РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Оценка 4.9
doc
22.12.2019
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.doc

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических про­цессов (А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Д.Б. Эльконин). У детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторо­ну речи и практические навыки дифференциации фонем род­ного языка. Последнее — различение звуков на слух и в соб­ственном произношении — становится возможным лишь после овладения ребенком способностью произвести сложную рабо­ту, которая заключается в выделении существенных призна­ков речевого звука и отвлечении от посторонних, несуществен­ных для его различения признаков. Такая способность фор­мируется на протяжении всего дошкольного детства.

Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фоне­матического восприятия, Г.В. Гуровец, Л.С. Цветкова (1988) и др. называют нарушения в деятель­ности левой височной области коры головного мозга вслед­ствие родовых травм, травм или воспалительных заболева­ний в раннем детстве. Микронарушения в деятельности от­дельных зон мозга могут передаваться' и по наследству, что провоцирует возникновение у детей трудностей при овладе­нии грамотой на фоне достаточно благополучного общего раз­вития (А.Р. Лурия, 1975). Причиной недостаточности фоне­матических процессов может выступать отсутствие у детей необходимого опыта специальной деятельности по на­блюдению и выделению фонематических явлений, обуслов­ленное снижением внимания к этому аспекту развития де­тей со стороны близких взрослых — родителей, педагогов ДОУ. Недостатки фонематического восприятия могут быть изолированными или сочетаться с нарушениями звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Между процессами звукопроизношения и фонемообразования существует тесная взаимосвязь: правиль­ное артикулирование звуков уточняет восприятие и стабили­зирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же про­изношения нарушают четкость кинестезии и тем самым де­зорганизуют процесс фонемообразования, что, в свою очередь, затрудняет звукобуквенный анализ и во многих случаях де­лает его неверным. Поэтому необходимо проводить нацеленную ра­боту по совершенствованию фонематического восприятия, фо­нематических представлений и произносительных возможностей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале.

Сегодня мы рассмотрим комплекс игровых программ, нацеленных на развитие слухового восприятия и внимания, фонематического слуха. Данные игры можно использовать на уроках чтения и письма в качестве орг. момента, физминутки, на внеклассных мероприятиях с элементами соревнования и т.д. Они помогут сделать процесс обучения детей в начальном звене более продуктивным, разнообразным и интересным.

 

Выделение и называние неречевых звуков

Что за шум?

Для этой игры понадобится коллекция самых разнообраз­ных шумов. Например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др. Лучше, если это будет маг­нитофонная запись. Если такой записи нет, можно попробовать их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.

Правила игры очень простые. Ведущий демонстрирует де­тям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучива­ются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.

Ну-ка прислушайся!

Один из игроков (ведущий) заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бро­сает предметы на пол, ударяет по ним рукой, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов ведущий произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех произ­водит тот же звук, а отгадавший занимает его место за ширмой.

Чем играем?

Для игры потребуется набор предметов, способных изда­вать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвучен­ные мячи и др.

Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хо­рошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно по­знакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становит­ся спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются зву­ки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продол­жает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Музыкальные инструменты

Для проведения игры необходимо подготовить пленку с записью нескольких музыкальных инструментов (если есть сами инструменты, можно воспользоваться ими), а также кар­тинки с их изображением. Под каждой картинкой пишется название инструмента. Детям дается возможность прослушать музыкальный от­рывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, отгадать, звучание какого из них они слышали, показать его на картинке. Если инструменты детям достаточно хорошо знакомы (они их неоднократно слышали), то можно провести другой, не­много шуточный вариант игры. Один игрок озвучивает (сво­им голосом) задуманный им музыкальный инструмент, а другие отгадывают его. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

 

Слухачи Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, кото­рые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем — на звуки, доносящиеся с пришкольного учас­тка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключе­ния слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.

Где будильник?

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет боль­шой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведуще­му, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

Шумящие коробочки

10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут органи­зовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Глав­ный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и при­мерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Чередование характера, темпа движений, направления движений, ориентируясь на усиление-ослабление громкости звучания сигнала или смену его темповых характеристик

Быстро медленно

На громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, медленно, на внешней стороне стопы; на тихие, час­тые удары — бегут на цыпочках, словно мышки.

Тихо громко

Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по группе (классу), когда раздаются громкие хлопки — стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший ошибку в чередовании движений, платит фант.

Шаг бег стоп!

Перед началом игры ведущий — взрослый, играющий на музыкальном инструменте, и дети договариваются о харак­тере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую — бодро шагать, под плясовую — бежать на носочках; пауза в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договорен­ность, на некоторое время выбывают из игры.

Прослушать серию звуков и определить их число; прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.

Сосчитай удары

Ведущий игры предлагает детям закрыть глаза и внима­тельно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услы­шат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).

Молоточки

Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «моло­точком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм игрок может полу­чить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных.

Ритмические рисунки

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуко­вых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонталь­ными палочками — паузы между сериями сигналов.

 

 

Игровое задание — прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их. Обратное задание — воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

 

/Логопед раздаёт учителям описание условий данных игр/.

 

Литература

1.     Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999.

2.     Степанова О.А. профилактика школьных трудностей. – М., 2003.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019