РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ,
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов (А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Д.Б. Эльконин). У детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее — различение звуков на слух и в собственном произношении — становится возможным лишь после овладения ребенком способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, Г.В. Гуровец, Л.С. Цветкова (1988) и др. называют нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве. Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться' и по наследству, что провоцирует возникновение у детей трудностей при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития (А.Р. Лурия, 1975). Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать отсутствие у детей необходимого опыта специальной деятельности по наблюдению и выделению фонематических явлений, обусловленное снижением внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых — родителей, педагогов ДОУ. Недостатки фонематического восприятия могут быть изолированными или сочетаться с нарушениями звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Между процессами звукопроизношения и фонемообразования существует тесная взаимосвязь: правильное артикулирование звуков уточняет восприятие и стабилизирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же произношения нарушают четкость кинестезии и тем самым дезорганизуют процесс фонемообразования, что, в свою очередь, затрудняет звукобуквенный анализ и во многих случаях делает его неверным. Поэтому необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию фонематического восприятия, фонематических представлений и произносительных возможностей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале.
Сегодня мы рассмотрим комплекс игровых программ, нацеленных на развитие слухового восприятия и внимания, фонематического слуха. Данные игры можно использовать на уроках чтения и письма в качестве орг. момента, физминутки, на внеклассных мероприятиях с элементами соревнования и т.д. Они помогут сделать процесс обучения детей в начальном звене более продуктивным, разнообразным и интересным.
Выделение и называние неречевых звуков
Что за шум?
Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно попробовать их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.
Правила игры очень простые. Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучиваются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.
Ну-ка прислушайся!
Один из игроков (ведущий) заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов ведущий произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший занимает его место за ширмой.
Чем играем?
Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвученные мячи и др.
Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
Музыкальные инструменты
Для проведения игры необходимо подготовить пленку с записью нескольких музыкальных инструментов (если есть сами инструменты, можно воспользоваться ими), а также картинки с их изображением. Под каждой картинкой пишется название инструмента. Детям дается возможность прослушать музыкальный отрывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, отгадать, звучание какого из них они слышали, показать его на картинке. Если инструменты детям достаточно хорошо знакомы (они их неоднократно слышали), то можно провести другой, немного шуточный вариант игры. Один игрок озвучивает (своим голосом) задуманный им музыкальный инструмент, а другие отгадывают его. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.
Слухачи Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем — на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.
Где будильник?
Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.
Шумящие коробочки
10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
Чередование характера, темпа движений, направления движений, ориентируясь на усиление-ослабление громкости звучания сигнала или смену его темповых характеристик
Быстро — медленно
На громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, медленно, на внешней стороне стопы; на тихие, частые удары — бегут на цыпочках, словно мышки.
Тихо — громко
Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по группе (классу), когда раздаются громкие хлопки — стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший ошибку в чередовании движений, платит фант.
Шаг — бег — стоп!
Перед началом игры ведущий — взрослый, играющий на музыкальном инструменте, и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую — бодро шагать, под плясовую — бежать на носочках; пауза в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры.
Прослушать серию звуков и определить их число; прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.
Сосчитай удары
Ведущий игры предлагает детям закрыть глаза и внимательно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).
Молоточки
Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных.
Ритмические рисунки
Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками — паузы между сериями сигналов.
|
|
|
|
|
Игровое задание — прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их. Обратное задание — воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.
/Логопед раздаёт учителям описание условий данных игр/.
Литература
1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999.
2. Степанова О.А. профилактика школьных трудностей. – М., 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.