Опыт работы с игровыми методами в обучении.
Игровые и интерактивные методы:
«Учеба — это нудно и скучно, а игра — весело и интересно!»
Как сделать процесс обучения интересным? Педагогика нашла ответ на этот вопрос — вводить в обучение игровые образовательные методики или давать знания в игре!
Если детям игра показана в связи с особенностями восприятия, то взрослым повезло меньше. Считается, что взрослые должны сражаться за знания и грызть гранит науки, мучаясь и стойко перенося лишения. Конечно, с помощью силы воли можно заставить себя сидеть и слушать. Но вопрос эффективности остается открытым. Когда взрослому человеку скучно учиться, он будет вести себя, как ученик начальной школы: терять фокус внимания, уставать от вебинаров и лекций, тянуть с домашними заданиями.
Решить вопрос с вовлеченностью учеников до конца курса можно с помощью игровых методов и приемов.
Википедия говорит, что игра — это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Если перевести, то жизнь — это по-настоящему серьезно, трудно и ответственно. А игра — это понарошку, несерьезно и легко, потому что все ситуации условные.
Игровой метод — это способ обучения, основанный на включении компонентов игровой деятельности. «Игровыми методами и приемами» мы будем называть все, что привносит легкость в обучение, снимает груз излишней ответственности и помогает ученикам без оглядки на серьезный жизненный опыт с любопытством пробовать новое и получать удовольствие.
В основе игровых методов лежат элементы, которые:
-вызывают положительные эмоции,
-переключают восприятие ученика с трудности обучения на легкость игры,
-создают комфортную психологическую атмосферу в процессе обучения.
Использование игровых методов снижает затраты времени и волевых усилий и способно сильно увеличить мотивацию и результативность ученика, а также снять сопротивление сложному заданию.
Разновидностей игр для обучения много:
Деловые игры
Имитационные игры
Ролевые игры
Настольные игры
Трансформационные игры
Психологические игры
и т.п.
Одни игры развивают софт-скиллс ,
софт-скиллс (Гибкие или надпрофессиональные навыки (англ. soft skills) — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами. Они важны во всякой профессии.
К гибким навыкам относятся:
навыки критического мышления;
навыки решения задач;
навыки публичного выступления;
навыки делового общения;
навыки работы в команде;
навыки цифрового общения;
навыки организации деятельности.
На развитие гибких навыков влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности.
Для развития гибких навыков существуют различные способы, среди которых специалисты выделяют тренинги, корпоративные программы подготовки и обучения, наставничество и коучинг.),
другие качают командный дух, а третьи помогают быстрее усвоить рабочие методы или избавиться от негативных жизненных установок. Но во всех играх присутствуют 5 общих приемов. Расскажем о них подробнее…
Приемы игровых методов обучения
Прием 1
В каждой игре есть правила:
-Что можно делать.
-Что нельзя делать.
-При каких условиях становишься победителем.
Ваши правила могут выглядеть как угодно: выполнение профессиональных алгоритмов, 12 правил настоящей женщины, 7 лайфхаков успеха, и т.п.
Добавьте в курс игровую механику: придумайте главный приз и то, что нужно сделать ученику, чтобы его получить. Например, условия успешного выполнения задания, кто справился с его выполнением, первый выполнит все из желаемого…
Прием 2
В каждой игре есть игровые действия (с помощью которых можно выиграть)
Игроки могут:
выполнять игровые (ситуационные) задачи и;
перевоплощаться и играть роль;
импровизировать (например, в деловых играх);
принимать верные решения;
и т.п.
Попробуйте добавить какие-нибудь из этих действий для создания правильной мотивации и легкого настроя.
Прием 3
В каждой игре есть игровой конфликт
Пусть слово «конфликт» не пугает! В данном случае это не про негативные эмоции, а про то, кто с кем соревнуется. Каждый играет сам за себя или за группу (команду). Суть игрового конфликта в соревновании друг с другом на лучший результат.
Соревновательная линия добавляет азарта. Пусть ученики набирают баллы, пытаясь обогнать друг друга, и борятся за главный приз. Не забывайте фиксировать и публично показывать рейтинг игроков ученикам, например, в общем чате или на живых вебинарах. Это отлично работает на результаты учеников в продвижения и освоения новых навыков в профессии.
