РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Оценка 5
doc
22.12.2019
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
развитие зрительно - моторных координаций.doc

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ.

            В процессе обучения письму можно выделить три основные группы трудностей, которые связаны:

- с недостатками речевого развития и фонетико — фонематического восприятия

- с общим состоянием ребенка (трудностями адаптации, болезнью или другими факторами)

- с нарушением моторики, затруднениями зрительно — моторных координаций.

            При коррекции трудностей первой группы факторов, необходимы логопедические занятия, во втором случае ребенку нужно помочь справиться с " сопутствующими трудностями”. Развить моторику и зрительно — моторные координации можно в результате выполнения специальных упражнений, которые больше подходят для домашних занятий, так как требуют систематичности и индивидуального темпа работы для их освоения.

Рекомендации для родителей, желающих помочь ребенку, следующие:

1. Работайте спокойно, без упреков и порицаний.

2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.

3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить его.

4. При неудаче повторите, давая аналогичные задания.

5. Усложняйте задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

6. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.

7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может непроизвольно ошибку. Но избегайте слов: “Ты делаешь не так”, “Это неправильно”.

            Очень важно, чтобы ребенок  " чувствовал "форму и пропорции любого графического элемента, умел правильно располагать его на линии и относительно других элементов. Копирование фигур, моделирование из деталей — прекрасная тренировка зрительно — моторных координаций. Нарисуйте на чистом листе нелинованной бумаги 6 квадратов. В верхней части изобразите фигуры, различные по конструкции, а в нижних квадратах попросите ребенка нарисовать точно так же. Если задания сделать в виде карточек, их можно использовать многократно.

            Оценивая работу, нужно обратить внимание ребенка на ошибки (несоответствие размера; неправильное соотношение штрихов, элементов, неверное расположение в квадрате и другое). Обязательно нужно объяснить, как изобразить фигуру (откуда начать, куда вести). Для того, чтобы усложнить задания, можно попросить ребенка запомнить, что нарисовано, перевернуть карточку заданием вниз и нарисовать то, что было на карточке. Начинать работу по памяти следует с одного элемента.

            Для развития зрительно — моторных координаций очень полезно упражнение на дописывание букв. Варианты задания могут быть следующими:

            Часто детям бывает трудно понять, как должна располагаться буква на строке и вообще трудно определить то пространство, ту часть строки, в которой должна быть написана буква. Чтобы ребенок справился с этой проблемой, он должен увидеть, что любая буква — это один или несколько графических элементов (составных частей). Поэтому желательно, чтобы ребенок дописывал букву ручкой другого цвета. Полезны упражнения на нахождение одинаковых или разных элементов букв. Инструкция может быть следующей: "Внимательно рассмотри, из каких частей состоят буквы. Найди одинаковые элементы и обведи их (или напиши этот элемент справа):

            Более сложным является задание на установление закономерностей, требующее анализа. Чтобы заполнить пустые клетки квадратов, дети должны понять, каков принцип расположения букв или их элементов в остальных “окошках”:

    В варианте а) важно заметить, что в каждом ряду одни и те же буквы записаны в разном порядке; в задании б) в последней клетке каждой строки - общий элемент двух предыдущих букв ; задание в) предусматривает синтез буквы из данных элементов с верным их расположением относительно друг друга; в варианте  г) букву получаем, забирая из исходной указанный элемент.                                                                                                                                                  Умение ребенка видеть отличия не всегда связано со способностью выполнить отличающиеся фигуры по инструкции или расположить фигуры одну по отношению к другой. Для тренировки этой способности можно дать задания типа:

  Нарисуй круг, поставь точку слева от него, а под кругом нарисуй треугольник. Нарисуй треугольник, круг и квадрат так, чтобы треугольник был справа от квадрата и  слева от круга (между квадратом и  кругом). Многие трудности обучения связаны не только с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве, но не знает или путает значения слов, обозначающих пространственное расположение (внутри, выше, ниже, сверху, сбоку, справа, слева, впереди, сзади). Чтобы ребенок усвоил эти понятия, а также научился правильно использовать предлоги для описания взаимного расположения предметов, можно предложить ему поиграть в игру “Сыщики”. На столе размещаем несколько предметов и предлагаем ребенку найти задуманную вещь по описанию его расположения. Например, возьми то, что лежит справа от карандаша под пеналом; ниже линейки, слева от карандаша и т. д. Поменявшись ролями, мы дадим ребенку возможность самому рассказать о расположении выбранного им предмета, употребляя для этого нужные слова.

