РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Некрасова Д.Р.
студентка
Научный руководитель: Галянт Ирина Геннадьевна
к.п.н., доцент, ФГБУ ВО ЮУрГГПУ Челябинск, Россия.
Орлова Г.Г.,
Воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка – д/с «Сказка» г.Белоярский
Аннотация: статья посвящена проблеме сенсорного развития детей с особыми возможностями здоровья; изучены научные точки зрения по исследуемой теме; рассмотрена значимость дидактических игр, как способа развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, дети дошкольного возраста, сенсорные способности.
DEVELOPMENT OF SENSORY ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES USING DIDACTIC GAMES
Nekrasova D.R.
Scientific adviser: Galyant Irina Gennadyevna
Orlova G.G.
Annotation: The article is devoted to the problem of sensory development of children with special health conditions; the scientific points of view on the topic under study are studied; the importance of didactic games as a way of developing the sensory abilities of preschool children is considered.
Keywords: limited health opportunities, preschool children, sensory abilities.
В настоящее время одной из ключевых целей современного дошкольного образования является обеспечение условий, способствующих развитию любого ребенка и раскрытию его способностей. Важно учитывать, что развитие когнитивных навыков, таких как память, внимание, мышление и речь, играет значительную роль в формировании личности. Развитие сенсорных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из важных задач специалистов, работающих с такими детьми. ОВЗ могут значительно ограничить возможности детей в обучении и общении с окружающим миром, поэтому разработка специальных методик и техник игрового характера играет важную роль в их развитии. Цели сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья включают в себя образовательные аспекты, такие как развитие зрительных навыков, формирование представлений о форме и цвете предметов и обогащение словарного запаса; воспитание навыков игры и слушания инструкций; а также развитие когнитивных процессов и моторики.
Так, Е.К. Евсеева считает, что одним из эффективных методов развития сенсорных способностей детей с ОВЗ является использование дидактических игр. Дидактическая игра ‒ это специально разработанная игровая ситуация, направленная на обучение и развитие детей [3].
В процессе игры дети могут развивать различные сенсорные ощущения: тактильные, зрительные, слуховые и прочие. Основное преимущество дидактических игр заключается в их доступности и привлекательности для детей с ОВЗ. Играя, дети получают удовольствие и стимулируют свои сенсорные способности, развивая координацию движений, чувствительность органов чувств и восприятие окружающего мира. Примерами дидактических игр для развития сенсорных способностей детей с ОВЗ могут служить игры с тактильными карточками, игры с мягкими игрушками разной фактуры и формы, игры с разнообразными материалами (песок, вода, глина и прочее).
В рамках изучения данной темы мы обращаем внимание на точку зрения И.Г. Галянт, которая предлагает использовать арт-терапевтической практики в работе с «особыми» детьми. Дидактические художественные средства такие как музыкальные инструменты, логоритмические игры с палочками, импровизационные движение, продуктивная деятельность помогают детям выразить без слов свои желания и потребности. Продукты детской творческой деятельности: рисунок, танец с предметом, игра на музыкальном инструменте позволяют педагогу не только создать условия для развития ребёнка, но и установить коммуникацию, провести диагностику. Художественные выразительные средства способны развивать ребёнка целостно и всесторонне, в том числе и сенсорную сферу, а творческая деятельность помогает раскрыть всю гармонию чувств и эмоций [2].
Особое внимание следует уделить индивидуальной адаптации игровых заданий для каждого ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Также важно подбирать такие игры, которые будут стимулировать развитие нужных сенсорных ощущений и способностей у каждого конкретного ребенка. Очень важно обращать особое внимание на развитие чувственных когнитивных способностей при работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье. Взаимодействие с такими детьми может стать вызовом из-за особых трудностей, которые им приходится преодолевать.
По мнению Д.З. Ахметовой трудности в установлении контакта с детьми могут быть связаны со следующими проблемами:
‒ проблемы в умственном развитии, такие как неустойчивое внимание, трудности с пониманием инструкций, памятью и языковым развитием;
‒ эмоциональные и поведенческие нарушения, включая эмоциональные всплески, стереотипные реакции, апатию, неадекватные эмоции;
‒ низкая энергичность, быстрая утомляемость;
‒ недостаточное развитие навыков самообслуживания и другие подобные проблемы [1].
Важно отметить, что дидактические игры не только способствуют развитию сенсорных способностей детей с ОВЗ, но также улучшают их общую психофизическую подготовку, способствуют улучшению координации движений, развивают мелкую моторику и внимание.
Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова указывают, что развитие сенсорных способностей у детей с ОВЗ с помощью дидактической игры является эффективным и доступным методом, который помогает детям лучше понимать и воспринимать окружающий мир, а также активно участвовать в процессе обучения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми [4].
На интегрированных занятиях в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья предлагаются дидактические игры, специально адаптированные под их потребности. Эти игры могут быть разнообразными: включать в себя использование разных предметов с текстурными покрытиями для развития тактильных навыков, зрительные материалы для развития визуальных навыков, игры с использованием звуковых сигналов для развития аудиальных навыков и так далее. Для детей с ОВЗ также предлагаются специальные задания, направленные на формирование недостающих навыков и поддержку их обучения в более доступной форме. Каждая дидактическая игра разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка для максимальной эффективности рабочего процесса.
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в дошкольном возрасте могут быть специально разработаны для улучшения чувствительности к различным видам восприятия, таким как зрительному, слуховому, тактильному и другим. Ниже приведены некоторые примеры таких игр и то, какие сенсорные способности они помогают развить:
1. Игра «Ощущения в коробке». В коробке находятся различные предметы с разными поверхностями - мягкие, грубые, гладкие и т.д. Ребенок на ощупь определяет их. Развивает тактильные ощущения.
2. Игра «Торт для мамы». Для этого понадобится объемный браслет и бусы. Ребенок кладет бусы в браслет как начинку для торта. Развивает пространственные ощущения.
3. Игра «Материалы для формования». Дети работают с различными материалами для лепки - пластилином, глиной, супер-пластилином, различными текстурами. Развивает тактильные и моторные навыки.
4. Игра «Цветовые сенсорные карточки». На карточках изображены цвета, ребенок должен распознать их и соотнести карточки одного цвета. Развивает зрительные ощущения.
5. Игра «Ароматные контейнеры». В разных контейнерах находятся ароматизированные вещества - кофе, ваниль, лаванда, ребенок угадывает аромат. Развивает обонятельные ощущения.
Игры, направленные на развитие тактильных, визуальных, звуковых и других сенсорных навыков, помогают детям с ОВЗ лучше понять мир вокруг себя, улучшают их способность к обучению и взаимодействию с окружающими. Правильно организованные дидактические игры способствуют не только улучшению сенсорных способностей, но и создают позитивное обучающее окружение, способствующее интеграции детей с ОВЗ в общество.
Таким образом, использование дидактических игр для развития сенсорных способностей детей с ОВЗ не только эффективно с педагогической точки зрения, но и важно для общего развития и успешной адаптации этих детей в обществе.
Библиографический список
1. Ахметова Д. З Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова // Учебное пособие. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права 2013. – 255 с.
2. Галянт И. Г. Арт-терапия как новая философия инклюзивного дошкольного образования [электронный ресурс] / И. Г. Галянт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. ‒ 2018. ‒ № 5. ‒ с. 50–60.
3. Евсеева Е.К. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс] / И.Г. Галянт, Е.К. Евсеева // Экологическая безопасность, здоровье и образование. – Челябинск, 2018. – 10с.
4. Метиева Л. А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова // Сборник игр и игровых упражнений. – Москва, 2007. – 120 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.