Идея
Когда важно дать ученикам больше практики, глубокое погружение в тему и добиться большей вовлеченности, объединяйте учеников в пятерки-десятки и давайте групповые задания. Пусть соревнуются уже команды, внутри которых ученики будут сплачиваться, помогать друг другу и закреплять эмоциональным якорем происходящее на курсе. Такая механика уже привычна в психологических и творческих нишах. Она снимает излишнее напряжение с ученика.
Прием 4
В каждой игре есть характер движения игроков
Игроки двигаются по маршрутам, областям или свободно перемещаются по пространству игры.
-Открывайте уроки по фиксированному маршруту — один за другим, по мере выполнения. С такого маршрута не свернешь, поворот не срежешь, через урок не перепрыгнешь.
-Или выдавайте доступ областями (то есть модулями) и давайте ученикам 4-5 дней на изучение уроков в удобной последовательности. Здесь включается свобода выбора ученика. Он может сам решать, с чего начать, а что оставить на потом, никто не давит и не диктует.
-Когда уроки открыты сразу, и ученик просматривает их в любой очередности и любое количество раз — это уже свободное перемещение. Здесь можно сложить «библиотеку дополнительных знаний» и дать возможность ученику изучать ее в своем темпе и по желанию.
Прием 5
В игре есть игровой мир или антураж
В настольных играх, кино и художественных произведениях это называется термином «сеттинг»-мир игры, определяет содержание сюжет и внешний вид игры. Сеттинг чаще встречается в детских и подростковых курсах.
Мы рассмотрели элементы игрового обучения, на основе которых можно строить обучающие и развивающие игры, добавлять их в контент своего курса или в коммуникацию с учениками.
В заключении поделюсь пятью секретами, которые пригодятся при внедрении игровых методов.
1. Обучающий контент первичен, игровая оболочка — вторична
Игра нужна не потому что это модно или так делают все, а потому что она помогает добиться целей обучения быстрее и легче. Сначала проработайте содержание и наполнение курса, а потом добавляйте атмосферы.
2. Игровые механики можно включать в процессе прохождения курса
Если видите проблемных учеников, которые просели на одном из этапов обучения, добавляйте игровые элементы. Например:
Не сдали вовремя домашние задания — пообещайте бонусный вебинар тем, кто за три дня подчистит хвосты.
Не ходят на онлайн-включения — удвойте игровые баллы ученикам, которые ходили, и добавьте групповое соревнование.
3. Игровые механики можно добавить в любую тему
Даже взрослые ученики 50+ будут со рвением выполнять задания, если пообещать за это открыть для них бонусную лекцию. Неважно, какая тема: если человек учится, значит, открыт новому.
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как, почти все виды игр и имитаций, дебаты, тренинг, творческие задания, и др. Суть метода заключается в том, что задание, данное преподавателем, выполняется малыми (обычно от 3 до 6 человек) группами студентов с распределением обязанностей между членами группы. В результате поставленная цель достигается путём индивидуального вклада каждого.
Медицинские темы, страхование, финансы дизайн, профессии — везде есть место игре.
4. Будьте готовы, что не все будут участвовать в игре
Это нормально. Одним это будет не ценно, другим — не будет хватать времени, третьи — посчитают игру неуместной. Это не страшно, потому что на большую часть учеников игра повлияет самым чудесным образом.
5. Подсматривайте игровые и вовлекающие элементы в том, что вас окружает
Игровых элементов много в детских приложениях, рекламе, соцсетях, на сайтах, массовых мероприятиях и праздниках. Везде, где легко и весело.
С помощью игры развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность, привычка более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Игры полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа игр содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать игры для развития наблюдательности, закрепления знаний.
Людям нравится играть. Она вызывает у них радость в процессе и как результат этого своеобразного умственного состязания. Игра оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Также игра развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы.
Использованная литература:
1. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 20.03.2024).
2..VI Международная студенческая научная конференция
Студенческий научный форум – 2014. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. https://scienceforum.ru/2014/article/2014007291
3. Игровые методы обучения в педагогической практике. https://урок.рф/library/igrovie_metodi_obucheniya_v_pedagogicheskoj_praktike_152809.html
4.Игровые и интерактивные методы обучения. https://getcourse.ru/blog/1063494/igrovye-i-interaktivnye-metody-obucheniya
5. Игровые технологии в обучении. https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-obuchenii
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.