            Если у ребенка слабо развита моторика, его нужно учить вести руку по заданной траектории. Сначала лучше тренироваться на “больших” движениях. Задания могут быть такими: на листе нелинованной бумаги расположить 10 — 15 точек и звездочек. Соединить одной линией звездочки, а другой точки. Усложнить задачу можно, обозначив точки цифрами от 1 до 10 и попросив соединить цифры прямыми линиями в прямом или обратном порядке.

            Одновременно при этом тренируется способность планировать своё движение. Соединяя точки по порядку, можно получить какое-либо изображение . Для того, чтобы научиться вести руку, можно предложить раскрутить спираль вправо и влево, нарисовать волны, выдерживая расстояние между линиями:

В этом случае полезна и штриховка (сверху вниз, слева направо, правая, левая). Но дети с нарушениями моторики не очень охотно выполняют эти задания. Они уже знают, что у них “плохо получится”. С большей охотой дети нанизывают мелкие детали или пуговицы различной величины. Сначала можно нанизывать детали на шнурок. По мере тренировки шнурок заменяется на толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой придется каждый раз скручивать, а это дополнительная тренировка. Можно предложить детям выложить буквы рукописного или печатного шрифта из пуговиц, мелких камешков или зерен. Усложненный вариант: выбирать пуговицы одного размера, цвета или формы. Можно конструировать буквы из проволоки или шнурка, располагая его на столе. Очень полезна игра " Волшебный мешочек”, когда дети, закрыв глаза, определяют на ощупь, какой предмет взяли. Узнавание букв на ощупь, вслепую, возможно лишь при тщательной "работе" кончиков пальцев, так как большинство букв различаются лишь количеством элементов и их пространственным расположением

            Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы,  запоминать конфигурацию буквы, соотношение  её элементов. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание: найти и обвести заданную букву; каждую букву, которую ты узнал, запиши отдельно.

 

     Для облегчения этой же задачи можно использовать "метод прямоугольника”, объясняя, что любая буква — это один или несколько графических элементов (составных частей).

            Для детей, имеющих нарушения или задержку в развитии моторики и зрительно — моторных координаций, нельзя использовать тетради с величиной рабочей строки 4 мм. Лучше взять обычную тетрадь с высотой строки 10 мм и учиться писать большими по величине буквами. Нужно объяснить и показать ребенку, что такое верх и низ, середина, право, лево, справа налево, слева направо. Нужно научить ребенка вести руку сверху вниз, слева направо, справа налево, доводить до верхней, нижней, средней линии. Отдельно нужно объяснить, как вписывается в условный прямоугольник овал, как располагаются те элементы буквы, которые выносятся за строку вверх и вниз. Одного  объяснения недостаточно, нужно добиться того, чтобы ребенок сам мог это объяснить, а, объясняя, выполнить.

            Уточнить и закрепить пространственные представления помогут графические диктанты, выполняемые на бумаге, разлинованной в клетку. Поставив точку, предлагаем ребенку следовать точно инструкции: три клетки вниз, одну вправо, две вверх и т.д. В результате получаем букву, цифру, предмет, которые можно заштриховать, а затем скопировать .

            Очень эффективно для закрепления зрительного образа буквы, понимания её составных частей специальное лото, где каждый квадрат — часть буквы, разрезанной по горизонтали и по вертикали. Лото можно сделать из картонных квадратов. На каждой стороне квадрата должна быть половинка буквы. Нет смысла использовать сразу все буквы. Сочетаний будет так много, что ребенок вряд ли справится. Лучше, если в основе будет 6— 10 букв, но можно начинать и с четырех. Собирать можно не только буквы, но и слоги (см. приложение).

ЛИТЕРАТУРА:

1. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? М. — Просвещение, 1991.

2. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. — Владос, 1998.

3. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова. Готовимся к школе. ГИППВ Аквариум, 1998.

4. С.О.Филиппова. Подготовка дошкольников к обучению письму. С. — П. — Детство — Пресс, 2001.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019