Конспект урока "Лоскутное шитье"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Документация
doc
технология
6 кл
21.12.2019
Конспект урока "Лоскутное шитье"
Урок технологии с использованием ПК. Перед уроком сканируем и размещаем образцы тканей в банк, а на уроке обучающиеся используют эти образцы при создании схемы декоративной подушки.
лоскутное шитьё.doc

Учительский конкурс открытых уроков «Методические открытия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок технологии с использованием ИТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лоскутное шитьё — неиссякаемый источник творчества

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель технологии

Кисликова Елена Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


Класс (возраст учащихся): 6А, 11 – 12 лет

 

Актуальность работы:

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность. Современное общество обязано беречь и сохранять свое национальное достояние, передавать молодому поколению традиции и национальные истоки народного творчества. И сегодня многогранность декоративно-прикладного искусства находит свое отражение в работе современных молодежных организаций, что подтверждается в регулярном проведении творческих выставок, фестивалей, конкурсов.

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках технологии у девочек обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Представленные материалы дают возможность учащимся работать в индивидуальном темпе. При необходимости неоднократно возвращаться к получаемой информации. Использование презентаций и дидактических заданий в компьютерном варианте поможет отрабатывать навыки работы с различным программным обеспечением.

 

Цель:

- формирование навыков составления схемы узора для оформления декоративной подушки и изготовление шаблонов при помощи ПК.

Задачи:

Образовательные:

– расширение представлений, учащихся об истории возникновения и развития лоскутного шитья;

 – пропедевтика понятий «печворк», «квилт», «текстильная мозаика», «текстильный коллаж»;

– изучение основных техник выполнения лоскутного шитья («шахматка», «изба», «колодец», «мельница»);

– формирование навыков работы по составлению цветовых композиций.

Развивающая:

– развитие креативных способностей и эстетического вкуса учащихся при изготовлении декоративных подушек.

Воспитательная:

– воспитание чувства ответственности, аккуратности эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

 

 

Ожидаемые результаты урока:

На уроке учащийся должен использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности по созданию эскиза декоративной подушки. При помощи прикладного программного обеспечения создать узор декоративной подушки из предложенных образцов ткани и построить шаблоны для ее изготовления.

 

Место в программе:

Занятия лоскутной пластикой в общеобразовательной школе могут проводиться в урочное и внеурочное время со школьниками любого возраста.

Рассмотрим блок «Лоскутная пластика», который рекомендован для изучения в 5 классе. На данном этапе учащиеся только осваивают приемы работы на швейной машине, поэтому могут выполнять только простые способы соединения лоскута. Чтобы освоить более сложные операции по изготовлению изделий в этой технике предлагается внести в программу 6 класса несколько уроков по теме «Лоскутная пластика», которые хорошо вписываются в раздел «Рукоделие». Они позволят выполнить изделие из ткани и отработать навыки работы на ПК. 

 

Оснащение урока:

Материально-техническая база: рабочие компьютеры, мультимедийный проектор, коллекция тканей, инструменты для лоскутной пластики, текстовый редактор MS Word, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”.

Дидактическое обеспечение: демонстрационные материалы (презентация «Лоскутная пластика»), таблица цветового круга, инструкционные и технологические карты выполнения работы.

 

Методические приемы:

– Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных и здоровьесберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение разноуровневых заданий, в том числе творческих.

– Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;

– Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с использованием информационных технологий;

– Контроля и самоконтроля: игровой прием “Знаю, не знаю”, самооценка учащимися своей работы, мини - выставка.

 

План урока:

I.                      Организационный момент

1. 1. Приветствие

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

II.                   Бескомпьютерная часть:

2.1.                   Повторение (через разгадывание кроссворда). Сообщение темы урока.

2.2. Изучение нового материала:

2.3.1.Сообщение учащихся об истории лоскутного шитья.

2.3.2. Сообщение учащейся о видах лоскутного шитья сегодня.

2.3.3. Рассказ учителя об орнаменте.

2.3.4. Цветоведение (сообщение учащихся + учитель).

III.               Практическая работа за ПК.

3.1. Вводный инструктаж

3.2. Индивидуальная работа учащихся.  Текущий контроль учителя за работой учащихся.

