РАЗВИТИЕ
СОМАТОГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
(ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛА)
Растяжки. Отклонение от оптимального тонуса мышц - это и причина, и следствие возникших изменений в психической и двигательной активности детей. Так, гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности, нарушении сна, может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Именно поэтому в развивающей работе с детьми большое значение придается оптимизации тонуса мышц при помощи растяжек.
«Кобра». Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Представить себя «коброй»: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину; ягодицы и ноги расслаблены. Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.
«Растяжка по осям». Лежа на спине. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение и расслабление только верхней половины тела, затем - нижней), лево-право (напряжение и расслабление левой, затем правой половиной тела), перекрест (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги одновременно, затем правой руки и левой ноги одновременно).
«Лучики». Лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление шеи, спины, ягодиц, правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
«Дерево». Сидя на корточках. Спрятать голову в колени и обхватить их руками. (Это «семена», которые как бы постепенно прорастают и превращаются в дерево.) Медленно подняться на ноги, распрямляя туловище. Поднять руки, напрячь тело, и вытянуть его вверх. «Подул ветер»: раскачивать тело («деревья»).
«Кошечка». Встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. Одновременно, вдохнув, отводя голову назад, прогибая позвоночник вниз, поднимать, максимально вытягивая, правую руку и левую ногу. Вернуться в исходное положение. Затем, то же движение левой рукой и правой ногой, но делать при этом выдох, шипя, опуская подбородок к груди, выгибая спину вверх, как кошечка.
Массажи. Развивающая работа должна включать в себя различные виды массажей. Систематический массаж улучшает функции рецепторов, проводящих путей, укрепляет рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. В условиях детского сада для дополнительной афферентации тела ребенка, т.е. для постоянного потока нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию, как от внешних раздражителей, так и от внутренних органов, вполне может подойти ежедневное обтирание влажным махровым полотенцем; хождение по массажным коврикам, песку, траве; плавание, контрастный душ, прокатывание «бревнышком» и т.д.
«Бревнышко». Лежа на спине. Прокатываться «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища. Необходимо следить за тем, чтобы ноги, руки и тело ребенка было прямыми, как «бревнышко».
Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке - голове.
«Массаж ушных раковин». Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину. Затем растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины. Упражнение дети могут выполнять парами.
Приемы массажа или самомассажа рук - это поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
1. Подушечки четырех пальцев правой руки установить у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на сантиметр вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же самое проделать и для левой руки.
2. Кисть и предплечье левой руки на столе. Ребром ладони правой руки сымитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.
3. Фалангами сжатых в кулак пальцев произвести движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Поменять руки.
4. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки проделать хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Тоже для правой руки.
5. Выполнить движения, как при растирании замерзших рук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.