсивный звук капели в солнечный день и слабый звук капели в пасмурный день)

-                     Учить детей дифференцировать звуковые впечатления в ходе восприятия явлений природы (использовать аудиозаписи и дидактические игры с завязыванием глаз детей)

-                     Учить детей подбирать слова с заданным звуком без учета его положения в слове

-                     Учить детей реагировать действием (хлопнуть, встать, поднять руки), услышав заданное слово в словосочетании или предложении: «Знают дети, что на елке есть зеленые иголки»

-                     Учить детей определять первый и последний звук в словах дом, кот, лапа, рука, лук с использованием зрительных опор — фишек

-                     Учить детей группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки

Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз»  и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                     соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех);

-                     дорисовывать недостающие части рисунка;

-                     воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;

-                      соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;

-                     ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;

-                     дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;

-                     использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

-                     описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;

-                      воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2-3);

-                     дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;

-                     группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

-                      использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;

-                     ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;

-                     пользоваться простой схемой-планом.

 Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к…

Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к…

Организация работы по программе

Организация работы по программе

Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции

Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции

Формировать у детей представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату) -

Формировать у детей представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату) -

Учить детей складывать одну геометрическую форму из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов) -

Учить детей складывать одну геометрическую форму из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов) -

Закреплять у детей умение воспроизводить из заданных форм (два круга, три полукруга, два треугольника и т

Закреплять у детей умение воспроизводить из заданных форм (два круга, три полукруга, два треугольника и т

Закреплять у детей умение создавать целостное описании - предмета на основе представлений о его различных свойства и качествах

Закреплять у детей умение создавать целостное описании - предмета на основе представлений о его различных свойства и качествах

Учить детей дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой — мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трех-четырех звуков…

Учить детей дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой — мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трех-четырех звуков…

Учить детей группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки

Учить детей группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021