3.3. Творческий отчет по итогам работы

IV.                Подведение итогов урока.

 

Ход урока:

I.           Организационный момент

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Сегодня у нас необычный урок, а открытый. Тему сегодняшнего урока я объявлю чуть позже, после того, как учащиеся разгадают кроссворд.

 

II. Повторение изученного материала по теме “Материаловедение”

2.1. Повторение

Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока. (Приложение 1, слайд 1)

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?

Правильно - “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.

Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”.

Цель нашего урока:

- формирование навыков составления схемы узора для оформления декоративной подушки;

-  изготовление шаблонов при помощи ПК.

 

2.3.  Изучение нового материала

Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья (слайд 3, 4)

Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:

ü     Что способствовало возникновению лоскутного шитья?

ü     В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

ü     Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?

Ученики:

1 ученица:

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

2 ученица:

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы.

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, в то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

- Спасибо, девочки.

- Кто ответит на заданные вопросы?

(Ответы учащихся).

- А как вы думаете, продолжает ли существовать и развиваться лоскутное шитье в наши дни?

(Ответы учащихся)

Правильно, и в наше время много людей занимается лоскутным шитьем. Их называют лоскутницами. Они создают великолепные изделия. Давайте посмотрим их работы, которые представлены на слайде (слайд 5)

Как вы уже, наверное, поняли из представленных работ, существуют различные виды лоскутного шитья. Узнаем о них подробнее:

Ученица:

Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками. К наиболее распространенным относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж и текстильная мозаика.

Печворк. В переводе с англ. яз. «Patch- work» - лоскутное изделие. Изделия собирают из кусочков ткани разных расцветок.

Квилт. В переводе с англ.яз. «квилт» - стеганое одеяло. Является разновидностью печворка и отличается от него тем, что обязательно имеет 3 слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку и подкладку. Все 3 слоя обязательно простеганы.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определенный рисунок.

Текстильная мозаика. Это орнамент, выполненный из отдельных, подогнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва «зигзаг».

 

2.3.3. Рассказ учителя об орнаменте

Что же такое орнамент?

(Ответы учащихся)

Это слово произошло от латинского «ornamentum», то есть «украшение».

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или группы узоров (слайд 6, 7)

Орнамент состоит из ритмически повторяющихся элементов (мотивов) или нескольких элементов, которые называются раппортом (это название пришло к нам из Франции и обозначает повторяющуюся часть рисунка).

Закрепление понятий (слайд 8, 9)

Вам представлен орнамент, с выделенным раппортом, необходимо назвать элементы и мотивы орнамента. (Ответ учащихся)

В зависимости от изображенного мотива все орнаменты можно разделить на несколько видов:

·  Растительный орнамент - разрабатывается на основе изображения деревьев, листьев, ветвей, травы, цветов, плодов.

·  Животный орнамент - складывается из стилизованных фигур птиц, животных, насекомых.

·  Человекообразный орнамент - изображает фигуру человека.

·  Геометрический орнамент составляется из повторяющихся сочетаний геометрических элементов.

·  Меандровый орнамент составляется из непрерывных ломаных линий.  

Выбор орнамента зависит от характера и расположения композиции. Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

В зависимости от формы и размещения узора на полотне орнаменты бывают:

Ленточные -  имеют вид полосы.

Центрические - как правило, вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.  Иногда их еще называют розеточными.

·  Сетчатые орнаменты отличаются полным заполнением рабочей поверхности вышитым узором.

·  Симметричные - когда элементы орнамента располагаются строго пропорционально друг другу и центру общей композиции.

·  Асимметричным орнаментам присуще неравномерное расположение деталей относительно середины мотива.

·  Кроме того, существуют еще и комбинированные орнаменты.

Лоскутное шитье включает в себя несколько техник. К ним относятся:

·  шитьё из квадратиков («шахматка»);

·  шитьё из полосок («изба» и «колодец»);

·  шитьё из треугольников («мельница»).

2.3.4. Цветоведение

Для того чтобы создать красивый орнамент необходимо правильно подобрать лоскутки по цвету. Вспомним законы цветоведения.

Рассказ учениц:

1 ученица:

Все существующие в природе цвета принято делить на две группы (слайд 11):

- Хроматические (цветные, окрашенные) – все цвета и оттенки спектра;

- Ахроматические (бесцветные) – белый, черный и все переходы серого.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т.е. могут быть светлее или темнее.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета.

2 ученица:

Соединяя различные цвета, используют в основном два приема:

Сочетают контрастные цвета или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг – остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе (слайд 12)

Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Оттенков – множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» цвета).

Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый. Они оказавшись по соседству становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга.

Учитель:

До сих пор речь шла о гармонии двух цветов. Но часто сочетания двух цветов бывает недостаточно, чтобы получить необходимый цветовой эффект. Тогда используют гармонию триады (гармонию трех цветов) (слайд 13)

Обратимся вновь к треугольникам цветового круга. Два треугольника – две триады: первая – из основных цветов, вторая – из дополнительных. Первая триада очень жесткая, и, как правило, между этими цветами очень трудно найти равновесие. Необходимо прибегать к их разбеливанию или зачернению или разделять их нейтральным серым, белым или черным. А вот вторая триада считается очень устойчивой, красивой. Можно получить триады сложных цветовых оттенков, вращая треугольники цветового круга вокруг его центра. В триаде обычно один из цветов ведущий, остальные – дополняющие.

ü  Какие основные свойства цвета вы знаете?

ü  Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?

ü  Какие цвета гармонично сочетаются друг с другом?

III. Практическая работа за ПК:

Задание к практической работе:

Сейчас вам необходимо:

1.     составить свою схему орнамента для оформления декоративной подушки.

2.     Выбрать ткани по цвету и структуре из представленных образцов.

3.     Рассчитать размеры элементов орнамента и приготовить шаблоны для раскроя деталей подушки.

Давайте вспомним:

- Какими техниками лоскутного шитья мы можем воспользоваться при составлении схемы оформления декоративной подушки?

(Ответы учащихся)

Посадка учащихся за ПК.

На ваших столах находятся инструкционные карты и памятки последовательности выполнения практической работы (Приложение 2)

Самостоятельная работа учащихся.

IV. Итоги урока

·анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся,

·анализ допущенных ошибок (если они есть);

·выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.

Домашнее задание: Принести лоскутки, шаблоны, ножницы, карандаш, линейку.

 

Литература

1.                     Басманова В.В. Опыт обучения школьников лоскутному шитью с применением компьютера. // Школа и производство. 2006. №7. – с. 9.

2.                      Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – с. 69.

3.                      Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000. – с. 96.

4.                      Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – с. 240.

5.                     http://www.pechwork.ru/tradus.html - традиционные техники лоскутного шитья

6.                     http://folomyova.narod.ru/-  выставки, уроки, схемы лоскутного шитья

7.                     http://www.quilters.ru/events/ – все о выставках по лоскутному шитью.


Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Инструмент для ручной работы с тканью.

2.     Дефект ткани.

3.     Физическое свойство ткани.

4.     Вид волокна животного происхождения.

5.     Вид первичной обработки текстильного волокна.

6.     Специалист ткацкой фабрики.

7.     Процесс отделочного производства ткани.

8.     Технологическое свойство ткани.


Приложение 2

Создание орнамента

1)      Открыть Microsoft Word.

2)      Настройка параметров страницы: Файл/Параметры страницы

(все поля страницы – 1 см)

3)      С помощью панели инструментов «Рисование» установить сетку на странице: Рисование/Сетка (задать нужные размеры клетки)

4)      Используя основные геометрические фигуры создать разработанный орнамент

5)      Инструментом «Цвет заливки»  закрасить все необходимые фигуры отсканированными образцами тканей, которые находятся в палитре: Способы заливки/Рисунок/Мой компьютер/Диск D/Узоры

 

 

Создание шаблонов деталей для раскроя с припусками на швы

1)      Выбрать новый лист: Файл/Создать

2)      Установить нужный размер клетки сетки: Рисование/Сетка

3)      Скопировать нужные фрагменты орнамента на новый лист

4)      Установить реальные размеры фигуры, используя сетку страницы

5)      Скопировать полученную фигуру и установить для нее тип линий «Пунктир»

6)      Поставить ее на задний план страницы: Рисование/Порядок/На задний план

7)      Изменить размеры фигуры (1см с каждой стороны от основной фигуры)

8)      Сгруппировать все фигуры орнамента в единую: Выделить все фигуры/ПКМ/Группировать

9)      Подписать страницу, используя инструмент «Надпись»

10)  Отправить полученный документ на печать: Файл/Печать/ОК

 

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Конспект урока "Лоскутное шитье"
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей